ГИППИУС |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Гиппиус
Евгений Владимирович [р. 24.6(7.7).1903, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской обл.], советский музыковед и музыкальный этнограф, доктор искусствоведения (1958). Учился на Общественном факультете Петроградского университета. Окончил Ленинградский институт истории искусств (1924) и научно-композиторский факультет Ленинградской консерватории (1928) по классам композиции М. О. Штейнберга, дирижирования Н. А. Малько и истории музыки Б. В. Асафьева. Специализировался в области собирания и изучения народной музыки и поэзии. Участвовал в экспедициях по русскому Северу (Пинега, Мезень, Печора), Центральной России, Белорус. Полесью, Армении, Узбекистану. Изучал фольклор народов Сибири, угро-финских и тюркских народов, цыган, песни русского рабочего и международного революционного движения. Основатель (1927) и научный руководитель (до 1943) фонограмархива АН СССР, в 1939—41 заведующий кафедрой народной музыки Ленинградской консерватории, в 1944—49 профессор и заведующий кафедрой музыкального фольклора Московской консерватории. В 1946—52 старший научный сотрудник института этнографии, в 1959—63 — Московского института истории искусств.
Соч.: Крестьянская лирика, в кн.: Русский фольклор, Л., 1935; Песни Пинежья, кн. 2, М., 1937 (совм. с З. В. Эвальд); Интонационные элементы русской частушки, «Советский фольклор», 1936, № 4—5; «Эй, ухнем». «Дубинушка». История песен, М., 1962; «Красное знамя». Из истории песни трех русских революций, М., 1969 (совм. с П. Г. Ширяевой).
II
Гиппиус
Зинаида Николаевна [8(20).11.1869, Белев, ныне Тульской обл., — 9.9.1945, Париж], русская писательница. Жена Д. С. Мережковского (См. Мережковский). В 1888 опубликовала первые стихи. Характерная представительница декадентства в русской литературе, Г. сочетала в своих стихах проповедь чувственной любви, ницшеанские мотивы возвеличения личности с религиозным смирением. Автор романов «Чёртова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913), пьес «Маков цвет» (1908, совместно с Д. Мережковским и Д. Философовым) и «Зелёное кольцо» (1916), мемуаров «Живые лица» (1925). Как критик (псевдоним Антон Крайний) Г. выступила с защитой символизма («Литературный дневник», 1908). Октябрьскую революцию встретила крайне враждебно. В эмиграции (с 1920) выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй.
Соч.: Собр. стихов, кн. 1—2, М., 1904—10.
Лит.: История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, М. — Л., 1963.
|
Энциклопедия Отечеcтво |
ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов (1904, 1910) -мотивы трагической отъединённости от мира, волевого самоутверждения. В рассказах (сб-ки "Алый меч", 1906, "Лунные муравьи", 1912, и др.) - нравственно-философская проблематика. Роман "Чёртова кукла" (1911). Критические статьи (ки. "Литературный дневник", 1908). В сб. "Последние стихи" (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920),- резкое неприятие революции.
|
Имя собственное в русской поэзии 20 в |
1. (Александр Васильевич (?-1942) – один из ближайших друзей юности А. А. Блока) Предтечи вечного сиянья Неугасимого огня. Ал. Гиппиус Эпгрф. АБ901 (I,473); 2. (Зинаида Николаевна (1869-1945) – рус. поэтесса, писательница, лит. критик) З. Н. Гиппиус Посв. АБ914 (III,278); 3. (Татьяна Николаевна (?) – художница-график, сестра З. Н. Гиппиус) (Из альбома «Kindisch» (нем. – «Детское») Т. Н. Гиппиус) Подзаг. АБ905 (II,12); 4. см. БЕСТУЖЕВ |
Литературная энциклопедия |
1. Василий Васильевич [1890—] — литературовед. С 1922 — профессор Пермского университета. Основная работа Г. — «Гоголь» (Л., 1924) — представляет собою схему творческой эволюции автора «Мертвых душ». Последние работы Г. посвящены лит-ому окружению крупных писателей, к-рое изучается им в общем духе формальной школы (см.). Библиография: I. Работы Г.: О композиции Тургеневских романов, см. «Венок Тургеневу», Одесса, 1919; Люди и куклы в сатире Салтыкова, Пермь, 1927; Итоги и перспективы изучения Салтыкова, «Zeitschrift fur slavische Philologie», 1927, т. IV, вв. 1—2; Композиция «Ревизора» в историко-литературной перспективе, сб. «Література», Укр. Акад. наук, 1928 и др. II. Виноградов В., Гоголь и натуральная школа, Л., 1925; Переверзев В., Творчество Гоголя (предисловие ко 2-му изд.), Иваново-Вознесенск, 1926. III. Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.
2. (Мережковская) Зинаида Николаевна [1869—] — поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним — Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в «Северном вестнике». Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала «Новый путь». Ей принадлежит также ряд статей в «Мире искусства». Символизм Г. — это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении — книга рассказов «Новые люди» [1907] и сборник «Небесные слова», составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: «Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться — вот и станет вам спокойно жить» (рассказ «Легенда»). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных
539 символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества: «Стою над пропастью, под небесами —
Но улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок бог, но не могу молиться,
Хочу любви, но не могу любить...» [1893]. К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен («Отец! Отец! Склонись к твоей земле, — она пропитана сыновней кровью»). Октябрьскую революцию Г. восприняла, как «блудодейство», «неуважение к святыням», «разбой». Стихи Г. периода 1917—1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер: «Рабы, лгуны, убийцы, тати ли —
Мне ненавистен всякий грех.
Но вас, Иуды, вас, предатели,
Я ненавижу больше всех». Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием «Живые лица»). Вступивший в ВКП(б) В. Брюсов, по ее мнению, «похож на шимпанзе»; зато «Аня» (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное «творчество» Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует «звериный лик» эмигрантщины. Библиография: I. Рассказы — т. I («Новые люди»), СПБ., 1896 (то же, изд. М. Пирожкова, СПБ., 1907); т. II («Зеркала»), СПБ., 1898; т. III (Рассказы), СПБ., 1902; т. IV («Алый меч»), СПБ., 1906; т. V («Черное по белому»), СПБ., 1908; т. VI («Лунные муравьи»), М., 1912; Чортова кукла, М., 1911; Роман-царевич, М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи [1914—1918], П., 1918; Стихи (Дневник 1911—1921), Берлин, 1922. II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, «Лит-ый распад», кн. 2-я, 1908; Лундберг Евг., З. Гиппиус, 1911; Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус), М., 1912; Гиппиус З., Автобиографическая заметка, «Русская лит-ра XX в.», под ред. С. А. Венгерова, т. I; Брюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I. III. Фомин А. Г., Библиография новейшей русской литературы, «Русская лит-ра XX в.», т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия [1917—1927], т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928. Ан. Т. |
|
|