ГЕТЕРОФОНИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от Гетеро... и греч. phone—звук)
исполнение мелодии несколькими певцами, инструменталистами или теми и другими, при котором в одном или нескольких голосах эпизодически возникают отступления от основного напева. Эти отступления, нередко бессознательные, могут определяться различием в технических возможностях голосов и инструментов, могут быть связаны и с проявлением фантазии исполнителей. К Г. принадлежит, в частности, подголосочный тип многоголосия (см. Голосоведение). Г. изредка встречается в западноевропейской музыке эпохи средневековья, в классической музыке, особенно характерна для народных музыкальных культур Африки, Цейлона, Океании, Индии, Индонезии и др. стран, а также славянских народов. В музыке Индии и Индонезии Г. образуется при исполнении мелодии многими инструментами, каждый из которых варьирует ее в соответствии со своими техническими и выразительными возможностями (например, музыка для Гамелана). В рус. народной музыке Г. сочетается с полифоническими приёмами изложения.
Лит.: Бершадская Т., Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961; Григорьев С., Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1961; Adler G., Uber Heterophonie, в сборнике: Peters Jahrbuch, Bd 15, Lpz. 1909.
|
Современная Энциклопедия |
ГЕТЕРОФОНИЯ (от гетеро... и греческое phone - звук), древнейший музыкальный склад, промежуточный между одно- и многоголосием. Представляет собой одновременное звучание вариантов одной мелодии. Сохраняется в архаичных слоях фольклора и в традиционной музыке разных народов. Общность с гетерофонией ощутима в подголосочной полифонии. Гетерофонии близки некоторые явления в музыке 20 в. (например, в сочинениях И.Ф. Стравинского). |
Орфографический словарь Лопатина |
гетероф`он`ия, гетероф`он`ия, -и |
|
|