|
|
|
|
|
ГЕШТАЛЬТ |
Большой психологический словарь |
(от нем. Gestalt — форма, структура) — основное понятие гештальт-психологии, использовавшееся также Австрийской и Лейпцигской школами, которое обозначает целостные (т. е. не сводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Примеры Г.: кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, не сводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Г. рассматривались в гештальт-психологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития, в Лейпцигской школе Г. считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития, тогда как на ранних этапах этими единицами являются т. н. комплекс-качества. Г. образуются в психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля».
Возникнув первоначально в психологии, термин «Г.» впоследствии стал использоваться для обозначения некоторых целостных физических, физиологических и социальных феноменов. См. Прегнантность, Целостность восприятия. (Е. Е. Соколова.) |
Краткий психологический словарь |
(от нем. Gestalt — образ, форма) — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин Г. предложен гештальтпсихологией и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о Г. зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как Г., имеющий собственные законы, изучение к-рых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи. Среди законов Г. были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность» (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии, неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, который строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта. |
Психологический словарь (И.М.Кондаков) |
Этимология.
Происходит от нем. Gestalt - форма, структура.
Категория.
Единица анализа в гештальтпсихологии.
Специфика.
Обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов связано с действиями законов "расчленения психологического поля". |
Словарь практического психолога |
— функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальт-психологией и стоит в ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:
1) тяготение частей к образованию симметричного целого;
2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;
3) прегнантность — тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму. |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt - целостная форма, образ, структура) - англ. gestalt; нем. Gestalt. Псих, структура как целостное образование, к-рое состоит из различных элементов, воспринимаемых не как простая их сумма, а как единое целое. см. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. |
Философский энциклопедический словарь |
ГЕШТАЛЬТ (нем. Gestalt – форма, образ, структура) – пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов; в переносном смысле употребляется также по отношению к психическим и культурно-историческим образованиям, части которых определяются целым и которые в то же время взаимно поддерживают и определяют друг друга; образования, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей, т.к. вне последних имеют место еще гештальткачества самих этих образований. Напр., в случае акустического гештальтобразования какой-либо мелодии, вне которой имеют место также ее «комплексные качества» (см. ЧУВСТВО). Душа по своей сущности способна формировать гештальты (Gestaltung). Высокоразвитые структуры сознания имеют тенденцию к завершенности, единству, простоте, правильности, к симметрии и включению в предпочитаемые пространственные направления (вертикальное и горизонтальное), к законченности всех кривых, короче говоря, к четкости (см. ПРЕГНАНТНОСТИ ПРАВИЛО), к наилучшему чувственному оформлению внутри сферы наглядного. Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, каждая из которых в свою очередь есть часть общей целостности сознания с признаками ограниченности и расчлененности, причем общая целостность сознания является в себе завершенной структурой, состоящей из относящихся к целому членов, более или менее отличных друг от друга. Ограничение (контур), являющееся основой гештальта, характеризуется степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, «контура». Согласно положению о том, что части определяются целым, в случае, если меняется часть, положение или свойство целого, меняются и все др. части, положения или свойства (см. также ПОЛЕ, МИКРОФИЗИКА). При описании гештальта употребляется также понятие важности (Gewichtigkeit). Целое может быть важным, члены – неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, напр., в некоторых орнаментах), или (что встречается чаще) так, что результатом иерархического распределения важности оказывается своего рода гештальтдоминанта: целое в большей или меньшей степени центрировано (напр., центр гештальта человека – его лицо, центр гештальта лица – глаза) или конкретно направлено к какому-нибудь доминирующему конечному пункту (напр., гештальт дерева – к вершине). Члены гештальта бывают различных рангов (так, напр., в круге: 1) центр, 2) точка на окружности, 3) любая точка внутри круга), выступают как осн. или второстепенные части. Там, где центр еще не установился, его передвижение может сильно изменить характер гештальта, как, напр., при перемене осн. тона аккорда. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (напр., середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, напр. основание колонны), или как направляющая точка (напр., острие стрелы). Из того факта, что душа способна формировать гештальты, вытекает закон «хорошего» гештальта, провозглашавший, согласно Метцгеру (Metzger, Psychologie, 1941) следующее: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось» (пример: построение «картины» звездного неба путем выбора таких звезд, которые легче всего сливаются в более или менее «хорошие» гештальты). Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (напр., приблизительно равносторонний треугольник «рассматривается» как равносторонний, почти прямой угол – как прямой и т. д.; см. ПОНЯТИЕ). Даже там, где человек вмешивается в физическую действительность с целью изменить ее (требуемый гештальт) – в том случае, если нужно не просто разрушить или уничтожить что-нибудь, – вмешательство происходит всегда т. о., что получающиеся восприятия более или менее бессознательно изменяются в направлении хорошего или наилучшего гештальта. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГЕШТАЛЬТ
будет выглядеть так: Что такое ГЕШТАЛЬТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|