Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЕРЦЛЬ ТЕОДОР

Мультимедийная энциклопедия
(Herzl, Theodor) (1860-1904), основатель сионизма как политического движения. Родился в Будапеште 2 мая 1860 в еврейской семье, имевшей центральноевропейские (ашкеназийские), а со стороны отца - испано- португальские (сефардские) корни. Хотя Герцль был гражданином Австро- Венгрии, по языку и образованию он принадлежал к немецкой культуре. Когда Герцлю исполнилось 18 лет, семья переехала в Вену, где он получил образование, а затем степень доктора юридических наук в Венском университете (1884). Вскоре Герцль оставил юридическую практику в судах Вены и Зальцбурга и посвятил себя литературному труду. К тридцати годам он уже написал 17 пьес (шесть из которых были поставлены на сцене) и множество статей, путевых заметок и сказок. Некоторые из них вошли в сборники Новости с Венеры (Neues von der Venus, 1887) и Книга глупости (Das Buch der Narrheit, 1888). В 1891-1895 Герцль был парижским корреспондентом венской газеты "Нойе фрайе прессе", ведущего издания либерального направления в Центральной Европе. В эти годы Франция переживала период экономических скандалов, политического кризиса, социального противостояния и нарастающей волны антисемитизма, достигшего кульминации в деле Дрейфуса. Освещая эти события и наблюдая за скандировавшими "Смерть евреям!", Герцль выразил свою тревогу в пьесе Гетто (Das Ghetto, 1894, затем была переименована в Новое гетто, Das Neue Ghetto; поставлена в 1898), в которой изобразил психологическое воздействие антисемитизма на демократических, либерально настроенных евреев, привыкших к атмосфере гражданского равенства. Пережитый Герцлем шок привел к разработке им плана возрождения еврейского государства и заселения еврейским народом его исконных территорий. По плану Герцля, землю следовало купить, для чего требовались дипломатические переговоры. Аргументы в пользу таких шагов и детальный проект осуществления идеи движения изложены в его книге Еврейское государство (Der Judenstaat), вышедшей в Вене в 1896. Герцль не знал, что его проект не был первым: то же политическое решение выдвигалось еврейскими мыслителями 1860-1880-х годов. Оригинальность нового плана заключалась в его конкретности - его необходимо было осуществить без промедления, не вдаваясь в долгие дискуссии. Следуя своим убеждениям, Герцль приступил к переговорам в качестве "государственного деятеля" без государства, правительства или какой-либо политически организованной группы. Не имея официального статуса и не обладая влиянием, Герцль обращался к правителям, государственным чиновникам и финансистам, вершившим судьбы Европы и Ближнего Востока. Среди них - кайзер Вильгельм II и статс-секретарь иностранных дел Бернхард фон Бюлов в Германии; султан Абдул-Хамид II в Турции; Джозеф Чемберлен и лорд Ланздаун в Англии; В.К.Плеве и С.Ю.Витте в России; папа Пий X, кардинал Мерри дель Валь и король Италии в Риме; барон де Гирш и барон де Ротшильд в еврейской среде. Созванный по инициативе Герцля 1-й Сионистский конгресс основал организацию, которая должна была представлять евреев как политическую силу, а именно Всемирную сионистскую организацию (август 1897). Движение имело целью развитие национального самосознания евреев через обучение основам еврейской религии, ивриту, знакомство с еврейской литературой и искусством, а также укрепление решимости евреев построить еврейское государство в Палестине. Возглавляемая Герцлем организация начала собирать средства, необходимые для образования нового государства. Герцль организовал выпуск на немецком языке сионистской газеты "Ди вельт" ("Die Welt", 1897). Герцль был исключительно предан идее независимого еврейского государства; несмотря на отсутствие ощутимых результатов, его колоссальная энергия и самоотверженные усилия были неистощимы. За исключением правительства Великобритании (предложившего территорию в Уганде), правительства других государств относились к его идее враждебно или недоверчиво, и даже дружески расположенные политики сомневались в финансовых возможностях сионизма и способности евреев поселиться на новом месте и построить свое государство. Кроме того, неблагоприятной была и международная обстановка. Герцль буквально изнурил себя задачей, которую перед собой поставил. Умер Герцль в Эдлахе (Австрия) 3 июля 1904. Однако движение, которое он создал, политические деятели, которым он передал свое вдохновение, дух еврейского народа, поддержанный его верой, - все вместе произвело на свет еврейское государство всего через четыре десятилетия после смерти Герцля. Государство Израиль было официально провозглашено 14 мая 1948. 14 августа 1949 останки Герцля были перезахоронены на горе Герцля, возвышающейся над Иерусалимом. Эпиграф "Если захотите, это не будет сказкой" к его роману Возрожденная страна (Altneuland, 1902) мог бы стать девизом всей жизни Теодора Герцля. ЛИТЕРАТУРА Герцль Т. Еврейское государство. Пг., 1917 Герцль Т. Полное собрание сочинений, т. 1. Пг., 1918
История философии. Грицианов
ГЕРЦЛЬ Теодор (1860—1904) — один из основоположников сионизма, автор брошюры ‘Еврейское государство. Попытка современного решения еврейского вопроса’ (1896), которая стала манифестом сионистского движения. Родился в Венгрии. Первоначально был сторонником ассимиляции евреев. Так, основной причиной еврейских погромов в различных европейских странах Г. считал пребывание евреев в гетто. Он утверждал: ‘Скрещивание западных рас с так называемыми восточными — вот достойное и великое решение!’ В это же время в Европе среди представителей ‘титульных’ наций идея ассимиляции вызывала решительный протест. Дюринг в работе ‘Еврейский вопрос как проблема расового характера и его вредоносность для жизни и культуры’ пытался обосновать антисемитизм. Дюринг требовал исключить влияние евреев в общественной жизни и прессе, поставить их имущество под государственный контроль, ограничить их число на государственной службе в соответствии с процентным соотношением к остальному населению и запретить браки с ними. По мнению Г., решение еврейского вопроса может заключаться только в возвращении внутренней и внешней свободы для евреев и еврейства. Г. рассматривает враждебность к евреям не как реликт прежних времен, который постепенно отомрет, а скорее как прямое следствие уравнения в правах. Иными словами, уравнение в правах как интеграционная мера себя не оправдала, а стремление евреев к ассимиляции в нееврейском окружающем мире — ложный путь, обреченный на провал. ‘Я не считаю еврейский вопрос ни социальным, ни религиозным, даже если он временами принимает ту или иную окраску. Это вопрос сугубо национальный... Мы — народ, единый народ’, — писал Г. Он приходит к выводу, что нация — ‘эго историческая группа людей с идентифицируемым единством, которая удерживается вместе благодаря общему врагу’. Г. было практически все равно, где будет находиться будущее еврейское государство. Он был готов собрать евреев в Восточной Африке или Южной Америке, если тамошние ‘геологические, климатические... короче, естественные условия всякого рода’ допустят масштабное поселение. Не будучи сосредоточен на какой-либо специфической территории, Г. собирался в первую очередь решать такие две крупные задачи, как подготовка еврейского государства изнутри и создание политических органов, учреждений и гарантий извне путем приобретения земли и согласия властей. Для их решения, считал Г., решающее значение принадлежит идее еврейского государства: ‘Нет никого настолько сильного или богатого, чтобы взять народ и перенести его с одного места жительства на другое. Это подвластно только идее. У государственной идеи есть такая сила’. К концу жизни Г. признал единственно возможной целью сионизма Палестину. Произошло это по причине провала многочисленных его усилий, направленных на создание еврейского государства по другим географическим адресам, а также ввиду усиления антисемитизма в Европе на рубеже 19—20 вв. В завещании Г. назвал местом своего временного упокоения, пока еврейский народ не перенесет его бренные остатки в Палестину, Деблинское кладбище в Вене. Одним из первых мероприятий молодого государства Израиль было исполнение последней воли Г. — перенос в 1949 его останков в Иерусалим.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЕРЦЛЬ ТЕОДОР


будет выглядеть так: Что такое ГЕРЦЛЬ ТЕОДОР