Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЕРБАРТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, — 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809—1833), где основал при университете педагогическую семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене (с 1833). Г. противостоял нем. классическому идеализму послекантовкого периода — философии И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля; отрицал творческий и спонтанный характер сознания. По Г., основой философии является Опыт, а сама она должна заниматься «обработкой понятий опыта» для их выяснения и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их непригодность для опыта в случае противоречивости (Г. отрицал реальность противоречий), Метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика, которая у Г. включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей. Отталкиваясь от кантовского понятия «вещи в себе» и учения Лейбница о Монадах, Г. утверждал существование т. н. «реалов» — множества простых и неизменных сущностей, благодаря различных взаимоотношениям которых возникает область явлений или единичных вещей.
         Г. явился основоположником т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по Г., заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии и т.п., которые и являются источником эстетического удовольствия. Эстетические идеи Г. были развиты Р. Циммерманом и Э. Гансликом.
         Психологические идеи Г. оставили заметный след в истории психологии. Г. выступил против учения о способностях как первичных и неразложимых духовных силах, поскольку оно не может объяснить «естественной истории души», т. е. закономерного формирования психической жизни человека. Г. первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Душа есть определённый реал, обладающий состояниями, которые суть представления. Движение представлений составляет жизнь души. Представления, вытесненные из сознания, сохраняют своё влияние на него. Они образуют область бессознательной душевной деятельности (см. Бессознательное). Каждое новое явление сознания находится под воздействием наличного запаса неосознаваемых представлений, составляющих т. н. «апперцептивную массу» (см. Апперцепция). Из соотношения представлений Г. пытался вывести все факты психической деятельности, в том числе волю, чувство и т.д. Это придало его учению крайний интеллектуализм.
         Последователи Г. (Х. Штейнталь, М. Лацарус) распространили его теорию на объяснение исторического развития при разработке этнической психологии. Хотя Г. отрицал применимость эксперимента в психологии, его идеи оказали влияние на создателей экспериментальной психологии — Г. Фехнера, В. Вундта и др. В частности, Г. подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Его взгляд на бессознательную психику сыграл роль в подготовке Фрейдизма.
         В. А. Костеловский.
         Философские и психологические воззрения Г. сыграли важную роль в разработке его теории обучения: философия указывает цели воспитания, психология — пути достижения этих целей. Главная цель воспитания, по Г., — гармония воли с этическими идеалами и выработка многосторонних интересов. Путями воспитания Г. считал «управление детьми», воспитывающее обучение, развивающее многосторонние интересы, и собственно нравственное воспитание. Важнейшей дидактической задачей Г. считал развитие произвольного внимания.
         Г. выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока: ясность — соответствующая первоначальному ознакомлению с новым материалом при широком использовании средств наглядности; ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы; система — выделение главного, выведение правил и законов; наконец, метод — применение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений. Абсолютизация и универсализация данной схемы приводила последователей Г. к формализации процесса обучения. Средства нравственного воспитания — одобрение и порицание, отвлечение от всего возбуждающего, соблюдение правил, выработка религиозного чувства смирения и зависимости от высших сил. Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства. С нравственным воспитанием у Г. тесно связано «управление», состоящее во внешнем дисциплинировании детей, в приучении их к порядку. Средства управления — надзор, приказание, запрещение, угроза, наказание, а также умение занять ребёнка.
         В педагогической системе Г. получил отражение его политический консерватизм. Этим объясняется большая популярность педагогики Г. в правительственных кругах многих стран в 19 в.
         Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—19, Lpz. — Langensalza, 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.
        Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Flugel O., Herbarts Lehre und Leben, 2 Aufl., Lpz.,1912; Fritzsch Th., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz. — B., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Munch., 1928; Zimmer H., Fuhrer durch die deutsche Herbart-Literatur. Langensalza, 1910.
         А. И. Пискунов.
        И. Ф. Гербарт.
Современная Энциклопедия
ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 - 1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т.п.).
Новый философский словарь
(Herbart)
Иоганн Фридрих (1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кенигсберге (с 1808). Основные сочинения - "Общая педагогика" (1806), "Основные моменты метафизики и логики" (1807), "Общая практическая философия" (1808), "Психология" (1816), "Общая метафизика с началами философского учения о природе" (1828-1829) и др. Г. ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую "реалом". В этом понятии Г. соединил лейбницевскую "монаду" и кантовскую "вещь в себе". В работах по психологии Г. отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил использовать математические методы для точного изучения психических феноменов. Душа, будучи "реалом", не заключает в себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души. Через представление душа обретает свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены. Так душевная жизнь индивида представляет собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей "напряженности", сменить собой другое, делая его предыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Этот процесс теоретически возможно математически измерить через вычисление "суммы задержки" двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу в течение одного мгновения. Ряды представлений образуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одни из постепенно образованных связей и представлений не могут разорваться снова. Совокупность одновременно действующего "представливания" (Г.) называется сознанием. Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной активности человека, имеет начало или в самих представлениях, или в их "напряженности", или в организме. По утверждению Г., обучение должно строиться на применении "эстетических суждений", потому что "нет преподавания более подходящего, чем наглядное". Цель воспитания и обучения - укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая "напряженность" нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой "задержке". В процессе обучения, в первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал "напряжение"получаемых представлений. Данное количество "напряжений" должно в сумме составить некий "час преподавания", который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает представления. Каждая "сила" должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество "часов".
А.Н. Шуман
Философский словарь
Иоганн Фридрих (1776 — 1841) — нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Основой всего существующего Г. считал “реалы” — вечные, неизменные, духовные (как “монада” у Лейбница) и непознаваемые (как “вещь в себе” у Канта) сущности. “Душа” — наиболее совершенный “реал”, порождающий все психические явления. В логике Г. стоял на позициях Канта. В педагогике он отошел от демократических принципов своего учителя Песта-лоцци. Отдельные его взгляды (деление внимания на активное и пассивное, признание опытной психологии и др.) сыграли положительную роль. Религию он обосновывал телеологией. Социально-политические взгляды Г. реакционны: он отвергал конституционный строй, высшей добродетелью народных масс считал подчинение господствующим классам.
Философский энциклопедический словарь
ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (род. 4 мая 1776, Ольденбург – ум. 14 авг. 1841, Геттинген) – нем. философ; с 1805 – профессор в Геттингене, с 1808 – в Кенигсберге, с 1831 – снова в Геттингене. Согласно Гербарту, философия – это обработка понятий. Логика стремится к отчетливости (ясности) понятий, метафизика – к их упорядочению, эстетика в широком смысле слова, содержащая в себе также этику, – к дополнению понятий определениями ценности. Для метафизики Гербарта характерно то, что он предполагает существование множества простых реальных сущностей (подобных лейбницевским монадам), каждой из которых соответствует простое само себя сохраняющее качество. Душа – это простая реальная сущность, место которой в мозгу; статика и механика представлений как форма (ритм) самосохранения души достаточны для объяснения психических явлений, т. к. для их разъяснения нет надобности прибегать к т. н. душевным способностям: «Закономерность душевной жизни совершенно тождественна закономерности звездного неба». Психология Гербарта в области абстрактного мышления является чистым интеллектуализмом, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична. Источником эстетических и этических идей, согласно Гербарту, являются непроизвольные суждения вкуса, источником этических идей – в частности, суждения вкуса в применении к волевым отношениям. Нормами нравственной жизни как отдельного человека, так и всего общества служат практические идеи: 1) внутренней свободы, 2) совершенства, 3) благосклонности, 4) права, 5) возмездия или справедливости. В государстве эти идеи становятся идеями правового общества, системы заработной платы, системы управления, системы культуры и воодушевленного общества. На этике Гербарта основана его педагогика, вокруг которой в 19 в. была создана, вопреки намерениям Гербарта, особая школа педагогического формализма. Осн. произв.: «Allgemeine Pдdagogik», 1806 (рус. пер. «Главнейшие педагогические соч.», 1906); «Hauptpunkte der Metaphysik», 1806; «Allgemeine praktische Philosophie», 1808; «Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie», 1813; «Lehrbuch zur Psychologie», 1816 (рус. пер. «Психология», 1895); «Psychologie als Wissenschaft», 2 Bde., 1824-1825; 4Allgemeine Metaphysik», 2 Bde., 18281829.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Оль-денбург,— 14.8,1841, Гёттинген), нем. философидеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. («Осн. моменты метафизики и логики» — «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении филос. реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Осн. филос. соч. Г.— «Общая метафизика с началами филос. учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen der philosophischen Naturlehre», Bd l—2, 1828—29). В центре метафизики Г.— понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Г. приходит к понятию «реала» кал конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию которых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Т. о., явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Г. называет эту часть метафизики си-нехологией; от греч. /? — связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Г.— это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в · математике. Среди моментов, сближающих Г. с позитивизмом 1-й пол. 19 в. и удаляющих его от диалектики нем. классич. идеализма,— определ. математизация философии на фоне характерного для Г. сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённой спекуляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Г. с её анализом «души» и «Я» как понятий, которые, подобно «вещи», подвергаются критич. рассмотрению. «Душа», по Г., — «простая реальная сущность», и Г. рассчитывает абстрактные формулы, согласно которым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Г. пользуется при этом терминами «торможение», «вытеснение» и др.). Математич. методы не находят, однако, здесь адекватного для себя материала — одно из свидетельств разнородности филос. начал Г. Философия Г. не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию филос. реализма и в сер. 19 в. стала офиц. университетской системой философии. В Австрии получили развитие и эстотич. идеи Г.: Р. Циммерман (Zimmermann R., Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстрактного формализма, О, Гостински же (Hostinsky O., Herbarts Asthetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением композиции художеств. произведений как структуры равновесия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармонию воли с этич. идеями и выработку многостороннего интереса, Г. считал осн. путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), воспитывающее обучение и нравств. воспитание. Большой популярностью в европ. педагогике 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. пользовалось учение Г. о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).
        Samtliche Werke, Bd 1 — 19, Lpz. — Langensalza, 1887—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1875; Избр. педагогич. соч., т. 1, М., 1940; Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 322— 334.
        Шишкин Н., О детерминизме в связи с математич. психологией, «Вопросы философии и психологии», 1891, кн. 8; История философии, т. 3, М., 1943, с. 472—78; F r i t z s с h Т., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz.—13., 1921; Wei? G., Herbart und seine Schule, Munch., 1928.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЕРБАРТ


будет выглядеть так: Что такое ГЕРБАРТ