|
|
|
|
|
ГЕККЕЛЬ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Haeckel)
Эрнст (16.2.1834, Потсдам, — 9.8.1919, Йена), немецкий биолог. С 1861 приват-доцент зоологии и сравнительной анатомии, в 1862—1909 профессор Йенского университета. Исследовал радиолярий (1862 и 1887), известковых губок (1872) и медуз (1879, 1880). Наиболее известны труды Г. по развитию и пропаганде эволюционного учения и популяризации основ естественнонаучного материализма: «Общая морфология организмов» (т. 1—2, 1866), «Естественная история миротворения» (1868), «Теория гастреи» (1874—77), «Антропогения, или история развития человека» (1874), «Систематическая филогения» (1894—96). В книге «Мировые загадки» (1899), положительное значение которой отметил В. И. Ленин (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 370—71), Г. отстаивал материалистическое мировоззрение в противовес идеализму и агностицизму. На основе теории Ч. Дарвина о происхождении видов Г. развил учение о закономерностях происхождения и развития живой природы, пытаясь проследить генеалогические отношения между различными группами живых существ (Филогенез) и представить эти отношения в виде «родословного древа». Основываясь на наблюдениях эмбриологов, особенно А. О. Ковалевского (См. Ковалевский), Г. сформулировал гастреи теорию (См. Гастреи теория); происхождение многоклеточных животных от гипотетического предка, напоминающего двуслойный зародыш — гаструлу (См. Гаструла). Ключом к познанию филогенеза, по Г., служит изучение развития особи — Онтогенеза. Отмеченную ещё Дарвином связь между онтогенезом и филогенезом Г. обосновал под названием биогенетического закона (См. Биогенетический закон). В трактовке движущих сил эволюции Г. проявлял непоследовательность, пытаясь эклектически соединить в одном учении принципы Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка и признавая как Естественный отбор, так и прямое приспособление организмов к условиям среды путём наследования приобретённых признаков. Философские и общественно-политические взгляды Г. также характеризовались непоследовательностью.
Соч. в рус. пер.: Современные знания о филогенетическом развитии человека, СПБ, 1899; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюционную идею, СПБ. 1909: Естественная история миротворения, т. 1—2, СПБ. 1914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924; Мировые загадки, М., 1937.
Лит.: Schmidt Н.. Ernst Haeckel. Leben und Werke, В.. 1926; May W., Ernst Haeckel. Versuch einer Chronik seines Lebens und Wirkens, Lpz., 1909; Was wir Ernst Haeckel verdanken, Bd 1—2, Lpz., 1914 (библ.).
Л. Я. Бляхер.
Э. Геккель.
|
Новый философский словарь |
(Haechel)
Эрнст (1834-1919) - немецкий биолог, профессор Иенского университета (1865-1909). Основные сочинения: "Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии" (1899), "Естественная история миро-творения" (1868), "Монизм" (1892), "Чудеса жизни" (1904), "Бог в природе" (1914) и др. Страстный защитник и пропагандист эволюционных концепций в биологии, Г. развивал учение Дарвина о естественном отборе как факторе органической эволюции. Сформулировал основной биогенетический закон, согласно которому в онтогенезе (индивидуальном развитии организма) кроется ключ к познанию филогенеза (истории происхождения вида). В трактовке движущих сил эволюции Г. стремился синтезировать идеи Дарвина и Ламарка. Г. исследовал проблему естественного возникновения жизни из неорганических веществ. С "Всеобщей морфологии организмов" Г. (1866) начинается развитие дисциплинарной экологии. Работы Г. сыграли видную роль в распространении эволюционизма и в критике креационизма.
Е.В. Петушкова |
Философский словарь |
Эрнст (1834 — 1919) — нем. биолог-дарвинист, известен своими выступлениями в защиту эволюционной теории Дарвина и естествен-ноисторического материализма. Г. высказал ряд теоретических положений, направленных на дальнейшее развитие дарвинизма, — биогенетический закон, учение о филогенезе, идею естественного возникновения жизни из неорганических веществ. Г. углубил представление Дарвина о естественном отборе как факторе органической эволюции. Широкую популярность Г. принесла книга “Мировые загадки” (1899), в к-рой ученый разоблачал религиозно-идеалистическое мировоззрение и отстаивал материалистические взгляды на природу. Против этой книги выступили сторонники идеалистической философии и религии, идеалистически настроенные естествоиспытатели. В защиту Г. выступили передовые ученые, высокую оценку “Мировым загадкам” дал Ленин (Т. 18. С. 367 — 378). Г. официально порвал с религией и церковью. Однако он не всегда был последователен, допускал отступления от материализма и атеизма, предлагая заменить официальную религию верою в бога-Природу (в духе пантеизма Спинозы). |
Философский энциклопедический словарь |
ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст (род. 16 фев. 1834, Потсдам – ум. 9 авг. 1919, Йена) – нем. зоолог; профессор в Йене (1865-1909). Осн. произв. – «Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии» (1899) – получило в то время широчайшее распространение и оказало большое влияние на натурфилософию (рус. пер. 1922). Априорных знаний, по Геккелю, не существует, есть только почерпнутые из опыта знания более ранних поколений, которые узакониваются путем наследования. Философия также должна основываться на принципе развития. «Первое начало» материи и ее формы движения столь же мало можно мыслить, как и ее конец. Нужно отклонить допущение существования Бога, направляющего ход мировых событий. Геккель назвал свое учение монизмом. Осн. произв.: «Die Lebenswunder», 1904 (рус. пер. «Чудеса жизни», 1908); «Der Monismus», 1892 (рус. пер. «Монизм», 1924); «Gott – Natur», 1914 (рус. пер. «Бог в природе», 1906); «Natьrliche Schцpfungsgeschichte», 1868 (рус. пер. «Естественная история миротворения», 1915); «Anthropogenic», 1874; «Generelle Morphologie der Organismen», 1866; «Kristallseelen», 1917. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(Haeckel) Эрнст (16.2.1834, Потсдам,— 9.8.1919, Йена), нем. биолог, учёныйматериалист. Наиболее известны труды Г. по развитию эволюц. учения и популяризации основ естеств.-науч. материализма. В кн. «Мировые загадки» (1890, рус. пер. 1937), положительное значение которой отметил В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 370—71), Г. отстаивал материалистич, мировоззрение в противовес идеализму и агностицизму. В своей методологии Г. противопоставлял индукцию дедукции (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.-20, с. 540—43). На основе теории Дарвина о происхождении видов Г. развил учение о закономерностях происхождения и развития живой природы, пытаясь проследить генеалогич. отношения между различными группами живых существ (филогенез) и представить эти отношения в виде «родословного древа». Ключом к познанию филогенеза, по Г., служит изучение развития особи — онтогенез. В трактовке движущих сил эволюции Г. проявлял непоследовательность, пытаясь эклектически соединить принципы Дарвина и Ламарка.
в рус. пер.: Совр. знания о филогенетич. развитии человека, СПБ, 1899; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюц. идею, СПБ, 1909; Естеств. история миро-творения, т. 1—2, СПБ.1914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924.
У ш м а н Г., Определение Э. Г. понятия «экология», в кн.: Очерки по истории экологии, М., 1970, с. 10—21; S eh m i d t H., Ernst Haeckel. Leben und Werke, B., 1926; Ernst Haeckel, hrsg. v. V. Franz, Bd l—Sein Leben, Denken und Wirken, Jena, 1943. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГЕККЕЛЬ
будет выглядеть так: Что такое ГЕККЕЛЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|