ГЕЙЛИНКС |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Geulincx)
Арнольд (31.1.1624, Антверпен, — 1669, Лейден), голландский философ-идеалист. Профессор философии в университетах Лувена (1646—58) и Лейдена (с 1665). Проблематика философии Г. определилась под влиянием Р. Декарта. Как один из главных представителей Окказионализма доказывал невозможность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход которых изначально согласован богом (позже Г. В. Лейбниц использовал этот пример для теории предустановленной гармонии (См. Предустановленная гармония)).
Соч.: Gnotti se auton sive Ethica, [s. 1.], 1675; Physica vera, [s. 1.], 1688; Metaphysica vera..., Amst., 1691; Opera philosophica, Bd 13. [s. 1.], 1891—93.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 406—08: Vleeschauwer Н. J. de, Three centuries of Geulincx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957: Lattre A. de, L'occasionalisme d' A. Geulincx, P., 1967.
В. В. Соколов.
|
Философский энциклопедический словарь |
ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (род. 3t янв. 1624, Антверпен – ум. нояб. -1669, Лейден) – голл. философ; профессор с 1665. После перехода от католич. веры к реформистской боролся против схоластического и клерикального образа мысли и, исходя из дуализма Декарта, был основателем окказионализма – учения, согласно которому душевный процесс является поводом, побудительным случаем (occasion) для наступления соответствующего телесного процесса, а телесный процесс – поводом для наступления соответствующего психического процесса. Само наступление какого-либо из этих процессов вызывается Богом. Поскольку мы являемся просто зрителями этого события (ибо о душе мы знаем мало, о теле – еще меньше, а о взаимодействии их – меньше всего), то нам не остается ничего другого, как безропотно следовать неизбежному ходу вещей: «Ita est, ergo ita sit» («Это так, следовательно, пусть будет так!»). Осн. произв. – «Ethik oder ьber die Kardinaltugenden». |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антверпен,— 1669, Лейден), голл. философ-идеалист. Подверг критике схоластич. аристотелизм. Философия Г. сложилась под влиянием Декарта. Как один из гл. представителей окказионализма доказывал невозможность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход которых изначально согласован богом (позже Лейбниц использовал этот пример для теории предустановленной гармонии).
Gnotti se auton sive Ethica, [s. 1.1, 1675; Physica vera, Is. 1.1, 1688; Metaphysica vera..., Amst., 1691; Opera philosophica, v. 1—3, Is. l.j, 1891 — 93.
История философии, т. 1, M., 1957, с. 406—08; V I e e-schauwerH. J. de, Three centuries of Geulinrx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957; L a t t r e A. de, L'oc-casionallsme d'A. Geulincx, P., 1967. |
|
|