Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГАРТНЫЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Тишка (псевдоним; настоящее имя и фамилия Дмитрий Федорович Жилунович) [23.10(4.11).1887—11.4.1937], белорусский советский писатель и общественный деятель, академик АН БССР (1928). Член КПСС с 1918. Род. в местечке Копыль, ныне Минской обл. С 1912 — в Петербурге, сотрудничал в газете «Правда», редактировал белорусскую газету «Дзяннiца» («Денница»). Председатель первого Советского правительства Белоруссии (1919). Г. — поэт, прозаик, драматург, публицист и критик — принадлежал к революционно-демократическому направлению в белорусской дооктябрьской литературе; наряду с крестьянской тематикой в его лирике большое место занимает образ рабочего — сборник «Песни» (1913). В сборниках «Песни труда и борьбы» (1922) и «Торжество» (1925) Г. славил завоевания Октября, труд советского человека. Наиболее значительные произведения — роман «Соки целины» (1914—29) о формировании революционного сознания белорусского народа. В сборниках рассказов «Щепки на волнах» (1924) и «Аллеи» (1927) показана героика Гражданской войны, созданы образы коммунистов. Автор пьес и романа о коллективизации «Перегуды» (1935).
         Соч.: Збор твораў, т. 1—4, Miнск, 1929—32; Coki цалiны, т. 1—2. [Вступ. ст. А. Адамовича], Miнск. 1957: Вершы, Miнск, 1967: в рус. пер.— Хозяин. [Послесл. С. Х. Александровича], М.—Л., 1962.
         Лит.: Клачко А., Цiшка Гартны, Miнск, 1961; Александровiч С., Цiшка Гартны, в кн.: Гicторыя беларускай савецкай лштаратуры, т, 1, Miнск, 1964.
         С. Х. Александрович.
Литературная энциклопедия
Тишка [1887—] — псевдоним видного белорусского поэта и беллетриста Дмитрия Федоровича Жилуновича. Р. в местечке Копыль, Слуцкого уезда, в семье чернорабочего; в детстве был пастухом. С 1905 г. принимал активное участие в революционном движении. К этому же времени относятся его юношеские лит-ые опыты на русском яз. В 1906 Г. — член Комитета Копыльской соц.-дем. организации. В 1908 примыкает к белорусскому национальному движению и с тех пор пишет исключительно по-белорусски. Во время Октябрьской революции Г. выдвинулся как крупный революционный и общественный деятель: в 1919 он был предсовнаркома БССР. В настоящее время Г. — начальник Главискусства. Все творчество Г. пронизано социальными темами: труд мелкого ремесленника, рабочее и крестьянское движение до Октябрьской революции, Октябрь в его динамике, обрисовка наших дней с их колоритными фактами строительства новой жизни. Эти тематические линии взаимно перекрещиваются в творчестве Г. Особенно рельефно выделяется в его произведениях мотив борьбы, к-рый представляет собой творческую доминанту писателя; он выступает у Г. в аспекте натуралистическом, психологическом и социальном: писатель обрисовывает борьбу стихий в природе, преимущественно
399 останавливаясь на ее грозных и могущественных явлениях и отступая так. обр. от идиллически-крестьянского штампа, укрепившегося в белорусском литературном пейзаже; психика человека дана в творчестве Гартного преимущественно как арена борьбы и коллизий; но с особой любовью и проникновением развертывает автор социальную борьбу масс за свое освобождение (роман «Сокі цаліны»). В белорусскую, преимущественно народническую, лит-ру Г. вносит новые темы рабочего движения и мотивы урбанизма. Творчество Г. отражает пролетарскую психо-идеологию. Его мироощущение пронизано коллективизмом. Революцию он воспевает не как посторонний наблюдатель и зритель, а как непосредственный участник борьбы и современного строительства. Главный источник творчества писателя — его собственный жизненный опыт — от тяжелого труда кожевника и деятельности в соц.-дем. организации до ответственной роли в современном советском строительстве. В торжествующем темпе революции поэт находит свой высший идеал красоты. Но революция — это только отправной пункт эстетики Г. Как нечто торжественное он воспринимает жизнь в целом («Урачыстасьць»). Рядом с положительными сторонами творчество Г. имеет и некоторые отрицательные, гл. обр. в области формально-художественной: композиционная неслаженность, противоречащая принципу художественной телеологичности, стилистическая растянутость и эйдологическая узость — все это безусловно представляет собой пассив Г. Но позднейшие произведения («Урачыстасьць» и сб. «Прысады») обнаруживают значительные достижения в области эвфонии, ритмики, композиции и более динамического художественного синтаксиса. На общем фоне белорусской лит-ры Г. выделяется как писатель, в творчестве которого наиболее ярко отразилось пролетарское течение. Библиография: I. Г. принадлежат следующие сборники стихов: «Piesni», 1913; «Песьні працы і змаганьня», Бэрлін, 1922; «Урачыстасьць», Мэнск, 1925. Художественная проза его представлена произведениями: «Трэскі на хвалях», М., 1924; «Прысады», М., 1927 — два сборника рассказов; «Сокі цаліны» — роман в 3 частях (вышло пока две части: «Бацькава воля», Бэрлін, 1922 и «На перагібе», М., 1926). Написано им и нессколько драматических произведений: «Хвалі жыцьця», альманах «Зажынкі», М., 1918; «Соцыялістка», «Сцэнічныя творы», сш. I, Мэнск, 1923; «На стыку», сборник «Прысады»; Повести и рассказы, перев. с белор. В. Д. Раковский, со вступит. ст. Сергея Городецкого, М. — Л., 1929. Кроме того много произведений Г. помещено в разных периодических изданиях. Ему принадлежит и целый ряд этюдов в области белорусской критики. II. Піотуховіч М. М., проф., Пролетарская поэзія і лірыка Цішкі Гартнага, Юбилейный сборник, посвященный 15-летию лит-ой деятельности поэта, Мэнск, 1923; Его же, Творчасьць Цішкі Гартнага, «Росквіт», 1928, № 1; Его же, ст. в журн. «Полымя», 1929, № 1; Его же, Ц. Гартный у літературнай крытыца, Менск, 1929. Пиотухович
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГАРТНЫЙ


будет выглядеть так: Что такое ГАРТНЫЙ