ГАБИТУС |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
хабитус (лат. habitus — внешность, наружность), внешний облик человека, его телосложение, конституция, осанка; наружный вид, облик животного или растительного организма, кристалла, минерала.
|
Орфографический словарь Лопатина |
г`абитус, г`абитус, -а и х`абитус, -а |
Словарь Ушакова |
Г’АБИТУС [ха], габитуса, ·муж. (·лат. habitus) (мед.). Общий облик человека с медицинской точки зрения. Габитус больного не внушал доктору никаких опасений. |
Толковый словарь Ефремовой |
[габитус]
м.
Совокупность внешних признаков, внешний вид (человека, животного, растительного организма, кристалла). |
Большой психологический словарь |
(от лат. habitus — внешность, наружность).
1. В популярном смысле Г. — внешний вид человека, включая и костюм. См. Восприятие человека человеком.
2. В физической антропологии Г. — совокупность морфологических свойств человека, т. е. наблюдаемые и измеряемые характеристики внешнего облика (внешние данные).
3. В медицине Г. — совокупность внешних признаков, имеющих диагностическое значение.
4. Согласно фр. социологу Пьеру Бурдье, ментальный Г. — это «система устойчивых, поддающихся переносу диспозиций, которая, интегрируя прошлый опыт, функционирует в каждый момент как матрица восприятий, пониманий и действий и делает возможным достижение бесконечно разнообразных целей» (Bourdieu, 1977). Формируясь в процессе деятельности, Г. образует глубинный (имплицитный) набор представлений о мире и принципов порождения и структурирования деятельности-практики, в силу чего он характеризуется как «история, ставшая природой». Это понятие близко к тому, что называется «аттитюд», «менталитет», «социальный стереотип» и т. д. (Б. М.) |
Современная западная философия |
ГАБИТУС, (от лат. habitus - внешность) - используемое в социологии и социальной философии понятие, обозначающее инкорпорированную , т.е. встроенную в человеческое тело, «записанную» на нем историю и социальность. Понятие Г. было введено <<Элиасом>> и <<Бурдье>> для выражения того обстоятельства, что в процессе социализации человек обретает определенные телесные и поведенческие навыки, которые не являются биологическими по своей природе, но превращаются в неотделимую от его телесности «натуру». Г. проявляется в многообразных феноменах: в способах жестикуляции, в формах сексуального поведения, в манерах питания, гигиены, отправления естественных потребностей, в характере прически, в типе одежды и т.п. Как система приобретенных схем поведения Г. определяет правила и границы тех социальных игр, в которых участвует индивид. Это понятие позволяет в определенном аспекте связать индивидуальное и социальное, преодолевая тем самым традиционную альтернативу методологического <<индивидуализма>> и методологического холизма (коллективизма) в социальной теории. / |
|
|