Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФОНИКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. phone – звук)
        звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего 41 фонема), поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетического воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения (См. Стихосложение)), частично остаётся более свободной (область Ф. в узком смысле слова – она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонической организации текста было различно (в рус. поэзии – в 20 в. больше, чем в 19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия и проза).
         Основным элементом Ф. (эвфонии) является, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются: а) по характеру звуков – аллитерации (См. Аллитерация) (повторы согласных) и Ассонансы (повторы гласных); б) по количеству звуков – двойные, тройные и т.д. (А... А... и А... А... А...), простые и сложные (А... А... и ABC... ABC...), полные и неполные (ABC... ABC... и ABC... AC... BC...); в) по расположению звуков в повторе (ABC... BCA... AC... и пр.) – терминология не установлена; г) по расположению повторов в словах, в стихах и т.д. – анафора (А... – А...), Эпифора (... A –... A), стык (... A – А...), кольцо (А... –... A) и их комбинации. Некоторые из этих повторов могут быть канонизированы и стать элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм. и тюрк. аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме (См. Рифма)).
         Повторы превращаются в систему: а) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (липо-грамматические стихи, как в древвне-индийской поэтике или в стихотворениях Г. Р. Державина, без звука «р»); б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или по контрасту (в строках А. С. Пушкина «Пора, перо покоя просит, я девять песен написал» центральное слово «девять» контрастно выделяется на фоне аллитерации на «п»); в) сходством располагаемых звуков вполне точным (аллитерация на «и», ассонанс на «у») или приблизительным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные).
         Осмысление получающихся таким образом фонических систем (связь «звук и смысл») происходит с различной степенью конкретности: а) звукоподражание или Ономатопея («Знакомым шумом шорох их вершин...» – Пушкин); б) «звуковой символизм» (так, для пушкинских строк «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» небезразлично, что по данным психологии звук «у» независимо от смысла слов обычно воспринимается как «тёмный», «тяжёлый», «грустный» и др.); в) звуковые ассоциации (аллитерирующие звуки напоминают о каком-то названном или неназванном «ключевом слове» – такова теория анаграмм (См. Анаграмма), разработанная Ф. де Соссюром). Но и независимо от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально более выразительным художественно. См. также Звукопись.
        
         Лит.: Артюшков А., Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927; Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. соч., т. 2, М., 1955; Брик О., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Бернштейн С., Опыт анализа «словесной инструментовки», в. сб.: Поэтика, в. 5, Л., 1929; Шенгели Г., Техника стиха, М.. 1960; Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973.
         М. Л. Гаспаров.
Современная Энциклопедия
ФОНИКА (от греческого phone - звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), а именно: звуковые повторы, звукоподражание, паронимы, интонация стихотворная. 2) Раздел стихосложения, изучающий фонику в 1-м значении.
Орфографический словарь Лопатина
ф`оника, ф`оника, -и
Словарь Ожегова
Ф’ОНИКА, -и, жен. (спец.). Звуковая организация художественной речи. Ф. стиха.
прил. фонический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
Ф’ОНИКА, фоники, мн. нет, ·жен. (от ·греч. phone - звук) (линг.). Звуковая сторона, звуковой состав речи; то же, что фонетика во 2 ·знач.
Толковый словарь Ефремовой
[фоника]
ж.
Звуковая сторона речи; фонетика.
Литературная энциклопедия
отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к Ф., а ритмообразующая ее роль входит в теорию ритма и композиции стиха. Одним из основных достижений современной Ф. является отказ от зрительно-графического рассмотрения фонической организации стиха, при к-ром принимались во внимание не звуки, а буквы, тогда как между письмом и произношением любого языка имеются расхождения, иногда очень значительные. Например буквы русского языка «я», «ё», «ю» не соответствуют никакому самостоятельному звуку, а являются в положении после гласного звуками «а», «о», «у» с предшествующим им «й». Поэтому по большей части случаи зияния, т. е. неприятного для слуха столкновения гласных звуков, в русском стихе являются мнимыми, основанными на излишнем доверии к написанию слова. Ряд русских согласных звуков изменяет свое звучание в зависимости от положения в слове и соседства с другими звуками (напр. «луг», «нож» произносятся как «лук», «нош»). Неударяемые гласные теряют в различной степени длительность и отчетливость звучания и даже меняют его качество. Ударения, расстановка к-рых образует ритмическую организацию стиха, становятся в то же время опорными пунктами и его фонической организации. Звуковые повторы гласных (нередко называемые неудачным термином «ассонанс») ощутимы и отчетливы только тогда, когда они образуются ударяемыми гласными. Повторы согласных (обычно обозначаемые словом «аллитерация»), хотя и сохраняют ощутимость, где бы они ни стояли, но приобретают особую яркость, когда они непосредственно
803 предшествуют ударяемым гласным. Ф. не ограничивается рассмотрением лишь звуковых повторов (см.) стиха, но учитывает также общее распределение звуковых масс, сходство или контрасты звуков по способу их произношения, смену тембров и т. п. Сумму всех средств звуковой организации стиха обычно называют инструментовкой. При анализе фонической организации стиха следует иметь в виду, что число звуков каждого языка сравнительно невелико, вследствие чего близкое соседство одинаковых звуков в ней всегда в некоторой степени наличествует, не являясь признаком ее художественной организации. Поэтому о звуковых повторах в стихе нельзя говорить отвлеченно, а лишь в сопоставлении с фонетической системой данного языка. Следует отметить также, что отношение к звуковой насыщенности стиха, в частности к пользованию звуковыми повторами, в разные эпохи испытывало значительные изменения. Поэтому трактовка вопросов Ф. вне конкретной исторической перспективы привела бы к существенным научным промахам. Вопросы фонической организации стиха, усиленно обсуждавшиеся в русской поэзии с начала XX в., имеют в мировой лит-ре многовековую давность. Еще античная поэзия обладала детально разработанной системой правил, оберегавших стих от неблагозвучия (какофонии). Значительной популярностью пользовалось также мастерство звукоподражания, образцы которого в «Энеиде» Вергилия сохранили и до нашего времени широкую известность. Русская поэзия XVIII в., восприняв ряд понятий и терминов античной поэтики, именно в таком объеме включила в свой обиход вопросы Ф. стиха. С одной стороны, проявлялась забота о «сладкозвучии» или «сладкогласии» стиха (позднее эти термины были заменены аналогичным словом древнегреческого происхождения «эвфония») — стремились избежать «стычки», т. е. столкновения трудно произносимых согласных звуков или неприятного для слуха «слития» гласных. С другой стороны, иногда прибегали к «подражательной гармонии слова», т. е. к средствам звуковой изобразительности, к-рые в XVIII в. понимали примитивно — как непосредственное звукоподражание. Примером может служить подражание кваканию лягушек у Сумарокова: «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить». Однако уже в первой четверти XIX в. стало проявляться стремление расширить понятие «подражательной гармонии» и найти в звуковой организации стиха средства для передачи эмоционального содержания и образной выразительности произведения. Разумеется, как эти попытки, так и аналогичные позднейшие рассуждения русских символистов в области звукописи и эмоциональной или даже мистической значимости звуков поэтической речи, не имели научной лингвистической основы. Но как показатель углубленной работы над фоникой стиха у поэтов XIX—XX вв. такие высказывания знаменательны. Достаточно указать на замечание Пушкина в письме к Вяземскому (14—15 авг. 1825): «вла-вла — звуки музыкальные»,
804 или на разностороннее обсуждение Ф. стиха у такого современного поэта, как Маяковский. Библиография русская указана в кн.: Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, [М.], 1933. М. Ш.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФОНИКА


будет выглядеть так: Что такое ФОНИКА