Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФОКИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Фокин
        Александр Васильевич [р. 13(26).8.1912. Кизыл-Арват, ныне Туркменской ССР], советский химик-органик, академик АН СССР (1974; член-корреспондент 1968). Член КПСС с 1939. После окончания Военной академии химической защиты (1935) работал инженером-технологом в химической промышленности; в 1941–47 в Сов. Армии. С 1947 работал в Военной академии химической защиты (в 1959–1970 заведующий кафедрой). Заведующий лабораторией института физической химии АН СССР (с 1974). С 1971 заместитель главного учёного секретаря Президиума АН СССР. Первые исследования Ф. связаны с разработкой промышленных способов синтеза окиси этилена и окиси пропилена прямым окислением олефинов кислородом воздуха, разработкой технологии эфиров цианугольной кислоты, получением трансформаторных масел хлорированием дифенила. Ф. изучены реакции фторолефинов с сернистым водородом, меркаптанами, аминами, хлоридами серы, окислами азота; пиролиз фторолефинов и фторполимеров; впервые получены многочисленные представители новых типов серу-, нитро-, нитрозосодержащих полифторалканов и алкенов. Ф. и его школой разработан метод селективного фторирования азотсодержащих органических соединений; осуществлена радиационная полимеризация фторолефинов; синтезированы эффективные фосфор- и серусодержащие экстрагенты и сорбенты для извлечения и очистки цветных металлов. Ф. – один из авторов современного метода концентрирования и хранения осколочных радиоактивных изотопов. Автор более 250 опубликованных работ и 150 изобретений, многие из которых реализованы в промышленности. Награжден орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Покорение неприступного элемента, М., 1963 (совместно с И. Л. Кнунянцем);. Мир фторуглеродов. (Новые соединения фтора), М., 1968 (совместно с И. Л. Кнунянцем); Осколочные изотопы, М., 1972 (совместно с др.); Методы синтеза органических соединений со связью N–F, в сборнике: Реакции и методы исследования органических соединений, кн. 24, М., 1976 (совместно с др.); Строение и методы синтеза тииранов, 1975, т. 44, в. 2, с. 306–34 (совместно с др.).
        А. В. Фокин.
II
Фокин
        Виталий Алексеевич [4(17).3.1906, д. Высокая, ныне Пыщугского района Костромской области, – 23.1.1964, Москва], сов. военачальник, адмирал (1953). Член КПСС с 1927. На флоте с 1922. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1927) и специальные курсы комсостава (1930). Служил на Балтийском флоте, с 1933 – на Сев. флоте. Во время Великой Отечественной войны 1941–45 командовал дивизионом миноносцев, с 1942 начальник штаба Каспийской военной флотилии, с 1944 командующий эскадрой Сев. флота. В 1947–48 начальник штаба Балтийского флота. С 1948 заместитель начальника, с 1953 начальник Главного штаба ВМФ. В 1958–62 командующий Тихоокеанским флотом, с 1962 – 1-й заместитель Главнокомандующего ВМФ. Член ЦК КПСС в 1961–64. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 1-й степени, Ушакова 2-й степени, Красной Звезды и медалями, а также иностранными орденами.
III
Фокин
        Игнатий Иванович (19.12.1889, Киев, – 13.4.1919, Брянск), деятель росс. революционного движения. Член Коммунистической партии с 1906. Родился в семье рабочего. Чертёжник. Вёл партийную работу на заводах Брянского уезда, в Петербурге (в 1914–16 член комитета, с 1915 – Рус. бюро ЦК РСДРП), Саратове. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. После Февральской революции 1917 один из организаторов Брянского и Бежецкого комитетов, с мая председатель Брянского комитета и член Московского обл. бюро РСДРП (б). С октября 1917 председатель Брянского совета и ВРК. После Октябрьской революции 1917 председатель Брянского уисполкома, руководил восстановлением народного хозяйства; при участии Ф. в мае 1918 были разработаны «Брянские правила» о внутреннем распорядке на Брянском заводе, получившие высокую оценку В. И. Ленина (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 348, 611). Делегат 8-го съезда РКП (б) (1919). Имя Ф. с 1954 носит город Фокино Брянской области (бывший Цементный).
         Лит.: Сб. памяти И. Фокина, Брянск, 1922; Щербаков Д. А., Школьников Л. З., И. Фокин [1889–1919], Тула 1967.
IV
Фокин
        Михаил Михайлович [11(23).4.1880, Петербург, – 22.8.1942, Нью-Йорк], русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901–11 преподавал в Петербургском театральном училище (ученики – Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909–12 и 1914 участвовал в Русских сезонах (См. Русские сезоны) в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Ф. стремился осуществить реформу балетного театра. Каждому спектаклю придавал неповторимый облик, создавал балеты, решенные единым хореографическим языком, обращался к танцевальному фольклору и смежным искусствам; классический танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразительными средствами. Эстетическая программа Ф. включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить мироощущение современного ему зрителя. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симфонической музыке, не предназначенной для балета, Ф. продолжил искания в области танцевального симфонизма и обособил бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографической разработки, как самостоятельный жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Ф. обладал благородной грациозной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классического репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском театре – «Павильон Армиды» Черепнина, «Египетские ночи» Аренского, «Шопениана» на музыку Шопена, «Исламей» на музыку Балакирева, и др.; для Русских сезонов – «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина; балеты «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля, и др. Для А. П. Павловой поставил хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. В 1934–35 работал в «Гранд-Опера», в 1936–39 – в труппе «Балле рюсс де Монте-Карло». В 1923–42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете.
         Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. – М., 1962.
         Лит.: Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Стравинский И., Хроника моей жизни, [пер. с франц.], Л., 1963; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935.
        В. П. Фокина и М. М. Фокин в сцене из балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. 1911.
        М. М. Фокин.
V
Фокин
        Сергей Алексеевич [11(23).6.1865, с. Воскресенское близ Казани, – 1(14).5.1917, Киев], русский химик-органик и технолог. Окончил Казанский университет (1890) и Харьковский технологический институт (1894). Профессор (с 1909) Донского политехнического института (в Новочеркасске), затем Киевского политехнического института (1913–17). Ф. доказал (1906–07), что присоединение водорода к этиленовой связи идёт легко и быстро при комнатной температуре в присутствии Pt (в виде «платиновой черни»). Разработал методику определения «водородного числа» непредельных соединений. Изучал гидрогенизацию жиров в присутствии никелевого катализатора; под его руководством была построена в Казани (1909) первая в России установка для гидрогенизации масел.
         Лит.: Несмелой В. В., К истории промышленности гидрогенизации жиров в России, «Успехи химии», 1949, т. 18, в. 4.
Современная Энциклопедия
ФОКИН Валерий Владимирович (родился в 1946), режиссер. С 1971 в Московском театре "Современник". С 1985 главный режиссер Московского театра имени М.Н. Ермоловой, с 1990 - Московского международного театрального центра имени М.Н. Ермоловой. Для Фокина характерны интерес к острым социально-психологическим и историко-социальным проблемам, тяготение к формам публицистического спектакля. Среди постановок: "Валентин и Валентина" М.М. Рощина (1971), "Ревизор" Н.В. Гоголя (1983), "Говори" А.М. Буравского (по мотивам произведения В.В. Овечкина; 1985), "Спортивные сцены 1981 года" Э.С. Радзинского (1986).
Ономастикон
• Отчество от церковного имени Фока (др-греч. phoce - "тюлень"). • см. ФОКАНОВ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ФОКИН Александр Васильевич (1912-98), химик-органик, академик РАН (1974), генерал-майор-инженер (1963). Труды по элементоор-ганической и прикладной химии; разработал ряд новых методов синтеза фторорганических соединений. Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1986).
2.
ФОКИН Валерий Владимирович (род. 1946), режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1984). С 1971 в Московском театре "Современник", с 1985 главный режиссёр Московского театра им. М.Н. Ермоловой, с 1990 руководитель Московского международного театрального центра им. М.Н. Ермоловой. Для Фокина характерны интерес к острым психологическим и историко-социальным проблемам, стремление к формам публицистического спектакля, острой театральной выразительности. Постановки: "Провинциальные анекдоты" А. В. Вампилова (1974), "Монумент" (по Э. Ветемаа, 1977), "Говори..." А. М. Бу-равского (по В. В. Овечкину, 1985), "Спортивные сцены 1981 года" Э. С. Радзинского (1986), "Превращение" (по Ф. Кафке, 1995), "В городе N" (по "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя, 1994). Государственная премия Российской Федерации (1994).
3.
ФОКИН Михаил Михайлович(1880-1942), артист балета, балетмейстер. С 1898 в Мариинском театре (Арлекин - "Арлекинада" Р. Дриго, Солар - "Баядерка" Л. Ф. Минкуса и др.). В 1909-12, 1914 руководитель балетной труппы "Русских сезонов" (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции и др. странах. Реформатор балетного театра; в постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку (Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.), стремился выразить в танце мироощущение современного человека. Постановки: "Шопениана" на музыку Ф. Шопена (1908), "Петрушка" И. Ф. Стравинского (1911), "Синяя Борода" П. П. Шенка (1941) и др.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФОКИН


будет выглядеть так: Что такое ФОКИН