Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Медицинская энциклопедия
I
Физическая культура
часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Ф. к. формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается по настоящее время Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.
В нашей стране существует государственная структура организации физической культуры и спорта, создана система медицинского обеспечения физкультуры и спорта в виде врачебно-физкультурных диспансеров. Физическая культура внедрена в детских дошкольных учреждениях, в школах, училищах, техникумах, институтах, на предприятиях в форме производственной гимнастики, а также в секциях общей физической подготовки по месту работы или жительства, физкультурно-оздоровительных комбинатах и добровольных спортивных обществах.
Физическое воспитание — организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.
Физическое воспитание, имеющее прикладную направленность на подготовку к определенной трудовой или иной деятельности, принято называть физической подготовкой. Результатом физической подготовки соответственно является физическая подготовленность. Физическая подготовка и ее результат могут носить как общий характер (общая физическая подготовка, ОФП), так и глубоко специализированный, обусловливающий специальную физическую работоспособность в процессе определенной деятельности (например, физическая подготовка геолога, монтажника, космонавта). Физическая культура должна быть органическим компонентом образа жизни каждого человека с рождения и до глубокой старости. Здоровым новорожденным физические упражнения начинают с 11/2 мес. с целью способствовать правильному физическому развитию, при этом пассивная мышечная работа должна сопровождаться массажем. Дети, которым проводят такие процедуры, быстрее совершенствуются в приобретении правильных двигательных навыков (повороты, держание головы, сидение, стояние и начало ходьбы). В дальнейшем физические упражнения в детском и юношеском возрасте позволяют обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации к возрастающим школьным нагрузкам.
Лицам, занятым преимущественно умственным трудом, следует постепенно увеличивать нагрузку, включая крупные мышечные группы, упражнения с усилием, сопротивлением, со снарядами. Работникам тяжелого физического труда целесообразны упражнения на расслабление, разгрузку крупных мышечных групп, использование облегченных исходных положений, так называемые дыхательные упражнения. При наличии заболеваний принимают во внимание необходимость специальных упражнений для коррекции имеющихся отклонений. При занятиях физкультурой и спортом обязательно применяются упражнения общеразвивающие в сочетании с дыхательными и специальными, последние направлены на совершенствование физических качеств. В пожилом возрасте физические упражнения позволяют сохранить работоспособность. Физические упражнения оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние ц.н.с., способствуют улучшению состояния сердечно-сосудистой системы, нормализуются процессы обмена и эндокринная регуляция функций, совершенствуется состояние опорно-двигательного аппарата, формируется правильная осанка. Занятия физической культурой требуют обязательного врачебного контроля, а также самоконтроля. Несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма может вызвать нарушения со стороны различных систем организма, приводя к перенапряжении), к перетренированности.
Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей и подростков может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.
Средствами физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, закаливание и спорт. Дозирование физических нагрузок у детей в процессе занятий Ф. к. — одна из самых трудных задач. Ориентировка при этом только на возраст детей недостаточна, т.к. дети в одном календарном возрасте могут отличаться не только по соматическим типам телосложения, но и по уровню биологического развития.
Одним из важных средств физического воспитания являются движения в водной среде. При этом очень важно, чтобы ребенок не боялся воды, хотел в ней играть, чтобы видел рядом с собой в воде сверстников, родителей, воспитателей. В этих условиях у него быстро появятся навыки плавания. Основным средством физического воспитания детей является игра, с помощью которой они приобщаются к окружающей жизни, овладевают полезными навыками, преодолевают возникающие трудности.
Особо следует обратить внимание на эмоциональную сторону занятий по физическому воспитанию детей. Родители, воспитатели, преподаватели физического воспитания должны обладать доброжелательностью к каждому ребенку, нести детям в занятиях по физическому воспитанию радость, создавать оптимистическое настроение. В решении этих непростых проблем помогают светлые, просторные и чистые помещения либо спортивные площадки и бассейны, в которых должен быть подобран красочный и интересный детям интерьер. На занятиях по физическому воспитанию рекомендуется создавать музыкальный фон со знакомыми детям ритмами.
Особенности физического воспитания детей различных возрастных групп — см. Грудной ребенок (<<Грудной ребёнок>>), <<Дошкольный возраст>>, <<Подростковый возраст>>, <<Школьный возраст>>.
Физическая культура в пожилом возрасте. Наиболее важным результатом использования средств физической культуры при старении организма является их способность предотвратить развитие своеобразного «порочного круга» многообразных нарушений в организме, пусковым фактором которых является гипокинезия. Конечным итогом формирующихся под влиянием двигательной активности благоприятных изменений является повышение адаптационных способностей и резервных возможностей организма, выход на новый, более высокий уровень жизнедеятельности, снижение биологического возраста. Неверно представление, что спортивная закалка в прошлом гарантирует сопротивляемость заболеваниям, «надежность» жизнедеятельности на склоне лет. После периода интенсивных тренировок в молодости ни в коем случае не следует полностью прекращать занятия физическими упражнениями: ставший привычным для организма новый, более высокий уровень жизнедеятельности требует дальнейшей стимуляции, и прекращение ее не проходит в последующем безнаказанно. Если же такие занятия, начатые в молодости, продолжаются всю жизнь, разумеется, в соответствии со снижающимися возможностями организма, то это оказывается одним из самых важных условий активного долголетия, позволяя поднять биологический «потолок» продолжительности жизни.
Снижение функциональных возможностей стареющего организма вынуждает с крайней осторожностью применять максимальные физические нагрузки и основной метод их осуществления — соревнования. Эти нагрузки, равно как и соревновательный метод, используются в среднем, пожилом и старческом возрасте всякий раз в таких условиях, которые исключают перенапряжение (отказ от выполнения нагрузок «через силу», соревнования только в своей возрастной группе и т.д.).
Наиболее полезны при старении элементы тех видов спорта, влияние которых проявляется в наиболее выраженной экономизации функции. Это так называемые циклические виды спорта с нагрузкой на «выносливость»: бег и плавание на длинные дистанции, ходьба на лыжах, гребля и др. Очень полезны также гимнастические упражнения, позволяющие «прорабатывать» все суставы, чтобы исключить развивающееся в них с возрастом ограничение подвижности. Для людей старшего возраста необходимо разнообразие средств физической культуры. Особенно ценны для стареющего организма упражнения, адаптация к которым с возрастом более всего ухудшается. При помощи таких, считавшихся ранее противопоказанными (наклоны туловища, приседание, прыжки, бег и т.п.) упражнений удается эффективно стимулировать восстановительные процессы и тем самым устранить формирующиеся при старении «слабые звенья» регуляции функций организма.
При выполнении физических упражнений не следует переходить границу утомления, а при возникновении чувства усталости видоизменять движения, разнообразить форму мышечной деятельности или, если это уже не приносит облегчения, прекращать ее. «Не преодолевать утомление» — таким правилом следует руководствоваться пожилым людям и особенно лицам старческого возраста.
Для сохранения работоспособности в пожилом возрасте можно прерывать деятельность, отдыхать при первых признаках утомления или «переносить» нагрузку на другие, неутомленные мышечные группы. Последнее предпочтительнее, т.к. позволяет, во-первых, более рационально использовать время занятий физическими упражнениями («плотность» их, т.е. отношение времени, затраченного на двигательную активность, ко всему времени занятия, при этом выше) и, во-вторых, за счет активною отдыха в виде «двигательных переключений» ускорить восстановление реакций организма, вызванных предшествующей нагрузкой.
Обязательно проведение утренней гигиенической гимнастики — ежедневно в течение 12—15 мин в проветренной комнате, а лучше на балконе, во дворе или в саду. В комплекс обычно включают 12—17 упражнений для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса и других, которые повторяют 6—8 раз. Завершают занятие медленной и быстрой ходьбой, дыхательными упражнениями и самомассажем. Комплекс гигиенической гимнастики (или отдельные движения) может быть повторен и во второй половине дня или вечером, однако не позже чем за 2 ч до сна.
Тренировочно-оздоровительные мероприятия осуществляются в форме подвижных игр (городки, бадминтон и др.), катания на коньках, прогулок на лодке, на лыжах, поездок на велосипеде, ближнего и дальнего туризма.
Особенно полезны для людей старших возрастов те виды занятий, которые позволяют сочетать тренирующий эффект физических упражнений с закаливающим действием естественных сил природы (летом — купание и плавание, зимой — прогулки на лыжах и катание на коньках). Среди различных тренировочных занятий популярность приобрели бег трусцой и быстрая ходьба. Лицам, которые раньше не занимались бегом, следует вначале научиться чередовать медленный бег с ходьбой. Физически подготовленным людям можно рекомендовать начать с дистанции 1 км, на которой целесообразно выделить четыре равных отрезка: первый и третий из них отводят бегу трусцой, а второй и четвертый — ходьбе. Очень важно при этом следить за дыханием, которое должно оставаться ритмичным и углубляться по мере преодоления дистанции. Постепенно дистанцию увеличивают.
Важное значение имеет оздоровительное применение трудовых процессов. Особенно полезны в этом отношении виды работ, связанные с деятельностью крупных групп мышц и ритмичностью движений. Наиболее благоприятны работы на свежем воздухе (садовые, полевые), а также несложная слесарная или столярная работа в благоприятных санитарно-гигиенических условиях.
Занятия производственной гимнастикой для тех, кто продолжает работать, требуют уменьшенной нагрузки. Это достигается за счет меньшего количества повторений каждого упражнения и, соответственно, увеличения пауз отдыха между упражнениями. Амплитуда движений несколько ограничивается. Интенсивность физкультуры во второй половине рабочего дня должна составлять 50—60% от интенсивности первой физкультпаузы.
Водная гимнастика занимает то же время (6—8 мин), что и у лиц молодого возраста, однако темп упражнений значительно снижен. Число физкультминуток достигает 5—8 на протяжении дня. В занятиях следует избегать резких движений (прыжков, бега и т.п.). Упражнения выполняют, как правило, в среднем и медленном темпе.
Дозирование закаливающих воздействий должно осуществляться индивидуально и с учетом состояния здоровья. Ослабленным после болезни лицам, а тем более с остаточными явлениями после перенесенных заболеваний (особенно простудных) нужно закаливание, но в очень небольших, посильных дозах. Для людей старшего возраста особенно важно не прерывать закаливающие процедуры — ведь каждый перерыв в закаливании означает утрату уже достигнутого уровня сопротивляемости организма. При ухудшении общего состояния, вялости, снижении работоспособности прерывать закаливание не рекомендуется, но уменьшить интенсивность и длительность холодовых воздействий в этом случае необходимо. Повышение сопротивляемости стареющего организма к неблагоприятным факторам внешней среды развивается гораздо медленнее, чем в молодости, и поэтому длительность и интенсивность закаливающих процедур следует увеличивать постепенно. Общим правилом постепенного увеличения закаливающих воздействий должна быть их некоторая волнообразность. Это значит, что после ощутимого повышения интенсивности холодовой нагрузки целесообразно сделать последующие воздействия более мягкими, чтобы затем, когда организм приспособится к этой интенсивности раздражителя, опять увеличить их. Для ослабленных пожилых лиц целесообразны вначале не охлаждающие водные процедуры, а воздушные ванны, к которым затем присоединяются более сильные воздействия. Пожилым людям, у которых снижена реактивность организма и охлаждающие процедуры поэтому медленно «включают» механизм теплопродукции, следует рекомендовать, особенно в начальном периоде закаливания, предварительное разогревание легкими физическими упражнениями.
Важно, чтобы физическая культура и закаливание были частью общего здорового образа жизни. Разумный, хорошо отлаженный распорядок дня, правильное питание, активный двигательный режим вместе с систематическими закаливающими процедурами, которые обеспечивают наибольшую мобилизацию защитных сил стареющего организма, а следовательно, максимальные возможности здоровья и активного долголетия.
II
Физическая культура (син. физкультура)
часть общей культуры общества, включающая систему физического воспитания, а также совокупность научных знаний и материальных средств, необходимых для его осуществления.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, рез-ты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигат. способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами, ценностями и образцами.
        Ф.к. (соматическая) как культура тела, двигат. активности человека не является традиц. и общепризнанным объектом социокультурного анализа, хотя разл. аспекты этой проблемы всегда были широко представлены в контексте разл. социокультурных теорий и практик. Ориентиры “физич. совершенства” как одной из составляющих “всесторонне и гармонично развитой личности” постоянно задавались творцами теоретико-идеол. систем (от первых утопистов до авторов партийных программ); постоянное место данная проблематика занимала в рамках изучения вопросов спец. пед. (“физкультурной”) направленности, формирования образоват. дисциплин и программ и т.п.
        Однако, в пространстве культурологии рефлексия социокультурных практик, связанных с телесно-двигат. характеристиками человека, почти полностью отсутствует, а обращение к феномену Ф.к. ограничено здесь, как правило, лишь его упоминанием среди других областей культуры. В ряду факторов, значимо влияющих на статус этой сферы, — устоявшаяся, общепринятая — и в массовом и, в значит, мере, в научном сознании — позиция отождествления культуры человека исключи^ тельно с его интеллектуальными и духовными (т.е. “внутр.”) атрибутами; физич. же качества человека в лучшем случае рассматриваются как нейтральные по отношению к культурному срезу человеч. бытия, как некая “параллель” по отношению к истинной культуре, как природное, т.е. отличное от культуры, внекультурное, естественно-детерминированное основание человеч. существования.
        Устойчивые стереотипы рассмотрения телесного начала лишь как естеств., а не культурного феномена, как собственно физич., а не социального явления в значит. мере определили несформированность социально-культурного направления в изучении человеч. тела и вынесенность этого феномена “за скобки” культуросообразного осмысления и деятельно-практич. отношения к нему, что в совокупности проецируется на неоправданную периферийность области Ф.к. в контексте культурологии и в системе социокультурных практик.
        Само понятие “Ф.к.” высоко полисемантично, подразумевает возможность разнохарактерных его трактовок: а) Ф.к. как реальность, к-рая включает всю материальную среду, преобразованную и сформированную человеком в соответствии со своими потребностями, возможностями, ценностями. Сюда же включается и сам человек как элемент в единой системе связей материального мира; б) Ф.к. как система ценностей, деятельностей и их рез-тов, связанных с разл. видами физич. активности человека (в том числе, и с физич. трудом, оздоровлением и пр.); в) Ф.к. как комплекс разл. видов человеч. моторики, встроенной в другие виды социальной деятельности, в процесс социализации индивида, его обучение, овладение разл. навыками и умениями; г) Ф.к. как набор упражнений, средств воздействия на телесную природу человека, как инструмент ее модификаций; д) Ф.к. как спортивная деятельность, связанная с состязательностью, соревновательностью и выявлением макс. возможностей человека.
        При всем многообразии скрывающихся за этой типологией подходов, наиболее часто выдвигаются два основания для опр. трактовки Ф.к., ее отнесения к сфере культуры как таковой. Первое из них — это факт целенаправленности, осознанности воздействий на телесную природу человека, что, по мнению сторонников такого подхода, уже делает эту деятельность принадлежащей к с4>ере культуры. Во вт. случае, акцент делается не на характере воздействий, а на их объекте — теле, моторике человека без уточнения особенностей, проистекающих из последствий этих воздействий. Наиболее широкое распространение получили трактовки Ф.к. как области деятельности, специфика к-рой в непосредств. развитии и совершенствовании физич. качеств, навыков, умений человека.
        Однако, такой подход не создает оснований для реабилитации Ф.к. как подлинного феномена культуры, а не как частной формы деятельности, что предполагает, прежде всего, рассмотрение “тела как ценности”, к-рое “строго отграничивается от естественно-научной т.зр.: от биол. проблемы организма, психофизиол. проблемы отношения психол. и телесного и от соответствующих натурфилос. проблем...” (Бахтин).
        Восприятие, трактовка, оценка человеком своего тела: осознание его места и значимости в структуре личности и в социальном пространстве; утверждение принципа сопряженности телесного и духовного в человеке или ориентация на их противопоставленность; “рейтинг” телесных характеристик на обществ, и личной шкале ценностей — все это образует смысловой контекст формирования аксиологии человеч. тела как одного из базовых оснований культуры телесности.
        Особенности соматич. культуры в рамках отд. групп, сообществ, истор. эпох в значит, мере связаны с признаваемой и предписываемой “моделью человека”, всегда эксплицитно включающей смыслы, ценности, эталоны внешних, физич. качеств человека, а также нормативы и каноны соответствующих телесно-ориентированных практик (образоват., оздоровит., эстетич. и пр.). Богатая история культурного развития человечества явила множество типов “соматич.” сознания и форм деятельности, в основе к-рых всегда лежало более глубокое, мировоззренч. основание — среди них могут быть выделены: 1) утверждение изнач. телесно-духовно единства человека: рассмотрение телесности просто как иной (внешней) формы внутр. мира человека (принцип неразделимости, единства тела и духа, “внутр.” и внешнего в человеке); 2) рассмотрение человека как целостности, объединяющей разнохарактерные, но связанные между собой фундаментальные начала: ориентация на достижение согласия и взаимодействия между телесностью и духовностью, “очеловечивание” и “возвышение” телесного (принцип гармонизации через возвышение телесности); 3) “раздвоение” человека на природную форму (телесность) и разумную, социальную или божеств, сущность: признание телесности как неизбежной необходимости, как средства для достижения целей, преследуемых духом, разумом (принцип соматич. позитивного утилитаризма); 4) противопоставление телесного и духовного в человеке, утверждение их непримиримости при абсолютизации разумного, духовного начала: ориентация на уничижение телесности, пренебрежение по отношению к ней, отрицание ее позитивного смысла (принцип аскетизма); 5) утверждение приоритета естеств., природного, телесно-чувственного в человеке над социальным, культурным, приобретенным: ориентация на следование “голосу тела”, “натурализация” человека (“принцип соматизации”).
        Проекция той или иной аксиологии телесности в сферу Ф.к. (включая практич. деятельность или не-деятельность) делает весьма сомнительным типичное для массового сознания отождествление понятия “физкультура” с физич. двигат. активностью, с процессом развития и укрепления телесно-физич. качеств человека самих по себе, без к.-л. сопряжения этого процесса с нравств., интеллектуальными, эстетич. основаниями деятельности, и наоборот. Такая ситуация имеет два рода важных для об-ва и личности последствий. Во-первых, девальвацию ценности, культурного смысла телесности, социального статуса и престижа физич. имиджа человека; отсутствие или крайне слабую актуализированность ориентации представителей разл. социальных групп на культивирование своих телесных, двигат. качеств; утвердившийся “соматич. негативизм”, проявляющий себя в самых разных сферах и областях — начиная от равнодушия к собств. физич. здоровью (до момента его потери!), недоверия к своему телесному опыту, “голосу тела”, к-рый немногие умеют услышать и понять, и до пуританского взгляда на искусство, воспевающее, по Бодлеру, “величье наготы”. Во-вторых, своего рода соматизацию человека, возведение в абсолют его “мускульно-мышечных” или “бюстово-ягодичных” достоинств. Лишь при очень поверхностном взгляде эта тенденция выступает как противоположная первой, т.е. уничижительно-пренебрежит. отношению к телесности. По своей сути и первый, и второй род последствий имеют единую основу — вынесенность телесно-физич. характеристик человека за рамки нормальной культурной социализации, априорное исключение телесного бытия человека из системы социокультурных ценностей.
        Собственно культурный смысл, культурное содержание деятельности, связанной с телесностью, формируется в процессе “встраивания” социального бытия телесности в систему культурных ценностей, идеалов, норм, ориентации. Рез-том этого процесса должно быть достижение (посредством использования соответствующих средств) соразмерности телесно-природных характеристик человека ценностям его подлинно социального, духовного, личностного развития (самореализации, полноты бытия и самоощущения и т.п.); “во-площение” социально-человеч. и “одушевление” природного, овладение человеком своим телом, формирование потребности и способности его использования в соответствии с принципами культуры, этич. и эстетич. основаниями культуры.
        Если для характеристики уровня биол. существования “homo somatis”, связанного с витальными ценностями, применимо понятие “быть телом”; для характеристики его социального функционирования, ориентированного прежде всего на инструментальное использование телесно-двигат. возможностей человека, — понятие “иметь тело”, то наиболее адекватной характеристикой культурного бытия “человека телесного” является принцип “творить тело”.
        Ф.к. (соматич.) — это не сами по себе средства повышения физич. показателей (комплексы упражнений, методы оздоровления и пр.) или обладание физически развитым телом, а реализованные потребность и способность личности к совершенствованию своей телесности на основе принципов культуросообразности, включающих осознание тела как личностной и социальной ценности, его индивидуально-экспрессивных и коммуникативных возможностей; соответствие телесных практик нравств. и эстетич. основаниям, включая охранит, и поддерживающее отношение к природным нормам телесности.
        Поскольку взаимодействие природного и социального, естественного и “рукотворного” лежит в основе любой человеч. деятельности, а сам действующий человек — всегда, прежде всего, “человек телесный”, то телесная культура необходимо выступает как базовый, фундаментальный слой культуры, как ее интегрирующее звено, абсорбирующее разл. формы и механизмы “встраивания” природного начала в социокультурную среду.
        Несформированность телесной культуры — одно из проявлений “ущербности” культурного развития личности в целом, неадекватности этого процесса одному из важнейших оснований культуросообразности — воспроизводства целостности человека. Встраивание физич. начала в культурное пространство предполагает ориентацию на принцип “возвышения” телесного, к-рый (хотя и в несколько ином контексте) был сформулирован Вл. Соловьевым: “конечно, прежде всего это есть факт природы (или дар Божий)...; но отсюда не следует, чтобы мы не могли и не должны были сознательно к нему относиться и самодеятельно направлять этот естеств. процесс к высшим целям” (“Смысл любви”).
 
Лит.: Структура культуры и человека в современном обществе. М., 1987; Плеснер X. Ступени органического и человека // Проблема человека в зап. философии. М., 1988; Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.. 1991; Этинген Л. Малоизвестное об известном теле человека. Душанбе, 1991; Foucault M. History of Sexuality. N.Y., 1984.
 
И.М. Быховская
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


будет выглядеть так: Что такое ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА