Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФИРКАНДТ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Фиркандт (Vierkandt) Альфред (04.06.1867, Гамбург-24.04.1953, Берлин) - нем. социолог и этнолог. Изучал математику, физику, философию и географию в Лейпцигском университете; первоначально специализировался по географии (доцентура 1894 г.), затем - по народоведению и сопутствующим областям философии (новая доцентура 1900 г.). В 1910 г.- сооснователь Немецкого социологического общества. С 1921 г.- внештатный, а с 1925 г.-ординарный проф. социологии в Берлине. С 1934 г.- на пенсии, с запрещением читать лекции. С 1945 г.- председатель Кантовского об-ва, с 1946 г.- возобновление лекций в Берлинском университете.
До первой мировой войны социологические концепции Фиркандта строились на базе позитивистской методологии с преимущественным интересом к этнографическим описаниям, культуре и религии первобытных народов. Выступая против чрезмерно рационалистического объяснения этих феноменов, Фиркандт высоко оценивал иррациональные, неосознанные основы общественной жизни. Полемизируя с Тардом, придававшим исключительную роль в историческом процессе отдельным гениальным новациям, Фиркандт отстаивает принцип постоянства в культурном развитии. Эта общая тенденция приводит Фиркандта к акцентированию социальной роли группы, признаком которой он считает наличие у ее членов группового сознания. Однако он стремился избежать слишком категоричной однозначности в вопросе об отношении индивида и группы, оговаривая значение индивидуальных действий.
Выделяя группу в качестве исходного момента общества, Фиркандт рассматривал ее как элемент более крупных социальных объединений с соответствующими типами личности, индивидуальные границы которой преодолеваются во взаимодействии с социальным окружением. В целом общество предстает у Фиркандта как внутренняя взаимосвязь всех включенных в него общностей и групп.
После первой мировой войны происходят важные изменения в методологии Фиркандта, стремящегося опереться на философско-биологическую теорию целостности (Холизм), взятую в сочетании с феноменологией Гуссерля. Задачей теоретической социологии оказывается, по Фиркандту, интуитивное усмотрение чистых сущностей социального, независимых от исторического изменения. В этой точке зрения нетрудно увидеть также влияние формальной социологии Тенниса и особенно Зиммеля, тем более что указанные Фиркандтом "чистые сущности" общества сходны с зиммелевскими "формами обобществления", Фиркандт также принимает тённисовское деление "община - общество", но смягчает его, отказавшись от резкого противопоставления общины и общества и вводя множество промежуточных членов.
Соч.: 1) Handworterbuch der Soziologie. В., Lpz. 1931. 2) Einfuhrung in die Gesellschafislehre. Familie, Volk und Staat (1936) //Kleine Gesellschaftslehre. В., 1948.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Фиркандт (Vierkandt) Альфред (04.06.1867, Гамбург-24.04.1953, Берлин) - нем. социолог и этнолог. Изучал математику, физику, философию и географию в Лейпцигском университете; первоначально специализировался по географии (доцентура 1894 г.), затем - по народоведению и сопутствующим областям философии (новая доцентура 1900 г.). В 1910 г.- сооснователь Немецкого социологического общества. С 1921 г.- внештатный, а с 1925 г.-ординарный проф. социологии в Берлине. С 1934 г.- на пенсии, с запрещением читать лекции. С 1945 г.- председатель Кантовского об-ва, с 1946 г.- возобновление лекций в Берлинском университете.
До первой мировой войны социологические концепции Фиркандта строились на базе позитивистской методологии с преимущественным интересом к этнографическим описаниям, культуре и религии первобытных народов. Выступая против чрезмерно рационалистического объяснения этих феноменов, Фиркандт высоко оценивал иррациональные, неосознанные основы общественной жизни. Полемизируя с Тардом, придававшим исключительную роль в историческом процессе отдельным гениальным новациям, Фиркандт отстаивает принцип постоянства в культурном развитии. Эта общая тенденция приводит Фиркандта к акцентированию социальной роли группы, признаком которой он считает наличие у ее членов группового сознания. Однако он стремился избежать слишком категоричной однозначности в вопросе об отношении индивида и группы, оговаривая значение индивидуальных действий.
Выделяя группу в качестве исходного момента общества, Фиркандт рассматривал ее как элемент более крупных социальных объединений с соответствующими типами личности, индивидуальные границы которой преодолеваются во взаимодействии с социальным окружением. В целом общество предстает у Фиркандта как внутренняя взаимосвязь всех включенных в него общностей и групп.
После первой мировой войны происходят важные изменения в методологии Фиркандта, стремящегося опереться на философско-биологическую теорию целостности (Холизм), взятую в сочетании с феноменологией Гуссерля. Задачей теоретической социологии оказывается, по Фиркандту, интуитивное усмотрение чистых сущностей социального, независимых от исторического изменения. В этой точке зрения нетрудно увидеть также влияние формальной социологии Тенниса и особенно Зиммеля, тем более что указанные Фиркандтом "чистые сущности" общества сходны с зиммелевскими "формами обобществления", Фиркандт также принимает тённисовское деление "община - общество", но смягчает его, отказавшись от резкого противопоставления общины и общества и вводя множество промежуточных членов.
Соч.: 1) Handworterbuch der Soziologie. В., Lpz. 1931. 2) Einfuhrung in die Gesellschafislehre. Familie, Volk und Staat (1936) //Kleine Gesellschaftslehre. В., 1948.
Философский энциклопедический словарь
ФИРКАНДТ (Vierkandt) Альфред (род. 4 июня 1867, Гамбург – ум. 24 апр. 1953, Берлин) – нем. этнолог и социолог, профессор Берлинского ун-та (1921 – 1935). Предметом рассмотрения его книги «Gesellschaftslehre» являются последние формы, силы и факты общественной жизни, не зависящие ни от каких исторических изменений и обсловленные самой сущностью общества. Сущностью же чело1 веческого общества является состояние специфической внутренней связанности, достигающей наивысшей своей интенсивности в общности. Общность характеризуется распространением, выходом Я за пределы собственной личности. В изданных одной книгой работах «Einfьhrung in die Gesellschaftslehre» и «Familie, Volk und Staat» (1936, под заглавием «Kleine Gesellschaftslehre») Фиркандт излагает свое учение о группе, рассматривая значительные общности в процессе их жизни с единой точки зрения. В 1931 он издал «Handwцrterbuch der Soziologie», для которого написал статьи «Группа», «Социальная психология», «Общественный строй у примитивных народов» и «Нравственность».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФИРКАНДТ


будет выглядеть так: Что такое ФИРКАНДТ