Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФИЛОКТЕТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Филоктет
        в древнегреч. мифологии участник Троянской войны. По пути в Трою был ужален змеей. Незаживавшая рана Ф. издавала страшное зловоние, поэтому греки оставили его на о. Лемнос. Когда грекам на 10-м году войны было предсказано, что они не возьмут Трою, пока не получат оружие Геракла, Ф. (которому умирающий Геракл отдал свой лук и стрелы) доставили под Трою, где его исцелил врач Махаон.
II
Филоктет (Philoctete)
        Рене (р. 1932), гаитянский писатель. Пишет на франц. языке. Преподаватель коллежа. В первой книге стихов «Время людей» (1960) выражена любовь поэта к демократическим низам, откуда он вышел. В поэме «Барабаны солнца» (1962) образы сказок Гаити, креолизмы, ритмы старых народных песен, поговорки своеобразно сочетаются с современным свободным стихом и ритмизованной прозой; за образами фольклора просвечивают политические подтексты. Поэма «Острова, идущие вперёд» (1969) – страстный гимн родной земле, её чувственной, солнечной красоте, мечта о будущем освобождении Гаити и всех Антильских островов.
         Соч. в рус. пер.: [Стихи], «Иностранная литература», 1963, № 3; [Поэма и стихи], в сборнике: Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити. [Послесл. Е. Гальпериной], М., 1968.
         Е. Л. Гальперина.
Мультимедийная энциклопедия
в греческой мифологии, сын Пеанта и друг Геракла, от которого он получил принадлежавший тому лук и отравленные стрелы. На пути к Трое Филоктет был ужален змеей; рана не заживала, и ахейцы оставили его на Лемносе. На десятый год войны, когда оракул возвестил, что Трою не удастся захватить без стрел Геракла, Одиссей с Диомедом (или Одиссей с Неоптолемом) убедили Филоктета прибыть к Трое, где он исцелился от раны и поразил стрелами Париса и многих других троянцев.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ФИЛОКТЕТ — в греч. миф. царь г. Мелибеи. В «Илиаде» он назван предводит. воинов из г. Мефоны, Мелибеи и Олизона (на юге п-ова Магнесия в Фессалии). Ф., как своему лучшему другу, Геракл доверил поджечь его погребал. костер на горе Эте (в Эхалии) и подарил ему свой лук и незнающие промаха стрелы. Будучи одним из женихов Елены, Ф. принял участие в походе под Трою, возгл. ополчение на семи кораблях. Однако в пути его ужалила змея, и так как от незаживающей раны исходило нестерпимое зловоние, ахейцы вынуждены были оставить его на о-ве Лемнос. В ист. время (вплоть до 1 в.) на о-ве существовал алтарь Ф. с возлож. на него медным изображ. змеи и лука. Почти десять лет томился Ф. от болей в одиночестве, добывая себе пропитание охотой на диких птиц. На десятом году Троянской войны жрец Калхант (или плененный ахейцами Елен) объявил, что Троя не может быть взята без лука и стрел Геракла, при помощи к-рых она однажды была завоев. Тогда греки отправили на Лемнос Одиссея и Диомеда, к-рые хитростью вошли в доверие к одинокому Ф. и, воспользов. его забытьем во время одного из приступов боли, овладели его оружием. Потом им удалось убедить Ф. следовать вместе с ним под Трою, где ему было обещано исцеление. В ахейском лагере Ф. был вылечен одним из сыновей Асклепия (источ. называют то Махаона, то Подалирия), а затем в бою насмерть сразил своей стрелой Париса. При захвате Трои Ф., однако играет второ-степ. роль. О его судьбе после окончания Троянской войны известно немногое. Уплыв в Юж. Италию, Ф. после сраж. с луканами поселился в Кримиссе (на зап. побережье Тарентинского зал.), где он в память о своих скитаниях основал святилище Аполлона-странника и посвятил богу свой лук.
Энциклопедия литературных героев
ФИЛОКТЕТ - герой трагедии Софокла «Филоктет» (поставлена в 409 г. до н.э.), сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов (в Магнесии), получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас от жестокой боли. Трагедии о Ф. создали (кроме Софокла) и Эсхил, и Еврипид (обе хронологически предшествовали Софокловой), но последние произведения не сохранились. Согласно свидетельствам, различие между этими драмами вполне вписывается в рамки стилистики великих трагических поэтов: суровый, простой сюжет у Эсхила и психологически насыщенный, со значительными отступлениями от традиционной мифологической канвы у Еврипида.
Ф., на пути под Трою во время жертвоприношения (у Софокла - на Хрисе, около Лемноса, по другим версиям - на о.Тенедос), был брошен Одиссеем по приказу Атридов, поскольку его громкие крики и зловоние от раны были невыносимы для окружающих и мешали жертвоприношениям. Десять лет он провел на Лемносе, одинокий, всеми покинутый, питаясь птицами, за которыми ему приходилось ползти, преодолевая бесчисленные муки; однако пророчество пленного троянского предсказателя Гелена гласило, что Илион не может быть взят без Ф. и его лука. Одиссей (ненавистный Ф.) и сын Ахилла Неоптолем должны выполнить деликатную миссию - привезти под стены осажденного города Ф. с его оружием.
Неоптолем (чей образ играет в трагедии не меньшую роль, чем образ самого Ф.,- исключительный для Софокла случай), наученный Одиссеем, выдает себя за жертву Атридов. Ф. расспрашивает Неоптолема о судьбе пришедших под Трою героев, тот сообщает ему о гибели лучших - Ахилла, Патрокла, Ая-кса, о том, что Одиссей, Атриды, Терсит благополучно здравствуют. Эти известия потрясают благородного Ф.: «Как к этому относиться, как смириться с этим, когда, почитатель божественного, я обнаруживаю, что боги злы!» (Многие мысли, высказанные Ф. в этой сцене, нашли отражение в «Торжестве победителей» Шиллера.) Неоптолем притворно соглашается доставить Ф. на родину и во время жестокого припадка боли завладевает луком Ф.; тот проклинает обманувшего его доверие гостя, но понимает, что не собственное коварство подвигло его на этот неслыханный поступок, и, видя душевную борьбу Неоптолема, помогает его благородной природе одолеть. Неоптолем, к ужасу Одиссея, возвращает лук Ф., а потом уговаривает Ф. добровольно отправиться под Трою, обещая исцеление и великую славу. Но тот упорствует в своей ненависти к Атридам. Не будучи способен найти психологически достоверный выход из положения, Софокл (это также единственный случай среди сохранившихся трагедий) вынужден прибегнуть к deus ex machina: Геракл, покровитель Ф., является к нему и приказывает подчиниться.
Сохранивший гордый и непреклонный дух в несчастиях, Ф.- безусловно, не менее яркая фигура в Софокловом театре, чем Антигона и Электра. Тем не менее влияние этого образа в позднейшей литературе несопоставимо с влиянием других героев Софокла (кроме, пожалуй, Деяниры), хотя оно также существует: например, Фенелон воспользовался им для одного из эпизодов своего знаменитого «Телемаха», а Ж.-Ф.Лагарп считал эту трагедию самой совершенной во всем античном театре. А.-В.Шлегель отмечал как одну из наиболее значимых черт Ф. отношение к природе: «он не отчаивается из-за ее столь ужасающего, обращенного к нему лика и, несмотря на него, чувствует в ней грудь любящей матери-кормилицы» (особенно в трогательной сцене прощания Ф. с Лемносом, землей, которую он должен был бы возненавидеть). Интересно также, что Ф. (наряду с Эдипам) в наибольшей степени привлекал такого замечательного ценителя, как В.А.Жуковский.
Лит.: Лебедева О.Б. Неопубликованные переводы Жуковского из Софокла
//Жуковский и русская культура. Л., 1987. см. также библиографию к статье «Аякс».
А.И.Любжин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФИЛОКТЕТ


будет выглядеть так: Что такое ФИЛОКТЕТ