|
|
|
|
|
ФИЛИОКВЕ |
Мультимедийная энциклопедия |
(лат. filioque - и Сына), принятое Римско-католической церковью
прибавление к разделу Никео-Константинопольского символа веры, касающемуся
исхождения Святого Духа: qui ex patre filioque procedit (который исходит
от Отца и Сына) - вместо to ek tou patros ekporeuomenon ("исходящий от
Отца"), стоящего в греческом тексте. Под влиянием западного учения о
Троице, разработанного главным образом Августином, это прибавление
первоначально было включено в частные вероопределения, принятые в Испании
с целью искоренения присциллианской ереси, а позднее внесено в Никео-
Константинопольский символ веры в 589 на соборе в Испании, на котором
готские ариане воссоединились с церковью. Это прибавление было одобрено
Карлом Великим, который распорядился включить его в чин мессы, которую
служили в дворцовой часовне. Впоследствии этот обычай распространился по
всей империи. Папа Лев III (ум. 816) подтвердил ортодоксальность учения об
исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, однако запретил
распевание этой формулы. По-видимому, она была введена в литургический
обиход в Риме лишь при папе Бенедикте VIII (ум. 1024) по просьбе
императора Генриха II. В 879 греки формально отвергли "филиокве", и с тех
пор отрицание этого добавления приобрело догматический смысл для Восточной
церкви. Лионский собор 1274 и Ферраро-Флорентийский собор 1439 настаивали
на всеобщем принятии учения об исхождении Святого Духа от Сына, однако не
требовали непременного включения "филиокве" в символ веры. "Филиокве" было
сохранено в переводе Никео-Константинопольского символа веры,
представленном в англиканской Книге общественного богослужения.
См. также
<<НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ>>;
<<ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР>>.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Новый философский словарь |
(лат. filioque - и от сына)
христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога-Отца, но и от Сына. В первоначальном христианстве не употребляется. Согласно Символу веры, утвержденному первым (Никейским) и вторым (Константинопольским) Вселенскими соборами (соответственно 325 и 381), Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Идея Ф. возникала в 5 в., использовалась некоторыми поместными западными церквами. Официально Ф. формулируется на Толедском церковном соборе в 589 как добавление к христианскому Символу веры. Полностью адаптирована западным христианством, в эпоху Каролингов становится доминирующей, в 1014 в Риме официально вносится папой Бенедиктом VIII в Никео-Цареградский Символ веры. Что же касается греко-византийской церкви, то это добавление принято не было, - дискуссия о Ф. была принципиальной и длилась вплоть до 1054 - года разделения христианской церкви на восточное и западное христианство - православие и католицизм. Наряду с другими различиями между христианскими центрами в Риме и Константинополе (как в догматике, так и в обрядности культа), именно спор об интерпретации Ф. выступил официально фиксированным поводом для этого разделения. В настоящее время формула Ф. принята в католицизме как догмат; современные православные богословы предлагают объявить Ф. теологуменом, т.е. тезисом, не уступающим догмату по значимости, но не являющимся строго обязательным для православных. В рамках экуменистического движения христианских церквей в 1965 на втором Ватиканском соборе папа Павел IV и константинопольский патриарх Афинагор I официально "предали забвению" анафемы, которыми взаимно обменялись в 1054 папа Лев IX и патриарх Керуларий. В протестантизме пробчема Ф. не обострена, однако самому феномену Святого Духа протестантизм придает исключительное значение (концепции Даров Святого Духа и Плодов Святого Духа в протестантской этике). (См. также Троица, Иисус Христос, Символ Веры).
М.А. Можейко |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ФИЛИОКВЕ
будет выглядеть так: Что такое ФИЛИОКВЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|