Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФИКХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(араб., буквально – разумение)
        мусульманское правоведение. Основами Ф. признаются Коран, Сунна, Иджма и кийас (логико-аналогическое толкование Корана). К середине 9 в. сложились суннитские школы или толки Ф. (см. Мазхаб); параллельно складывался и шиитский Ф.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ФИКХ — мусульм. правоведение. Основами Ф. (усуль) признаются Коран, сунна, иджма (согласие всей мусульм. общины, фактич. — единство мнений законоведов-теологов — факихов) и кийас (логико-аналогич. толкование Корана). Ф. формируется с кон. 7 в.; к сер. 9 в. сложились суннитские школы, или толки, Ф. Параллельно складывался и шиитский Ф.
Орфографический словарь Лопатина
фикх, фикх, -а
Большой юридический словарь
(араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает прежде всего систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин “Ф.” употребляется также в значении самих норм (Ф.-право), регулирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины. В той мере, в которой нормы Ф.-права осуществлялись на практике, они становились позитивным правом. В большинстве современных исламских стран Ф. продолжает играть роль источника права.
Энциклопедия Юриста
(араб. - глубокое понимание, знание)
1) мусульманско-право-вая доктрина - систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. В литературе, посвященной мусульманскому праву, Ф. в указанном значении часто называется мусульманской юриспруденцией.
Исторически сложилось несколько школ (толков) Ф.-доктрины, которые отличаются друг от друга подходами к толкованию Корана и сунны и методами формулирования норм в случае молчания этих источников (иджтихад). Позиция каждого из них изложена в трудах основателя, его учеников и последователей, крупнейших правоведов средневековья. Представители различных школ Ф. и даже последователи одного толка часто придерживаются несовпадающих мнений по сходным вопросам. В настоящее время сохраняются 4 суннитских толка Ф. - ханафитский, маликитский. шафиитский и ханбалит-ский - и несколько иных школ.
2) Нормы, регулирующие поведение мусульман и сформулированные мусульманскими правоведами в рамках различных школ Ф.-доктрины. В этом отношении Ф.-право сопоставим с нормативной стороной шариата. В той мере, в которой нормы Ф.-права осуществлялись на практике, они становились позитивным правом. Поэтому Ф.-право по своему содержанию близок к понятию мусульманского права, основным источником которого традиционно являлась доктрина.
В большинстве современных исламских стран Ф. продолжает играть роль источника права. Там, где отсутствует семейное и наследственное законодательство, Ф.-доктрина остается ведущим формальным источником права личного статуса мусульман. Принятое в большинстве исламских стран законодательство по этим вопросам основано на закреплении выводов Ф. того или иного толка, выступающего в этом случае материальным (историческим) источником права. Одновременно данное законодательство отводит Ф.-доктрине роль суб-сидиарного источника, применяемого в случаях, не урегулированных законом. Аналогичный статус Ф.закрепляется и гражданским законодательством ряда исламских стран. В тех из них, где проводится курс на претворение шариата, принимаются меры по включению положений Ф. в уголовное, гражданское, торговое и иное законодательство. Обсуждается возможность и целесообразность кодификации Ф.на уровне не только личного статуса мусульман, но и других правовых институтов и отраслей.
Лит.: Ислам/Энциклопедический словарь. М" 1991. С. 254-259.
Сюкияйнен Л.Р.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФИКХ


будет выглядеть так: Что такое ФИКХ