Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФЕОКРИТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Theokritos)
        (конец 4 в. – 1-я половина 3 в. до н. э.), древнегреческий поэт. Родом из Сиракуз (Сицилия) или с о. Кос. Основоположник жанра идиллии (См. Идиллия). Создал условный образ томящегося любовью пастуха; в изображении городских жителей продолжал традицию Мимов Софрона. Художественно и тематически важное у ф. – интерес к повседневной жизни простолюдина. Композиция устойчивая – диалогическая рамка или песня-рассказ; стиль иногда нарочито наивный или учёно-мифологический. Сохранилось до 30 идиллий Ф., из которых не все являются подлинными.
         Изд.: Theocritus. Works. Ed. with a translation and commentary by A. S. F. Gow, v. 1–2, Camb., 1950; в рус. пер. – Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. Пер. и коммент. М. Е. Грабарь-Пассек, М., 1958.
         Лит.: Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 3 изд., М., 1969.
Мультимедийная энциклопедия
(ок. 300 - ок. 260 до н.э.), древнегреческий буколический поэт, младший современник Каллимаха, уроженец Сиракуз. Из одной приписываемой Феокриту эпиграммы мы узнаем, что его родителей звали Праксагор и Филина. В молодости Феокрит жил на Косе; с этим островом у него, вероятно, были какие-то связи по линии матери. На Косе Феокрит познакомился со многими поэтами, в том числе Филетом и Асклепиадом; вероятно, там же завязалась его продолжавшаяся на протяжении всей жизни дружба с поэтом и врачом Никием. Вернувшись ок. 280 до н.э. на Сицилию, Феокрит тщетно искал покровительства тирана Сиракуз Гиерона. Более благосклонным оказался царь Египта Птолемей Филадельф: с 274 по 270 Феокрит пользовался в Александрии его гостеприимством. Вероятно, на несколько лет Феокрит возвращался на Кос; возможно, он посещал Милет, родину Никия. Расцвет его творчества пришелся на 275-260 до н.э. Поэт жил достаточно долго, поскольку в ХХХ идиллии он упоминает свои седые волосы, а римский поэт Стаций называет его Siculus senex ("старый сицилиец"). Эти скудные сведения извлекаются в основном из произведений самого Феокрита, поскольку даже в античности о его жизни было немного известно. Дошедший до нас корпус стихотворений, традиционно приписываемых Феокриту, состоит из 30 идиллий (коротких, объемом до 280 строк поэм и стихотворений) и более чем 20 эпиграмм. Аутентичность эпиграмм с трудом поддается оценке, хотя многие из них вполне достойны Феокрита; из идиллий лишь двадцать две могут считаться безусловно подлинными. Список утраченных произведений, включающий гимны, героиды, трены, элегии и ямбы, свидетельствует о разнообразии таланта поэта. Обычно Феокрита считают певцом прежде всего пастушеской жизни, хотя к пасторалям можно отнести лишь треть идиллий. Буколические стихотворения - лишь раздел имеющих более широкую тематику драматических картин, то в монологической, то в диалогической форме изображающих как деревенскую, так и городскую жизнь. Постоянный элемент этих драматических сцен - вставная песнь, исполняемая или одним певцом, или двумя певцами попеременно. Такие песни мы находим в Тирсисе, Песне, Пастухах, Песнях козопаса, Празднике жатвы и Жнецах, изображающих сельскую жизнь, и входят они в городские сцены Колдуний и Сиракузянок. Свободные по своему сюжету лирические стихотворения и другие, близкие к ним по жанру образуют вторую группу Идиллий. Два любовных стихотворения, написанные на эолийском диалекте и с использованием эолийской метрики, вдохновлены лирической традицией Лесбоса; третье эолийское стихотворение сопровождало прялку, посланную Феокритом в подарок жене Никия. Еще одно любовное стихотворение, Возлюбленный, написано на ионийском диалекте вместо предпочитавшегося Феокритом дорического. Два придворных послания, Хариты, посвященные Гиерону, и Энкомий Птолемею, мало что прибавляют к репутации поэта. Третья группа Идиллий представлена короткими произведениями, разнообразно трактующими мифологические сюжеты. Киклоп и Гилл посвящены Никию, оба этих произведения представляют собой мифологические любовные истории, изложенные в форме посланий. Первое стихотворение повествует о том, как Полифем пытался облегчить свои любовные муки, сочиняя песни для Галатеи, которую он полюбил; из второго стихотворения можно видеть, что любовью был побежден даже сильнейший из людей, Геракл. Эпиталамий Елены мог быть отчасти вдохновлен Стесихором, а отчасти Эпиталамиями Сафо; стихотворение Диоскуры - типично александрийская попытка освоения уже существующих форм, отчасти драматическая, отчасти повествовательная, а Геракл, убивающий льва производит впечатление незавершенного наброска, состоящего из трех не связанных между собой эпизодов. Пасторальные произведения Феокрита, возникшие из хорошо известных ему народных сицилийских песен, оставляют, несмотря на искусственную форму, впечатление силы и свежести, которых не хватало всем его последователям. Живость таких драматических сцен, как Сиракузянки, или Женщины на празднестве Адониса, многим обязана восходящей к Эпихарму и Софрону сицилийской традиции изображать на сцене обыденную жизнь. В своих эллинистических переработках эпических тем Феокрит мог вдохновляться примером Стесихора, который творил еще в 6 в. до н.э. Омертвляющее влияние Александрии почти не коснулось Феокрита, разве что в Энкомии Птолемею. Лучшие его произведения служат свидетельством счастливого совпадения в одном лице любителя природы и художника, замечательно осуществленного поэтом синтеза реализма и условности Буколическая традиция, начало которой положил Феокрит, многим обязана его прямому или косвенному влиянию. Мосх и Бион развивали этот жанр по- гречески; среди римлян очевидна зависимость от Феокрита Вергилия, от которого эта традиция перешла к Кальпурнию и Немезиану. С 16 в. влияние Феокрита начало распространяться в Западной Европе. ЛИТЕРАТУРА Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1958
Современная Энциклопедия
ФЕОКРИТ (конец 4 в. - 1-я половина 3 в. до нашей эры, древнегреческий поэт. Основал жанр идиллии, в которой предметом любования становится простота и естественность невзыскательного быта. Идиллии Феокрита положили начало европейской традиции "буколической" (смотри Буколика) литературы.
1000 кратких биографических данных
поэт, представитель древне-греческого романтизма, возникшего в эпоху между 315 - 300 г.г. до нашей эры, после завоевания Греции Римом. Настроения, которыми питалась эта поэзия, - грусть о потерянной свободе, любовь к прошлому, к простой, наивной старине и к патриархальному быту. Отсюда стремление опоэтизировать быт простого народа, главным образом, пастухов. Наиболее распространенной формой этой "пасторальной" (пастушеской) поэзии было соединение лирической песни с драматической сценкой, получившее название идиллии или буколики.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ФЕОКРИТ, Теокрит (3 в. до н.э.) — др.-греч. поэт. Принадлежал к т.н. александрийской школе. Жил на о-ве Кос и в Александрии при дворе царя Птолемея II Филадельфа. Ф. — создатель жанра буколики.
Античные писатели
    Феокрит, Theokritos, из Сиракуз, первая половина III в. до н. э., греческий поэт. Родился на Сицилии в Сиракузах или поблизости от них, вероятно, в последние годы IV в. до н. э. Его родители, Праксагор и Филина, происходили с Коса. Хронология жизни и творчества Ф. несяна. В юности он оставил родной город, уехал на Кос и там примкнул к кружку поэтов, собравшихся вокруг Филота. Возможно, на Косе было написано его первое произведение, идиллия XVI, Хариты, или Гиерон (Charites e Hieron), в котором Ф. просит правителя Сиракуз Гиерона II о принятии его ко двору и материальной помощи. Наиболее вероятная дата создания этого произведения — 275/274 гг. до н. э. Гиерон не удостоил поэта ответом, вследствие чего Ф. обратился к царю Египта Птолемею II. Тот пригласил Ф. в Александрию, где, по-видимому, ок. 270 г., была создана идиллия XVII Похвала Птолемею (Enkomion eis Ptolemaion), хвалебный гимн в честь владыки, вопреки традиции, гекзаметром. Ф. прожил в Александрии несколько лет (некоторые произведения отчетливо указывают на пребывание в этом городе), после чего, возможно, возвратился на Кос. Несомненно, он путешествовал и по другим городам и островам Эгейского моря, вероятно, побывал в Милете у своего друга, врача Никия. В Александрии он встретился с местными поэтами, прежде всего с Каллимахом. Он принял литературную программу последнего, но соблюдал умеренность в отношении характерной для этой программы учености. Ф., в отличие почти от всех александрийских поэтов этого периода, не занимался филологическими исследованиями. Он был очень талантливым поэтом. Под именем Ф. сохранился сборник из 30 крупных произведений, называемых идиллиями (гр. eidylion — «картинка»). Только одна треть произведений в действительности является буколиками, то есть сельскими элегиями. Значительная часть сборника (приблизительно 1/4) — это произведения позднейших подражателей. Кроме того, нам известно 25 эпиграмм Ф. Вне сомнения, это не все творчество Ф. Книга Суда называет еще произведения иного типа, которых нет в сохранившемся сборнике. Упомянутые выше идиллии XVI и XVII — это панегирики в честь правителей. Произведения XXII Гимн Диоскурам (Dioskuroi) и XXVI Вакханки (Lenai e Bakchai) — гимны богам, значительно отличающиеся по форме от традиционных гимнов. Произведениями на случай являются XVIII Эпиталама Елены (Helenes epithalamios), написанная по поводу какой-то действительной свадьбы, и XXVIII Веретено (Alakata) — стихотворение в память Теугении, жены друга Ф., врача Никия. Три произведения, XIII, XXIV, XXV, в том числе одно не аутентичное (XXV) — Гилас, Малый Геракл и Геракл, убивающий льва являются настоящими александрийскими эпилионами. Все три связаны с образом дорийского героя Геракла. Произведения XII, а также XXIX, XXX — любовные песни к юношам. Ф. известен прежде всего как создатель нового литературного жанра — буколики, пастушеской песни. В этой области он не имел литературных предшественников. Образцом Ф. послужили подлинные народные песни, которые пели сицилийские пастухи. Литературная традиция могла предоставить только двух мифических героев сельской элегии, пастуха Дафниса и Полифема, влюбленного в морскую нимфу Галатею циклопа. Обязательными для буколики элементами являются любовь и песни, а формально — пастушеский сюжет. Мотивом, заимствованный из фольклора — состязание певцов, соперничество в пении двух пастухов с наградой за победу. Однако не в каждой буколике Ф. мы находим все эти элементы. К этому важнейшему в творчестве Ф. направлению принадлежит 12 произведений (в том числе 4 не аутентичных): I Тирсис (Thyrsis e ode) — программное произведение, посвященное смерти Дафниса, мифического сицилийского пастуха, история которого была темой одного из не сохранившихся произведений Стесихора; III Песня пастуха (Komos) — монолог влюбленного пастуха с песенными вставками; IV Пастухи (Nomeis) — разговор двух пастухов, легкий и не лишенный юмора; V Пастух коз (Aipolikon kai poimenikon) — произведение, имеющее более всего народных черт, о ссоре двух пастухов-рабов, переходящая в певческий агон; VI Пастушеские песни (Bukoliastai) — состязание в пении двух друзей; VIII и IX с тем же названием и похожего характера являются позднейшими подражаниями; X Жнецы (Ergatinai e theristai) — настоящий сельский мим, героями которого являются землепашцы, которых во время жатвы развлекают разговоры о любви одного из них и пение; XI Циклоп — шутливый рецепт вызывания любви, посвященный врачу Никию, представляет собой повесть о любви циклопа Полифема к Галатее, сюжет, обыгранный впоследствии множество раз, но не выдуманный Ф., который сам заимствовал его из не сохранившегося дифирамба Филоксена из Киферы); XX Молодой погонщик (Bukoliskos) — не аутентичен, это шуточная жалоба пастуха, влюбленного в городскую девушку, на ее бесчувственность; XXVII Соблазненная (Oaristys), не аутентичный диалог пастуха и пастушки, единственное произведение, где говорит девушка. Произведение VII Праздник урожая (Thalysia) — аллегорическая буколика — предоставила ученым простор для домыслов. Здесь Ф. рассказывает о своем посвящении в поэты. Персонажи произведения — поэты под личиной пастухов. Действие происходит на Косе, ландшафт соответствует реальной топографии острова. Идиллии II, XIV и XV являются городскими мимами. II Колдовство (Pharmakeutriai), это прекраснейшее произведение александрийской эпохи, ориентированное в первой части на Софрона, как утверждают схолии, доносит до нас лирический монолог девушки, пытающейся при помощи волшебства приворожить возлюбленного. Во второй части девушка рассказывает богине Луны историю своей любви. XV Сиракузянки (Syrakosiai e Adoniazusai), другой женский мим, представляет собой сценку в духе мимиямбов Геронда. Две александрийские мещанки, по происхождению из Сиракуз, выбираются в город, чтобы посмотреть на праздник в честь Адониса. После разговора между двумя подругами, в котором они обсуждают своих мужей, поэт выводит нас на улицы Александрии и ведет к царскому дворцу, где в ходе праздника, учрежденного царицей Арсиноей II, певица с Аргоса исполняет гимн в честь Адониса. Идиллия XIV Любовь Киниски (Aischinas kai Thyonischos), это мужской мим, в котором один из героев рассказывает другому об измене возлюбленной. Друг советует ему вступить в армию Птолемея II и славит благосклонность египетского царя. Эпиграммы Ф. различаются по содержанию. Первые 6 приближаются к буколикам, остальные представляют собой надгробные эпиграммы и воззвания. Эпиграммы на поэтов (например, на Архилоха, Анакреонта, Гиппонакса) написаны их собственными метрами, остальные — элегическим дистихом. Почти все идиллии написаны гекзаметром. Использование этого метра в драматических произведениях (как буколики и мимы) — одно из нововведений, которые любили александрийские поэты. Диалект преимущественно дорийский, и лишь в эпилионах — ионийский, а в лирических произведениях — эолийский. Поэзия Ф. довольно простая, доступная даже для не очень образованного читателя, хотя и ученый нашел бы там немало эрудиции и множество аллюзий на известных авторов. Однако все это не затрудняет чтения. Жанр, созданный Ф., был популярен долгое время. В нем творили Мосх и Бион. Величайшим наследником Ф. в Риме был Вергилий, а в период упадка Империи — Кальпурний и Немезиан. В эпоху Ренессанса буколика пользовалась огромной популярностью на Западе Европы.
Литературная энциклопедия
[Теокрит] — греческий поэт III в. до н. э. — один из наиболее выдающихся представителей лит-ры раннего эллинизма. Основные лит-ые тенденции этого периода — отход от политических и гражданских тем, стремление замкнуться в тесный круг интимных, домашних переживаний, чувствительное восприятие природы, рост интереса к мелким деталям быта, к маленьким людям — идеализированным носителям субъективного мира, свободного от общественных связей, — все это находит в Ф. поэтического выразителя. Деятельность Ф., как и большинства эллинистических писателей, протекает в различных концах греческого мира (Сиракузы, Александрия); одно время Ф. жил на острове Косе, центре нового лит-ого направления, культивировавшего малые поэтические жанры. Ф. — создатель греческой идиллии. Идиллии Ф. распадаются на три основные категории: 1) небольшие поэмы на сюжеты героического эпоса, в к-рых мифологические фигуры низводятся до уровня интимной поэзии («Геракл-младенец», «Свадебная песнь в честь Елены» и др.), — здесь Ф. соприкасается с распространенным в эллинистической поэзии жанром «малого эпоса» («эпиллий»); мир служит лишь стержнем для описаний природы, бытовых картинок или чувствительного лиризма; 2) мимические сценки, в к-рых изображаются низшие слои городского
698 населения («Сиракузянки», «Любовь Киписии», «Волшебницы»); 3) «буколические» стихотворения — здесь полнее всего обнаруживаются специфические особенности творчества Ф.: фольклорная маска «пастухов» с их перебранками, «состязаниями» и песнями дает возможность развернуть и поэзию любовного томления и иронические зарисовки быта. В некоторых идиллиях под «пастушеской» маской скрываются поэты, современники Ф. Он создал нежный, певучий стих, широко использовав стилистические приемы фольклорной песни (параллелизм, рефрен и т. д.) и эолийской лирики (Сапфо, Алкей); контраст между культурным уровнем автора и его персонажами подчеркивается введением реалистически бытовых моментов, а иногда даже и пародийных черт в изображение любовного томления («Жнецы», «Кикнон»), Средством контрастирования является язык, пользующийся различными диалектами (гл. обр. дорийским), притом в искусственной, далекой от обыденной речи форме. Античные продолжатели Ф., в том числе Вергилий, усилили «чувствительную» сторону буколической поэзии в ущерб иронической и реалистической стороне творчества Ф.; эти последние вызывали отрицательное отношение и в эпоху классицизма (Фонтенель), когда пастухи Феокрита казались слишком грубыми по сравнению с Вергилием, между тем как просветители в XVIII в. превозносили Феокрита за его «естественность». Иллюстрация: Шоде. Иллюстрация к «Идиллиям» Феокрита [конец XVIII в.] Библиография: I. Bucolici Graeci, ad. by V. v. Wilamowitz-Moellendorf, Oxford, 1910; Legrand P. E., Bucoliques Grecs, 2 vls, P., 1925—1927; Idylls, ed. dy E. V. Cholmeley, L., 1919; Two Theocritus papyri, ed.
699 by A. S. Hunt a J. Jameson, L., 1930. Русские переводы: Янчевецкий Г. А., Идиллии Феокрита. С предисл. Сочинения Феокрита. Характеристика его сочинений, «Филологич. записки», 1875, вып. 5, 1876, вып. 4 и отд. изд.: Воронеж, 1876 (пер. размером подлинника); Сиротинин А. Н., Стихотворения Феокрита. Стих., пер. с предисл., «ЖМНП», 1890, №№ 10—12, и отд. изд.: СПБ, 1890; Отдельные идиллии в пер. Л. Мея («Сын отечества», 1852, №№ 2, 8, 29, 35; «Б-ка для чтения», 1856, №№ 3, 5, 1858, № 9, и в «Полн. собр. сочин.», М., т. II, СПБ, 1887); В. Л [атышева], Из Феокрита. Идиллии IV, V, XIX, XX, «Ученые зап. Казанск. имп. ун-та», 1891, № 1 (и отд. изд.: Казань, 1891), Идиллии VIII, XXI, там же, 1891, № 2. Scholia in Theocritum votera, rec. c. Mendel, Lpz., 1914; Legrand P. E., Etude sur Theocrite, P., 1898; Vilamovitz-Moellendorf U. V., Die Textgeschichte der griechischen Bukoliker, B., 1906; Rostagni A., Poeti ale sandrini, Torino, 1916; Bignone E., Teocrito, Bari, 1934. II. Никитин П. В., Об основах для критики текста эолических стихотворений Феокрита, Киев, 1876; Вульфиус Г., Александрийские этюды. I. К биографии Феокрита, «ЖМНП», 1892, № 3. III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии..., СПБ, 1898, стр. 86—87, 289. И. Т.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФЕОКРИТ


будет выглядеть так: Что такое ФЕОКРИТ