ФЕОФАН ГРЕК |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(около 1340 – после 1405)
живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия). На Руси расписал Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным – церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца – Благовещенский собор (1405) – все в Московском Кремле. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Ф. Г. приписывают иконы деисусного чина Иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле – «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», а также «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» (с помощниками). Следы его поправок сохранились на ликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. По прорисям Ф. Г., а некоторые и по его непосредственному рисунку, исполнены иконы праздничного чина того же собора. Мастерской Ф. Г. (по мнению ряда исследователей – самому Ф. Г.) приписываются иконы «Богоматери Донской» с «Успением» на обороте (1380 или 1392), «Четырёхчастная» и «Преображение» – из Переславля-Залесского (все в Третьяковской галереи) и инициалы рукописи «Евангелия Кошки» (около 1392, библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва). Для произведений Ф. Г. характерны одухотворённая патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приёмов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и чётким конструктивным рисунком. Творчество и личность Ф. Г. были высоко оценены в Древней Руси, где его называли «философом». Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль.
Лит.: Лазарев В. Н., Феофан Грек и его школа, М., 1961; Голеизовский Н. К., Заметки о творчестве Феофана Грека, в сборнике: Византийский временник, г. 24, М., 1964; его же, Епифаний Премудрый о фресках Феофана Грека в Москве, там же, т. 35, М., 1973.
Л. В. Бетин.
Феофан Грек. «Троица». Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. 1378.
|
Современная Энциклопедия |
ФЕОФАН ГРЕК (около 1340 - после 1405), живописец. Родом из Византии. Работал на Руси во 2-й половине 14 - начала 15 вв. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 расписал Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения (фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, 1378, иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. |
Русская цивилизация |
(ок. 1340 - после 1405), иконописец и живописец, один из лучших художников Св. Руси. Для творчества Феофана Грека характерны эмоционально-драматическая трактовка образов, динамичная композиция, сдержанный колорит, пластичность изображений, подчеркнутая смелым и точным наложением световых бликов.
Феофан расписал церковь Спаса на Ильине (Новгород, 1378), Архангельский (1399) и старый Благовещенский соборы Московского Кремля (1405, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца). Работал также в Серпухове, Н. Новгороде, возможно, в Коломне и в Переславле. Яркую характеристику Феофана Грека содержит послание Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.
Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле — «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». При его участии исполнялись и другие иконы этого иконостаса. Он создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы «Богоматери Донской» с «Успением» на обороте (1380 или 1392), «Преображение» из Переславля-Залесского и инициалы «Евангелия Кошки» (ок. 1392). |
Энциклопедия Отечеcтво |
ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 - после 1405), иконописец, мастер стенных росписей. Родом из Византии. Работал на Руси во 2-й половине 14 -начале 15 вв. Вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца в 1405 расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, 1378; иконы, в т. ч. "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча" из иконостаса Благовещенского собора) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и пластически свободной живописной манерой.
|
Орфографический словарь Лопатина |
Феоф`ан Гр`ек, Феоф`ан Гр`ек |
|
|