Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФАЛЕС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Thales)
        (около 625–547 до н. э.), древнегреческий философ, родоначальник антич. и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы (См. Милетская школа). Происходил из Милета (Малая Азия). По преданию, путешествовал по странам Востока, учился у егип. жрецов и вавилонских халдеев. Возводил всё многообразие явлений и вещей к единой основе (первостихии или первоначалу), которой считал «влажную природу», воду: всё возникает из воды и в неё превращается. Для Ф. характерен Гилозоизм: «мир одушевлён и полон богов»: вслед за Гомером мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Предсказал солнечное затмение 585 до н. э.
         Фрагменты в рус. пер., в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9–24.
         Лит.: ТомсонД ж., Первые философы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145–58; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339–43; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25–50.
         А. Ф. Лосев.
Мультимедийная энциклопедия
(ок. 640-546 до н.э.), древнегреческий философ, основатель милетской школы. Уроженец Милета в Малой Азии. Фалеса считают отцом греческой философии и причисляют к Семи мудрецам. Сообщается, что Фалес предсказал затмение Солнца (произошедшее, согласно современным вычислениям, 28 мая 585 до н.э.). Он был также умелым политиком и пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, как сообщают, пустил реку Галис по новому руслу, а свои деловые качества доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом. Традиция утверждает, что Фалес познакомил греков с геометрией, которую изучил в Египте. Сочинения Фалеса не сохранились (возможно, он ничего не писал), и то, что мы знаем о его учении, происходит из вторичных источников, в первую очередь из трудов Аристотеля (Метафизика I 3). Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: "все полно богов" и "камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо". Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы. ЛИТЕРАТУРА Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989
Современная Энциклопедия
ФАЛЕС (640 - около 562 или 550 до нашей эры, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии и науки, основатель милетской школы. Фалес - первый из "семи мудрецов". В своем учении полагал, что все произошло из воды; "все полно богов", или "душа-псюхе размешана во Вселенной". Письменных сочинений Фалес не оставил.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ФАЛЕС из Милета (кон. 7 — нач. 6 в. до н.э.) — др.-греч. ученый и мыслитель, родонач. греч. стихийно-материалистич. философии. Был причислен к группе т.н. «Семи мудрецов» древности. Ф. вышел из кругов торг. аристократии, оттеснявшей в то время земельную аристократию; был видным деятелем среди ионийских греков; перед угрозой перс. нашествия он обратился к ионийским колониям с призывом объед. в союз автономных городов с общим советом в центре. Ф. был знаком с др.-вост. наукой. С его именем связывается ряд науч. открытий по арифметике (число есть совокупн. единиц), геометрии (равенство углов при основании равнобедрен. треугольника; равенство вертикал. углов; равенство треугольников, у к-рых равны одна сторона и два прилежащих к ней угла; деление круга диаметром пополам), астрономии (определение длины года в 365 дней; установл. времени солнцестояний и равно-денствий; нахождение М. Медвидицы и др.). Особенную славу ему принесло предсказание (впервые в Греции) сол-неч. затмения, происшедшего в 585 до н.э.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
    Итак, Фалес (по согласному утверждению и Геродота1-24, и Дурида, и Демокрита) был сын Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший среди потомков Кадма и Агенора1-25. [Он был одним из семи мудрецов], что подтверждает и Платон1-26; и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в "Перечне архонтов"). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии. Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода.
    Отойдя от государственных дел, он обратился к умозрению природы. По одному мнению, от него не осталось ни единого сочинения, – ибо приписываемая ему "Судоводная астрономия" принадлежит, говорят, Фоку Самосскому. (А Каллимаху он был известен как открыватель Малой Медведицы, что видно из таких стихов в "Ямбах":
        В небесной колеснице он открыл звезды,
        По коим финикийцы правят путь в море1-27.)
    По другому же мнению, он написал только две книги: "О солнцестоянии" и "О равноденствии", считая остальное непостижимым.
    Некоторые полагают, что он первый стал заниматься астрономией, предсказывая затмения и солнцестояния (так утверждает Евдем в "Истории астрономии", и за это им восторгаются Ксенофан и Геродот1-28; о том же свидетельствуют Гераклит и Демокрит). Некоторые же утверждают также, что он первый объявил душу бессмертной (в их числе поэт Херил). Он первый нашел путь солнца от солнцестояния до солнцестояния; он первый (по мнению некоторых) объявил, что размер солнца составляет одну семьсот двадцатую часть [солнечного кругового пути, а размер луны – такую же часть]1-29 лунного пути. Он первый назвал последний день месяца "тридесятым". Он первый, как говорят иные. стал вести беседы о природе.
    Аристотель1-30 и Гиппий утверждают, что он приписывал душу даже неодушевленным телам, ссылаясь на магнит и на янтарь. Памфила говорит, что он, научившись у египтян геометрии, первый вписал прямоугольный треугольник в круг и за это принес в жертву быка. Впрочем, иные, в том числе Аполлодор Исчислитель, приписывают это1-31 Пифагору; Пифагор же ввел в употребление по большей части и то, что Каллимах в "Ямбах" считает открытием Евфорба Фригийского, – например, разносторонние фигуры, треугольники и все, что относится к науке о линиях.
    Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим советчиком. Так, когда Крез пригласил милетян к союзу, Фалес этому воспротивился и тем самым спас город после победы Кира1-32. Впрочем, в повествовании Гераклида он сам говорит1-33, что жил в уединении простым гражданином. Некоторые полагают, что он был женат и имел сына Кибисфа, некоторые же – что он оставался неженатым, а усыновил сына своей сестры; когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: "Потому что люблю их"; когда мать заставляла его жениться, он, говорят, ответил: "Слишком рано!", а когда она подступила к нему повзрослевшему, то ответил: "Слишком поздно!" А Иероним Родосский (во II книге "Разрозненных заметок") сообщает, будто, желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденьи большого урожая оливок взял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег1-34.
    Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней.
    Учителей он не имел, если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний).
    Общеизвестен рассказ о том треножнике, который был выловлен рыбаками и который граждане Милета посылали от мудреца к мудрецу. Рассказывают, что несколько ионийских юношей сторговались купить у милетских рыбаков то, что вытащит их сеть. Сеть вытащила треножник, и о нем возник спор; наконец, милетяне послали в Дельфы1-35, и бог дал такое вещание:
        Отпрыск Милета, меня ты спросил о треножнике Феба?
        Вот мой ответ: треножник – тому, кто в мудрости первый!
    Треножник поднесли Фалесу; он передал его другому мудрецу, тот – третьему и так далее, до Солона; а тот заявил, что первый в мудрости – бог, и отослал треножник в Дельфы.
    Но Каллимах в "Ямбах" повествует иначе, взяв свой рассказ у Меандрия Милетского. Некий аркадянин Бафикл оставил чашу, завещав: Отдать ее тому, кто в мудрецах лучший.
    Ее поднесли Фалесу, она обошла всех и вернулась к Фалесу, а он отослал ее Аполлону Дидимейскому, написав при этом, по словам Каллимаха, так:
        Принес царю Нелеевых мужей, Фебу,
        Меня Фалес, по чести заслужив дважды;
    в прозе же так: "Фалес Милетский, сын Эксамия, – Аполлону Дельфинийскому1-36 свою дважды заслуженную меж эллинов награду". А носил эту чашу от мудреца к мудрецу Фирион, сын Бафикла (об этом пишут Элевсий в книге "Об Ахилле" и Алексон Миндский в IX книге "О мифах").
    А Евдокс Книдский и Еванф Милетский утверждают, что это Крез дал одному из своих ближних золотой кубок, чтобы вручить его мудрейшему из эллинов, а тот вручил его Фалесу. Кубок обошел всех до Хилона; Хилон спросил пифию, кто выше его мудростью, и бог назвал Мисона (о Мисоне речь будет далее; последователи Евдокса включают его в перечень вместо Клеобула, Платон1-37 – вместо Периандра). Вот что сказал о нем пифийский бог:
        Есть, говорю я, Мисон, рожденный в Хене на Эте,
        Лучше, нежели ты, снаряженный пронзительной мыслью, –
    а с вопросом к богу приходил Анахарсис.
    А Клеарх и платоник Даимах утверждают, что чаша Креза была послана Питтаку и уже от него пошла по мудрецам.
    А в сочинении "Треножник" Андрон говорит, что жители Аргоса объявили треножник наградой мудрейшему из эллинов; он был присужден Аристодаму Спартанскому, но тот уступил его Хилону. Этот Аристодам упоминается и у Алкея вот каким образом:
        Так молвил Аристодам
        разумное в Спарте слово:
        В богатстве – весь человек1-38,
        кто добр, но убог, – ничтожен.
    А некоторые сообщают, что это Периандр отправил груженый корабль к Фрасибулу, милетскому тирану, и, после того как этот корабль потерпел крушение в косских водах, рыбаки вытащили из моря треножник. Впрочем. Фанодик говорит, что треножник был найден в аттических водах, доставлен в город и по решению народного собрания послан Бианту; а почему Бианту – об этом будет сказано в его жизнеописании.
    А иные говорят, что треножник был выкован Гефестом в подарок Пелопу к его свадьбе; от Пелопа он перешел к Менелаю, вместе с Еленою был похищен Александром, и лаконянка бросила его в Косское море, сказав: "Быть за него борьбе!" Прошло время, и несколько жителей Лебедоса в этих местах купили у рыбаков их улов, и вместе с уловом к ним в руки попал треножник; они стали за него ссориться с рыбаками, ссорились до самого Коса, но ничего не добились и обратились в Милет, свою метрополию. Милетское посольство было отвергнуто, милетяне пошли на Кос войною, много народу пало с обеих сторон, и наконец оракул велел отдать треножник мудрейшему1-39; тогда и те и другие согласились, что это Фалес. А после того как треножник обошел всех, Фалес посвятил его Дидимейскому Аполлону. Вещание, полученное жителями Коса, было таково:
        Не суждено перестать ионийцев с мероцами1-40 битве,
        Прежде чем брошенный в море треножник, изделье Гефеста,
        Не устранится отселе, доверенный оному мужу,
        Коему ведомо все, что было, что есть и что будет.
    А вещание жителям Милета таково: Отпрыск Милета, меня ты спросил о треножнике Феба?
    и так далее, как сказано выше1-41. Вот что рассказывается о треножнике.
    Гермипп в "Жизнеописаниях" приписывает Фалесу то, что иные говорят о Сократе: будто бы он утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. Говорят также, будто однажды старуха вывела его наблюдать звезды, а он свалился в яму и стал кричать о помощи, и старуха ему сказала: "Что же, Фалес? ты не видишь того, что под ногами, а надеешься познать то, что в небесах?"1-42 Как астроном он известен и Тимону, который в "Силлах" хвалит его так: Между семью мудрецами Фалес – мудрец-звездоведец.
    В писаниях его (по словам Лобона Аргосского) не менее 200 стихотворных строк. А на статуе его надпись такая:
        Град ионийский Милет воскормил и воздвигнул Фалеев,
        В мудрости старшего всех, в звезды вперяющих ум1-43.
    Из песенных присловий1-44 ему принадлежат такие:
        Многая речь на устах – еще не залог разуменья.
        Мудрость единую знай, единого блага ищи.
        Только этим ты и свяжешь празднословиев языки.
    А изречения его известны такие:
        Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.
        Прекраснее всего – мир, ибо он творение бога.
        Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все.
        Быстрее всего – ум, ибо он обегает все.
        Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем.
        Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.
    Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – "Почему же ты не умрешь?" – спросили его. "Именно поэтому", – сказал Фалес. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: "Ночь – раньше на один день"1-45. Кто-то его спросил, можно ли скрыть от богов дурное дело. "Ни даже дурное помышление!" – сказал Фалес.
    Один прелюбодей спросил его: "Не поклясться ли мне, что я никогда не блудил?" Фалес ответил: "Прелюбодеяние не лучше клятвопреступления".
    Его спросили, что на свете трудно? – "Познать себя". Что легко? – "Советовать другому". Что приятнее всего? – "Удача". Что божественно? – "То, что не имеет ни начала, ни конца". Что он видел небывалого? – "Тирана в старости". Когда легче всего сносить несчастье? – "Когда видишь, что врагам еще хуже". Какая жизнь самая лучшая и справедливая? – "Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других". Кто счастлив? – "Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание".
    Он говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно; что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей дурными средствами, – говорил он, – и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, – говорил он, – такой поддержки жди и от детей". А разливы Нила, сказал он, бывают оттого, что пассатные ветры встречным напором преграждают ему течение.
    Аполлодор в "Хронологии" пишет, что родился Фалес в 1-й год 39-й олимпиады1-46, прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто) и скончался в 58-ю олимпиаду. Таким образом, жил он при Крезе, для которого отклонил течение Галиса, чтобы перейти реку без мостов1-47.
    Были и другие мужи по имени Фалес, как о том сообщает Деметрий Магнесийский в "Соименниках", и было их пять: первый – ритор из Каллатиса, весьма вычурный; второй – живописец из Сикиона, большого дарования; третий – из древнего времени, живший при Гомере, Гесиоде и Ликурге; четвертый – о котором упоминает Дурид в книге "О живописи"; пятый – из недавнего времени, малоизвестный, о нем упоминает Дионисий в "Критике".
    Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано:
        Эта гробница мала, но слава над ней необъятна:
        В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес.
    Есть и у нас о нем такие стихи в I книге сборника "Эпиграммы, или Все размеры":
        Солнечный Зевс, ты унес премудрого мужа Фалеса
        В час, когда он взирал на состязанья борцов.
        Благо, что ты его принял к себе: очам престарелым
        Трудно было с земли видеть движенье светил1-48.
    Ему же принадлежит пословица "Познай себя", хотя Антисфен в "Преемствах" говорит, будто сказано это было Фемоноей, а присвоено Хилоном.
    А обо всех семи мудрецах – именно здесь уместнее всего упомянуть о них – имеются вот какие известия. Дамон Киренский в сочинении "О философах" обличает всех, но этих семерых в особенности. Анаксимен сообщает, что все они занимались и стихотворством. Дикеарх полагает, что они не были ни мудрецами, ни философами, а просто умными людьми и законодателями. Архетим Сиракузский записал их беседу у Кипсела, при которой ему самому случилось быть; Эфор говорит о беседе у Креза, при которой не было, однако, Фалеса; а некоторые относят эту встречу к Всеионийскому празднику1-49, или в Коринф, или в Дельфы. Высказывания их также передаются разноречиво и приписываются разным по-разному, например:
        Лакедемонский Хилон промолвил мудрое слово:
        "Лишку – ни в чем!" Хорошо то, что блюдет свой предел.
    Спорят даже о том, сколько их было. Так, Меандрий вместо Клеобула и Мисона включает в перечень Леофанта Лебедосского (или Эфесского), сына Горгия, а также Эпименида Критского; Платон в "Протагоре"1-50 включает Мисона вместо Периандра; Эфор – Анахарсиса вместо Мисона; иные добавляют еще и Пифагора. Дикеарх сообщает, что нет разногласий только о четверых – это Фалес, Биант, Питтак, Солон; а троих оставшихся нужно выбрать из – шестерых, перечисляемых далее, – это Аристодем, Памфил, Хилон Лакедемонский, Клеобул, Анахарсис, Периандр; кое-кто добавляет еще Акусилая Аргосского, сына Каба или Скабра. Наконец, Гермипп в книге "О мудрецах" называет семнадцать человек, из которых по-разному выбирают семерых: это Солон, Фалес, Питтак, Биант, Хилон, Мисон, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Акусилай, Эпиме-нид, Леофант, Ферекид, Аристодем, Пифагор, Лас Гермионский, сын Хармантида или Сисимбрина (или Хабрина, как пишет Аристоксен), и Анаксагор. А у Гиппобота в "Перечне философов" перечисляются: Орфей, Лин, Солон, Периандр, Анахарсис, Клеобул, Мисон, Фалес, Биант, Питтак, Эпихарм, Пифагор.
    Письма Фалеса известны такие1-51.
    Фалес – Ферекиду. "Дошло до меня, что ты первым среди ионян вознамерился явить эллинам сочинение твое о божественных предметах. Пожалуй, ты и прав, что думаешь сделать писанное тобою общим достоянием, а не обращаешь его без всякой пользы к избранным лицам. Но если тебе угодно, то и я хочу стать твоим
    собеседником в том, о чем ты пишешь; и если ты скажешь, я буду к тебе на Сирое. После того как мы с Солоном Афинским плавали на Крит ради наших там изысканий и плавали в Египет ради бесед с египетскими жрецами и звездочетами, право, мы были бы безумцами, если бы не поплыли и к тебе; говорю "мы", ибо и Солон приедет, если ты на то согласишься. Ты ведь домосед, в Ионии бываешь редко, новых людей видеть не любишь, и одна у тебя, как я полагаю, забота – о том, что ты пишешь. Мы же не пишем ничего, но зато странствуем по всей Элладе и Азии".
    Фалес – Солому. "Покинувши Афины, лучше всего тебе обосноваться в Милете, вашем же афинском поселении: здесь тебе ничего не грозит. И если даже тебе будет не по нраву, что нами, милетянами, правит тиран – ты ведь враг всем властодержцам, – то пусть тебя утешит, что ты будешь жить среди нас, твоих друзей. К тебе посылал и Биант, приглашая в Приену; и если ты предпочтешь жить в городе приенян, то и мы готовы переселиться к тебе".
Теософский словарь
    (Греч.) Греческий философ из Милета (около 600 г. до Р.Х.), учивший, что вся вселенная была сотворена из воды, тогда как Гераклит из Эфеса утверждал, что она была сотворена огнем, а Анаксимен - что воздухом. Фалес, настоящее имя которого неизвестно, взял имя от Тхаллатх, в соответствии с философией, которой он учил.
История философии. Энциклопедия
ФАЛЕС, (около 640/625 - около 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. - первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных - сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., - это ум Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе"). Ф. (и Филону) приписывается изречение: "Познай самого себя". Сочинения Ф. "О солнцевороте" и "О равноденствии" и другие не сохранились.
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(около 640/625 — около 547/545 до н.э.) — древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из ‘семи мудрецов’. В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. — первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных — сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., — это ум Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с ‘жизненным дыханием’. Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало (‘псюхе’). Ф. (и Филону) приписывается изречение: ‘Познай самого себя’. Сочинения Ф. ‘О солнцевороте’ и ‘О равноденствии’ и другие не сохранились.
Новый философский словарь
(ок. 640/625 - ок. 547/545 до н.э.)
древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. - первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойствен-
ного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных - сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам космос. Земля плавает в воде подобно дереву). Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., - это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе"). Ф. (и Филону) приписывается изречение: "Познай самого себя". Сочинения Ф. "О солнцевороте" и "О равноденствии" и др. не сохранились.
А.А. Гриианов
Философский словарь
(ок. 625 — ок. 547) — греч. философ, политический деятель из Милета (Малая Азия). Совершал далекие путешествия ради приобрете-. ния знаний. В античной традиции Ф. — первый астроном и математик. По преданию, он предсказал полное солнечное затмение 584 до н. э. в Ионии. Ф. упоминается первым во всех списках “семи мудрецов”; ему приписывают много изречений, в т. ч.: “познай самого себя”, “больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит”, “быстрее всего ум, потому что он все обегает”, “сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть”, “мудрее всего время, потому что оно все открывает”. По Аристотелю, Ф. — первый ионийский философ и вместе с тем — первый греч. философ вообще. Первоначалом всего сущего Ф. считал воду, “разумную” и божественную. Ф. стоит у истоков демифо-логизации мира: Зевс — мировой разум, боги — действующие в мире силы. Ф. считается основателем стихийно-материалистической милетской школы. Соч. Ф. не сохранились.
Философский энциклопедический словарь
ФАЛЕС из Милета(род. ок. 625 ум. ок. 545 до Р. X.) – древнегреч. философ; политический деятель; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, в 585 предсказал солнечное затмение. По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреч.) философом вообще. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. Ему (а также Филону) приписывают изречение: «ghothi seauton» («познай самого себя»). Соч. Фалеса не сохранились.
Философский энциклопедический словарь 2
        Талес из Милета (ок. 625— ок. 547 до н. э., согласно малодостоверным расчётам Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи мудрецов; по Аристотелю — основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала лишь в виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из неё европ. философии и науки. Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не оставил, сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в том числе знаменитое «Познай самого себя». От учения Ф., которое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли след. положения: вода — основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля плавает на воде; магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов. Интерпретация этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое рождается, живёт и размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода — источник жизни; а поскольку всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо, подобно живым существам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых существ. но и всего, в том числе и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологиза-ции мира, заменив антропоморфных управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником его жизни.
        Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti, Firenze, 196.'i, p. l—75.
        Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса ?. , в сб.: Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979, с. 167—76; Zeller E., Mondolfo R., La filosofia dei Greci nel suo sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФАЛЕС


будет выглядеть так: Что такое ФАЛЕС