|
|
|
|
|
ЕВХАРИСТИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от греч. eucharistia — благодарение)
причащение, в христианской религии таинство; см. в ст. Таинства.
|
Современная Энциклопедия |
ЕВХАРИСТИЯ (греческое eucharistia), 1) то же, что причащение. 2) Одно из названий Божественной литургии. |
Мультимедийная энциклопедия |
(греч. eucharistia - благодарение), главное христианское таинство.
Происхождение. Согласно евангелиям (Мк 14:22-25 и параллельные места в
других евангелиях), ритуальные трапезы, которые Иисус разделял со своими
учениками, приобрели новый смысл на Тайной вечере, когда Иисус объявил,
что хлеб и вино, над которыми он произнес благодарственную молитву, суть
его Тело и Кровь, приносимые в жертву "за многих". Церковь продолжала
осуществлять "преломление хлебов" (Деян 2:42), видя в нем таинство
приобщения Тела и Крови Христовых (1 Кор 10:17), возвещение смерти
Господней (1 Кор 11:26) и источник вечной жизни во Христе (Ин 6:53-58).
Католическое учение. Католическая церковь учит об истинном и
субстанциальном присутствии Христа в таинстве евхаристии через
действительное пресуществление хлеба и вина в его Тело и Кровь. В этом
таинстве Христос возобновляет жертву, принесенную им Богу Отцу, при
посредстве назначенного им совершителя таинства (надлежащим образом
рукоположенного священника), распространяет ее действенность на тех, кто
участвует в жертвоприношении, и на тех, кому преподается таинство, и
предает себя в пищу верующим. В качестве богослужения евхаристия
называется мессой (в православии - литургией), а в качестве таинства -
причащением. Веществом для евхаристии служат хлеб (квасной в большинстве
Восточных церквей и пресный - в Западной) и вино, смешанное с небольшим
количеством воды (древний обычай смешивать вино с водою получает здесь
символический смысл, знаменуя двуединство божественного и человеческого
начала во Христе). После освящения это больше не хлеб и вино, однако они
сохраняют свои внешние качества, под видом которых в них присутствует сам
Христос. Верующие поклоняются Христу в Святых Дарах непосредственно во
время мессы, а также в преждеосвященных или запасных Дарах, которыми
верующих причащают в другое время. Всякий, кто принял крещение, может
приобщаться Св. Даров; однако причастие будет благотворно лишь в том
случае, если причащающийся пребывает в "состоянии благодати" (т.е. не
исключен из церковного общения и не пребывает в состоянии смертного
греха). В Западной церкви к причастию обычно допускаются те, кто достиг
разумного возраста и соблюдал предписанный пост. Католики, достигшие
возраста причастия, должны присутствовать на мессе по воскресным дням и
определенным праздничным дням и должны причащаться хотя бы раз в год, на
Пасху, а также при угрозе смерти (т.н. viaticum - пища для последнего
странствия). Частое или даже ежедневное причащение, широко
практиковавшееся в древней церкви, все больше поощряется на Западе,
особенно - после декрета Пия X относительно частого причащения (1905).
Православное учение. Учение Православной церкви о евхаристии в
целом совпадает с учением Западной церкви - с тем лишь отличием, что
учение о пресуществлении выражено здесь в менее строгой форме и самый
момент пресуществления хлеба и вина связывается с призыванием на Святые
Дары Святого Духа, а не с произнесением слов, изреченных Христом при
установлении таинства.
См. также <<МЕССА>>.
Протестантские учения. Вожди Реформации, выступая против
"механистических", в их представлении, воззрений на евхаристию,
интерпретировали ее прежде всего как обетование прощения и милости к
верующим силою жертвы, принесенной Христом. Лютер и лютеране настаивают на
"реальном присутствии" Христа в веществах евхаристии. Кальвин и
реформатские церкви учат только о "духовном" присутствии в хлебе и вине
Тела и Крови Христовых, к которым приобщаются те, кто воспринимает их с
верою. Другие протестанты понимают "преломление хлебов" как символическое
напоминание о Тайной вечере, в котором Христос пробуждает и укрепляет веру
Своих причастников. Даже те, кто отрицает "внешнее" таинство, например -
Армия спасения или квакеры, верят, что приобщаются к некой скрытой
духовной реальности. В англиканских церквах принято говорить о "реальном
присутствии" Тела и Крови и о "жертве хвалы и благодарения", не давая
более строгой дефиниции, которая указывала бы на приверженность
католическому или традиционному протестантскому толкованию евхаристии;
отношение к таинству евхаристии "высокой церкви" близко к католическому.
С точки зрения норм, принятых в древней церкви, совершение евхаристии, или
"вечери Господней" в протестантских церквях до недавнего времени
осуществлялось достаточно редко, что было обусловлено не пренебрежительным
отношением к евхаристии, а, напротив, ощущением важности и торжественности
причащения. Правда, в англиканских церквах она совершается по крайней мере
раз в неделю, либо как главная воскресная служба, либо - в более ранний
час, а церковь Учеников Христа возродила новозаветную практику ежедневного
причащения, однако в других протестантских деноминациях нормой остается
ежемесячное причастие. Экуменическое движение 20 в. способствовало новому
осмыслению евхаристии как таинства единения, и евхаристические службы
стали проводиться, например, по случаю очередной ассамблеи Всемирного
совета церквей (с учетом и с сохранением всех различий в подходе к
евхаристии, характерных для отдельных христианских конфессий и
деноминаций). Кроме того, в рамках экуменического движения был установлен
"Всемирный день причастия" (в большинстве конгрегаций это первое
воскресенье октября).
ЛИТЕРАТУРА
Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ЕВХАРИСТИЯ — в православ. церкви таинство причащения, а также богослужение, на к-ром совершается это таинство (обедня). |
Русская цивилизация |
благодарение. Этим именем называется приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на Божественной литургии, а равно и самая жертва сия, т. е. так называются: 1) литургия, на которой приготовляются хлеб и вино (Св. Дары) и пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христа, Сына Божия; 2) самые Тело и Кровь Христовы. Св. Евхаристия есть: 1) благодарственная жертва за святых, т. е. через нее мы благодарим Бога за то, что Он благоволил им во Христе, под знаменем креста Его, победить врагов спасения и совершить течение веры непорочно — что восприял их от нас в церковь первородных и упокоил во свете лица Своего, что даровал нам молитвенников и ходатаев и молитвы их дал нам в предстательство и помощь пред Своим престолом. В таком смысле совершается приношение жертвы о святых, по чину литургии св. Иоанна Златоуста словами: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех» и пр., а по чину литургии св. Василия Великого, как и по чину литургии св. ап. Иакова, Церковь по освящении Даров вспоминает святых: а) «да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи» и пр. и б) для получения ходатайства святых на Небе, чтобы их молитвами и предстательством усилить свои молитвы Богом о живых и умерших, или, как говорит св. Кирилл Иерусалимский, «чтобы по их молитвам Бог принял наше моление» и посетил нас Своими щедротами; 2) умилостивительная жертва об усопших; она приносится об отпущении грехов усопших в вере и надежде воскресения в жизнь вечную; 3) очистительная жертва о живых, т. е. обо всех живых христианах. |
Орфографический словарь Лопатина |
евхар`истия, евхар`истия, -и |
Словарь Даля |
жен., ·*греч., ·переводн. благодать. Таинство Св. Причащения. Евхарастический, к нему относящийся |
Словарь Ожегова |
ЕВХАР’ИСТИЯ, -и, жен. То же, что причащение.
прил. евхаристический, -ая, -ое. Евхаристическая молитва. |
Словарь Ушакова |
ЕВХАР’ИСТИЯ, евхаристии, мн. нет, ·жен. (·греч. eucharistia, ·букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение. |
Толковый словарь Ефремовой |
[евхаристия]
ж.
Причащение как одно из семи христианских таинств, совершаемых во время литургии. |
Новый философский словарь |
(греч. evcharistia - благодарение)
главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда - обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в тело и кровь свою и наставляя неизбывно соблюдать этот обряд в память о нем. Верующий, т. обр., вкушая освященные вино и хлеб, приобщается плоти и крови Иисуса Христа.
А.А. Грицанов |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ЕВХАРИСТИЯ
будет выглядеть так: Что такое ЕВХАРИСТИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|