Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЕВРИПИД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Эврипид (Euripides) (около 480 до н. э., Афины, — 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров («Киклоп»). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского полиса и упадка традиционных этических норм. Если в «Гераклидах» прославляются Афины, покровительствующие потомкам Геракла, и героиня трагедии «Ифигения в Авлиде» идёт на смерть ради победы греков, то в «Троянках» Е. протестует против афинской завоевательной политики, в «Просительницах» обеспокоен социальным расслоением демократических Афин, в «Оресте» — активностью демагогов. Распад полисных связей обусловил интерес Е. к внутреннему миру человека, при этом он изображал людей «такими, каковы они есть» (слова Софокла), а не нормативными, возвышенными. Переживания Медеи определяются борьбой между ненавистью к покинувшему её Ясону и чувствами матери («Медея»). В образе Федры впервые в греч. трагедии разработана психология женской любви («Ипполит»). Мастерство Е. в передаче страданий ещё в древние времена дало основание охарактеризовать его как «трагичнейшего из поэтов». У Е. возникают и религиозные сомнения, свидетельством чего являются критические высказывания о богах действующих лиц «Электры», «Иона» и др. трагедий, иногда звучат мысли о несправедливости рабства и стеснённого положения женщины в семье. В драматургию Е. вторгаются бытовые элементы — их носители не только слуги, кормилицы, дядьки-воспитатели, но и центральные мифологические герои. Роль хора в произведениях Е. сокращается, хоровые партии нередко отрываются от содержания драмы. В своих последних произведениях Е. охотно пользуется приёмом Деус экс махина.
        
         Соч.: Texte etabli et trad. par L. Meridier, L. Parmentier et Н. Gregoire, v. 1—6, P., 1942—59; в рус. пер. — Трагедии, т. 1—2, М., 1969.
         Лит.: Беляев Д. Ф., К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1878; История греческой литературы, т. 1, М.—Л., 1946, гл. 24; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957, гл. 2, §5; Murray G., Euripides and his age, 2 ed., L. — [a. o.], 1947; Euripides. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), [1968] (библ. с. 175—77).
         В. Н. Ярхо.
Современная Энциклопедия
ЕВРИПИД (около 480 - 406 до нашей эры), древнегреческий поэт-драматург; младший из трех великих афинских трагиков (смотри Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к религиозно-мифологическим, этическим и другим традиционным нормам (в том числе суровому или "непродуманному" вмешательству богов в человеческую судьбу). Вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственны необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит", "Электра", "Орест"). Оказал влияние (через Менандра и Сенеку Младшего) на европейскую драматургию.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЕВРИПИД — (485/480 на Саламине — 406 до н.э. в Пелле) — младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточ. семьи; в 408 до н.э. по приглашению макед. царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохран. 17 трагедий и сатирич. драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Е., по Аристотелю, «наиболее трагич. поэт», на материале древ. мифов он создал драмы, в к-рых отражены духов. и соц. проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им нек-рых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общеприн. обычаи часто мешали современникам Е. в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми явл. у Е. образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов) его герои сами вершат свою судьбу в соотв. с чертами своего хар-ра. Е. находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критич. позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произв. Е. изображает трагич. развязку родств. отношений, в т.ч. в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреч. на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Е. отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в к-рых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В по-ставл. уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастич. культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 4О8 до н.э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиц. представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Е. близок к разговорному, используем. в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Е. часто спорят — влияние совр. ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет больш. отношения к действию. Творч. метод Е. имел мн. последователей: новая аттич. комедия приняла его произв. в кач-ве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); рим. драма, в особенности Сенека, без Е. просто немыслима.
Античные писатели
    Еврипид, Euripides, с Саламина, ок. 485-406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх (или Мнесархид) имел какую-то собственность на Саламине, другую - в аттическом округе Флия. Е. получил прекрасное образование (вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа). Был жрецом Зевса во Флии и единожды участвовал в афинском посольстве в Сиракузы. По характеру скорее нелюдим, он наиболее охотно находился в своем жилище на Саламине, посвящая время исследованиям и писательскому труду; там у него была своя библиотека. В 455 г. Е. впервые выступил в трагическом агоне и занял третье место, первый успех к нему пришел в 441 г. Подвергшись нападкам за новизну взглядов, он лишь 5 раз получил первую награду (в том числе одну посмертно). В 408 или 407 г. навсегда покинул Афины. Он удалился в Пеллу, ко двору македонского царя Архелая, где среди прочего написал в честь царя пьесу Архелай (фр.). Умер в Пелле, по легенде, растерзанный сворой гончих псов. Е. был дважды женат, в первый раз на Мелите, второй - на Хорине (или Хориле), с которой прижил 3 сыновей (один из них, Еврипид, тоже трагический поэт, поставил после смерти отца его последние произведения). - Драматическое творчество Е. насчитывало 92 произведения, объединенные в трилогии или тетралогии часто не связанные сюжетно. Целиком сохранилось 17 трагедий и одна сатирова драма, а также свыше 1000 фрагментов. В творчестве Е. различают 3 периода; произведения, написанные в каждый из них, имеют общие черты, роднящие их между собой. Первую группу составляют драмы, которые можно назвать психологическими, так как Е. со знанием дела описывает в них переживания женщин, одержимых сильными страстями. Алкест (Alkestis; 438 г.), самая ранняя из сохранившихся пьес, представляла последнюю часть тетралогии, состоявшей из сатировых драм. Отсюда ее трагически-бурлескный характер. Е. использовал здесь мотив обмана смерти: жена отдает жизнь за мужа, нов награду за добровольную жертву сама вырывается из рук смерти. В драме Медея (Medea; 431 г.) трагический конфликт разыгрывается в истерзанном страстью сердце женщины. Преданная и обманутая варварская царица после тяжелой, мастерски описанной внутренней борьбы убивает собственных детей, чтобы таким способом отомстить их отцу, неверному Ясону. Жертвой страсти представляется также Федра, героиня трагедии Ипполит Увенчанный(Hippolytos stefaneforos; 428 г.), являющей новой обработкой плохо принятой публикой пьесы под названием Ипполит, скрывающий облик (Hippolytos kalyptomenos). Федра старается скрыть и одолеть страстную любовь к своему пасынку Ипполиту. Когда тайна раскрывается, отвергнутая и униженная, она совершает самоубийство, мстя Ипполиту из могилы клеветой. В Гекубе (ок. 425 г.) Е. показал трагедию страдающей матери и царицы уничтоженного народа. Эта удрученная горем, но полная достоинства женщина превращается в жаждущую крови мстительницу. Гекуба - великая трагедия мести, интриг и клеветы. К тому же кругу мифов принадлежит Андромаха (ок. 419 г.; в Афинах не ставилась), представляющая трагедию униженной и брошенной в крайнюю нужду богатой женщины. Другую группу составляют патриотические и политические драмы: Гераклиды (Herakleidai; ок. 429 г.) - история детей Геракла, ищущих в Аттике помощи против врагов. Конфликт двух образов - жестокой силы (Еврисфей) и царского великодушия (Демофон) - должен был по замыслу Е. соотноситься с положением в греческом мире, разделенном началом Пелопонеской войны на два лагеря: Спарты и Афин. Эхо этой войны мы слышим также в Плакальщицах (Hiketides; ок. 420). Главный герой драмы, афинский царь Тесей, который на просьбы матерей аргивянок помогает им отыскать останки погибших сыновей, воплощает здесь высокие идеалы афинского государства. Безумный Геракл (Herakles mainomenos; предположительно, ок. 416 г.) - трагическая повесть о незаслуженном унижении героя, которое настигло его в конце жизни. Геракл на вершине славы в припадке безумия убивает жену и детей. Очнувшись, он хочет покончить с собой, но его удерживает испытанный друг Тесей. Древние называли эту трагедию «хвалой Тесею», мудрость которого символизирует здесь мудрость управляемого им государства. Троянки (Troades; 415 г.) представляют собой ряд трагических картин, рассказывающих о судьбах троянских пленниц после падения города, это одна из наиболее пессимистических трагедий Е., утверждающая, что война приносит тлько несчастье, как побежденным, так и победителям. Третья, самая поздняя группа включает пьесы со сложной интригой и запутанным действием, стержнем которого являются великолепно обрисованные характеры. Электра (вероятно, 413 г.) с точки зрения содержания - это уже известная нам трагедия о матереубийстве Ореста (после трагедий Эсхила и Софокла). У Е. вся история разыгрывается в скромной хижине крестьянина, которому Электра была отдана в жены. В действиях Ореста поэта интересуют прежде всего моральные проблемы. После убийства матери Орест и Электра охвачены чувством вины, от которого нет лекарства. Не помогает даже ссылка на приказ Аполлона, который, отдавая его, сам заслужил осуждение. Пьесой, полной интриг и приключений, окрашенной скорее басенным, чем трагическим настроением, является Елена (Helene; 412 г.). Поэт обработал здесь известную из Палиподии Стесихора версию мифа, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены, подлинная же Елена, как верная и любящая жена ждала Менелая в Египте. После многих приключений поэт соединяет прежде разлученных супругов. В этой легкой пьесе также скрыта критика войны: столько лет греки сражались из-за призрачной тени! Можно увидеть в этой пьесе и подобие изобилующего интригами и чудесными приключениями греческого романа. Развернутой драматической интригой обладает также Ион (Ion; между 413 и 409 гг.), описывающий судьбу героя, сына Аполлона, предка ионийцев. Мотив подкинутого ребенка и взаимного узнавания, наряду со счастливым концом пьесы, приводят к тому, что эта «спокойная трагедия» представляется предвестницей комедий Менандра. Вновь узнавание (на этот раз родителей) и не менее сложная интрига делают из Ифигении в Тавриде (Ifigeneia he en Taurois; между 413 и 409 гг.) необычайно эффектную драму. В Ифигении в Авлиде (Ifigeneia he en Aulidi; 406 г.) главная героиня, вначале пораженная и взволнованная, после тяжкой внутренней борьбы сознательно решает пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить удачу грекам, терпящим поражение в войне с троянцами. Драма Орест (408 г.) представляет собой психологическое исследование последствий страшного дела для самого матереубийцы и его окружения. Отвергнутый богами и преследуемый людьми, Орест изо всех сил старается спастись. Приговоренный к смерти, он пытается отомстить Менелаю, от которого тщетно ожидал помощи. Остальные трагедии Е. трудно причислить к одной из вышеназванных групп. К ним принадлежат: Финикиянки (Foinissai; ок. 408 г.), сюжетом которых так же, как и сюжетом Семерых против Фив Эсхила является братоубийственная борьба сыновей Эдипа, содержащие ряд прекрасных сцен: среди них блестящие описание битвы и обзор войска со стен города, и Вакханки (Bakchai; 407 г.) - единственная сохранившаяся «дионисийская» драма. Е. описал в ней историю царя Пенфея, который отважился препятствовать Дионису в его победоносном шествии по миру, и жестокую месть разгневанного бога. Трагедия эта, интерпретируемая различными способами, то как доказательство безбожия Е., то, в других источниках, как свидетельство его обращения, несомненно доказывает, что поэт умел постигать и оценивать иррациональные стороны человеческой натуры. В сатировой драме Циклоп (Kyklops; дата написания не установлена), единственном целиком сохранившемся образце этого жанра, Е. описал приключение Одиссея в пещере Полифема. Е. написал также трагедию Ресос (воссоздающую эпизод из X книги Илиады). Ее место в рукописях Е. заняла трагедия неизвестного автора под тем же названием, созданная, вероятно, в IV в. до н. э. Сюжеты своих произведений Е. брал из мифов, отыскивая их малоизвестные локальные версии, а известные мифы изменял в соответствии с принципами своего искусства и собственными воззрениями. Е. дегероизировал мифологические образы. Из монументальных героев Эсхила он сделал простых людей, которые по-человечески принимают трагическую судьбу. Боги у Е. подвержены тому же нравственному суду, что и люди. Как рационалист, Е. подрывал веру в божественное происхождение государственных институтов и нравственно-правовых норм. Он доказывал, что не существует разницы между свободным и рабом., греком и варваром, признавая, что единственным критерием достоинства человека является его нравственность. Он преследовал любые проявления несправедливости и жестокости, говорил о войне, как о тотальном зле, угрожающем высшим человеческим ценностям. Хороший наблюдатель, Е. старался всегда вскрыть психологические мотивы поступков своих героев. С несравненной прозорливостью и прямотой обнажал он как дурные, так и добрые черты человеческой натуры. Прослывший женоненавистником, он с особой силой описывал их страсти, однако, ему удалось показать и их самоотверженность. Драматическое новаторство Е. столкнулось с критикой современников, которых отталкивал определенный схематизм предваряющих действие прологов (обычно произносимых каким-либо божеством), а более всего - появляющийся в конце deus ex machina (то есть, бог на сценической машине). Он был нужен среди прочего для того, чтобы действие, отошедшее довольно далеко от общепризнанной версии мифа, вернуть в традиционное русло. Хор в драмах Е. играл меньшую роль, чем у его предшественников, связь его выступлений с действием также более произвольна (исключением являются Вакханки, одна из последних пьес Е.) Зато Е. увлеченно вводил сольные арии (монодии). Замечательны у него поэтические споры-агоны, чаще всего по существу трагического конфликта, в которых яснее всего обозначилось влияние софистов. Многие существенные элементы переняла у Е. новая комедия (см. <<Менандр>>), а за ней и позднейший европейский театр: Е. первым ввел в своих пьесах мотив узнавания и интригу, разработал монолог, который должен был отразить внутренние переживания героя, а прежде всего отважился представить на сцене любовь. Е. оценили лишь после смерти; о последующей его популярности свидетельствует само число сохранившихся трагедий, многие сцены из которых отражены в живописи и скульптуре. В Риме произведения Е. переводились чаще, чем трагедии Эсхила и Софокла; его влиянию подвергся прежде всего Сенека, переработавший несколько его трагедий.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
((ок. 480-406 до н. э.) – др.-греч. трагик) Как овцы, жалкою толпой Бежали старцы Еврипида. Иду змеиною тропой, И в сердце темная обида. ОМ914 (296.1)
Литературная энциклопедия
[485/4—407/6 до христ. эры] — афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла: драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью для насмешек комедии, к-рая в таких случаях прибегала к обычной в древности «клевете» по адресу самой личности («низкое» происхождение, физические недостатки, несчастная семейная жизнь и т. д.). Сын состоятельного саламинского землевладельца, сам — человек зажиточный, Е. держался в стороне от общественной жизни и был одиноким мыслителем-книголюбом, отдававшимся исключительно драматическому творчеству, несмотря на то, что при жизни его трагедии не пользовались успехом: из 22 поставленных им тетралогий лишь 5 получили первый приз на афинских трагических состязаниях, последний раз — уже после его смерти. Интеллигент-одиночка, ум гораздо более критический, чем конструктивный, Е. идеологически не примыкал ни к одной из общественных группировок, но был целиком захвачен той волной критики старых ценностей, которая сопровождала разложение идеологии греческого государства-города после победы торгового капитала над землевладельческой аристократией и, возникнув в середине V в., вылилась в так наз. «софистическое» движение. Представители свободных профессий и высококвалифицированного ремесла являлись в Афинах преимущественными носителями индивидуалистических и секуляризационных настроений, исходивших из торговых городов греческих колоний. Идеологам этих социальных групп было свойственно отрицательное отношение к наследственной аристократии и старинной идеологии, оправдывавшей привилегии знати, к крупным собственникам, эксплоатирующим чужой труд — в противоположность одиночке, завоевывающему себе положение личными талантами. Идеи софистов — Протагора, Антифонта, Анаксагора — и других мыслителей V в. оказали сильное влияние на Еврипида, и он до конца жизни откликался на модные проблемы и теории, вкладывая соответствующие рассуждения в уста своих персонажей. В трагедиях Е. находили себе место размышления о вопросах гносеологии, сомнения в справедливости существующего миропорядка, резкая критика мифической традиции о богах и героях, полемика против укоренившихся представлений о прирожденной неравноценности знатных и незнатных, свободных и рабов, эллинов и варваров. Однако неосновательно радикальные мысли, излагаемые в трагедиях Е., считать всегда убеждениями самого автора, который гораздо чаще ставит проблемы, чем разрешает их: жизнь скорее представляется ему иррациональным сплетением противоречий. Сочувствие угнетенным, суровое осуждение всего, что ведет к усилению страданий
46 отдельной личности — неизменно характеризуют расплывчатые взгляды Е., симпатиями которого обычно пользуются лишь производители-одиночки («автурги»). Если в начале Пелопоннесской войны он пишет патриотические пьесы, в которых прославляет Афины как страну-покровительницу всех преследуемых («Гераклиды», «Просительницы»), то в 415 он, выражая настроения среднего земледельческого класса, выступает с резким протестом против войны вообще, а в частности — против сицилийской экспедиции, к-рую подготовляла империалистическая демократия («Троянки»). В конце жизни Е. совершенно разочаровался в афинской демократии («Орест», 408) и переселился в Македонию, где и умер; враждебная полемика комедии не прекратилась и после смерти Е. («Лягушки» Аристофана), а самую смерть его изукрасили легендами о том, как он был «растерзан», по одной версии, собаками, а по другой — женщинами, мстившими «женоненавистнику». Трагедии Е., сохранившиеся полностью (с точными или приблизительными датами постановки): «Алкеста» [438], «Медея» [431], «Ипполит» [428], «Гераклиды» [в промежуток 430—428], «Андромаха» [приблизительно того же времени], «Гекуба» [около 425], «Просительницы» [незадолго до 421], «Геракл» [в промежуток 423—416], «Ион» [в промежуток 421—413], «Троянки» [415], «Ифигения в Тавриде» [вскоре после 415], «Электра» [413], «Елена» [412], «Финикиянки» [около 409], «Орест» [408], «Ифигения в Авлиде» [406, посмертно], «Вакханки» [тогда же] и драма сатиров «Киклоп» [неопредел. время]; сохранившиеся произведения относятся преимущественно к позднему периоду его деятельности (первая тетралогия Е. была поставлена в 455); трагедия «Рес» уже в древности считалась подложной. Ряд недошедших полностью трагедий может быть
47 восстановлен по большим связным отрывкам и многочисленным античным изложениям. Творчество Е. многообразно и являет собой картину неустанных исканий, не поддающихся четкой периодизации. Афинская трагедия до Е. была драматизацией мифических сюжетов и в борьбе действующих сил развивала проблематику мифа; фигуры ее величавы и неподвижны, стиль отличается торжественностью. В отличие от своего старшего современника Софокла (см.), который стремился к строгой архитектонике пьес, устраняя в трагедии ряд традиционных пережитков сакрального действа, Е. сохраняет многие элементы старинной священной игры, но деформирует ее по существу, приспособляя к новому индивидуалистическому мироощущению, отразившему кризис афинской демократии, распад общественных связей. Все нововведения Е. направлены к тому, чтобы монументальным фигурам, вознесенным над жизнью как воплощение высших, общеобязательных ценностей, придать более реалистический характер, усилить внутреннее и внешнее Иллюстрация: Иллюстрация к «Медее». (Рис. на античной амфоре)
48 движение пьесы, приблизить стиль трагедии к уровню обыденной речи и создать новую проблематику мифа, отвечающую умственным интересам эпохи. А так как древние мифы, возникшие на почве феодальных, а иногда еще более первобытных общественных отношений, часто казались уже бессмысленными и нравственно отталкивающими, надлежало либо искать в сокровищнице греческих преданий новый материал, поддающийся желательному оформлению, либо совершенно перераспределить свет и тени в старых сюжетах. Во многих пьесах Е. в центре внимания — трагедия личности, ее внутренняя борьба, становящаяся иногда одной из значительных пружин в динамике действия. Этот момент, намеченный Эсхилом и использованный им в титаническом плане («Прометей»), Е. переносит в план человеческий. Он первый в европейской лит-ре ставит проблемы женской психологии и динамики страсти. Таковы образы: Медеи, к-рая всем пожертвовала для своего мужа и, будучи предана им, не только губит свою
49 соперницу, но и убивает собственных детей, для того чтобы покарать его самым жестоким образом («Медея»); Гекубы, к-рая терпит всевозможные унижения, переносит гибель дочери, зарезанной для умилостивления тени врага, пока у нее остается надежда на то, что единственный оставшийся в живых сын когда-нибудь отомстит за нее, но когда и этот сын оказывается вероломно убитым, жестоко мстит его убийце («Гекуба»). Богатый материал в этом направлении Е. находит, используя запретную прежде в трагедии тему эротики. Первое пробуждение любви в сердце юноши («Андромеда»), страсть замужней женщины к гостю («Сфенебея») или пасынку («Ипполит»), противопоставленная суровой чистоте мужчины, рассказ о царевне, соблазненной прислужником («Критянки»), любовь к покойнику («Протесилай»), трагические конфликты на почве гомосексуализма («Хрисипп»), кровосмешения («Эол») — открывали широкие перспективы для углубленного психологического анализа. Это введение запретного материала вызвало жестокое осуждение современников и создало Е. репутацию «женоненавистника», хотя упомянутым фигурам в трагедиях Е. можно противопоставить ряд героинь, добровольно идущих на смерть ради спасения своих близких, родных, всей Эллады: Алкеста («Алкеста»), Макария («Гераклиды»), Эвадна («Просительницы»), Ифигения («Ифигения в Тавриде»). Отход от монументальных фигур старой трагедии подчеркивается и чисто театральными средствами: на сцене появляются герои в виде нищих в лохмотьях («Телеф»), физически разбитые («Беллерофонт», «Ипполит»), дряхлые старики, визжащие дети. Трагедии Е. на старые сюжеты, использованные предшествующими поэтами, представляют собою нередко суровую критику религиозных и нравственных идей, заложенных в древних мифах. В «Электре» и «Оресте» (где есть возможность сравнить трактовку мифа Е. с разработкой его Эсхилом и Софоклом) все изменения фабулы направлены к тому, чтобы лишить действующих лиц героического ореола, представить матереубийство Ореста возможно более низким и отвратительным и осудить бога, внушившего Оресту подобный поступок. Гомеровские герои систематически снижаются в «Троянках», герои фиванского цикла — в «Финикиянках». Элементы критики мифа с точки зрения новых представлений о нравственности встречаются почти во всех сохранившихся пьесах Е. (особняком стоят патриотические пьесы); даже предсмертная трагедия «Вакханки», — воспроизведение старинных форм дионисийского ритуала, в котором многие исследователи хотят усмотреть отказ от критической позиции в пользу наивной веры, — содержит в себе моменты нравственного осуждения мифа. Выпады против богов (теме богоборчества была посвящена трагедия
50 «Беллерофонт») обычно производятся весьма осторожно и внешне иногда как будто опровергаются развязкой, к-рая соответствует мифической традиции, но по существу остаются не опровергнутыми: другого пути у Е. не было, т. к. изменить развязку он не мог и всегда должен был остерегаться опасного обвинения в «нечестии». Снижение трагических характеров и сознательную дисгармонию между сюжетом и разрушающей его критикой Е. компенсирует сценическими и музыкальными эффектами, остротой неожиданных ситуаций и сложностью интриги. Нагнетание ужаса и трогательные сцены, реалистическое изображение физических страданий, безумия и умирания, «узнавание» родных, из к-рых один уже готовился убить другого, — все это характерно для Е. Некоторые пьесы построены исключительно на интриге, которая отныне должна заменять сюжетное движение мифа (напр. «Ион»), а в позднейших трагедиях нередко вводится элемент приключений («Елена», «Ифигения в Тавриде», «Андромеда») с использованием при этом и эротического момента и обязательным благополучным окончанием. В этих пьесах Е. предвосхищает сюжетное построение позднейшей («буржуазной») комедии и романа; от мифических фигур остаются лишь имена. В структурном отношении трагедии Е. также весьма разнообразны. Е. любит внезапные переломы, трагизм иррационального, пассивных героев, становящихся игрушкой в руках враждебных сил; так, в «Геракле» в середине пьесы на сцену спускается посланная Герой богиня безумия, для того чтобы Геракл собственноручно убил свою семью, только что спасенную им от смерти. Трагедия распадается на эпизоды («Гекуба», «Андромаха», «Геракл», «Троянки», «Финикиянки»), из которых каждый может иметь самостоятельную перипетию и катастрофу и которые иногда внутренне не связаны и объединены лишь пассивной личностью героя. Но наряду с этим встречается и строго концентрическое построение пьес. При всем разнообразии архитектоники некоторые конструктивные элементы оказываются весьма устойчивыми. Почти все трагедии Е. начинаются с пролога, к-рый произносится каким-либо из персонажей пьесы или божеством, связанным с ее действием, и содержит обычно сюжетные предпосылки трагедии, как-то: прошлое героев, указание на место действия и его основные моменты. Пролог был нужен поэту в тех случаях, когда он, разрабатывая популярные мифы, останавливался на малоизвестной или созданной им самим версии, но служил и прелюдией к драме в смысле создания необходимого настроения у зрителя. Е. стремится сделать пролог самостоятельным, отрывая его от драмы и начиная действие лишь после него. Ряд трагедий Е. заканчивается тем, что над сценой появляется
51 божество (deus ex machina), которое изъясняет грядущую судьбу героев, устанавливает связанные с мифом культы и т. п. Это — пережиток старинного ритуального действа, к-рым Е. дорожил как сценическим эффектом и драматургическим приемом для развязки запутанных положений и возвращения переработанного сюжета в русло мифической традиции, — как бы эпилог трагедии. Диалог ведется с применением приемов модной риторики, особенно в сценах «словесных состязаний» («агонов»), где вступившие в борьбу стороны обмениваются длинными речами. Эти сцены служат рупором для софистических теорий. Заметно стремление приблизить язык трагедии к яз. художественной прозы. При перенесении центра тяжести на психологию героев или интригу, хор принимает сравнительно малое участие в развитии действия, но музыкальная сторона трагедии значительно усложняется как по линии хоровых партий, так и в смысле введения дуэтов и сольных арий актеров, с приближением к новым музыкальным формам, развившимся в конце V в. Е. жил на пороге новой эпохи. Его новшества, вызывавшие резкую оппозицию литературных староверов, были восприняты последующими поколениями, и Аристотель назвал его «самым трагическим» из драматургов. После окончательной победы торгового капитала и распада государства-города критическая сторона трагедий Е. и сохраненные им пережитки священной игры потеряли актуальность, но эротические темы, психологический анализ, приемы построения интриги, риторическое ведение диалога, целый ряд сюжетов и характеров, впервые введенных Е., стали прочным достоянием позднейшей драмы и, разветвляясь по трагедии и эллинистической комедии, перешли в Рим, а оттуда — в западно-европейскую драму. В результате, от наследия Е. сохранилось гораздо больше и цельных пьес и отрывков, чем от других корифеев греческой трагедии, а в песках Египта и поныне продолжают открывать более или менее значительные части трагедий Е. Библиография: I. Лучшие издания: Printz — Wecklein, Lpz., 1878—1902; Murray, Oxford, 1902—1910. Переводы Инн. Ф. Анненского, разбросанные по журналам, собраны в изд.: «Театр Еврипида», СПБ., 1906 (вышел только т. I: Алкеста, Медея, Ипполит, Геракл, Ион, Киклоп); «Театр Еврипида», тт. I—III, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1916—1921, в переделке Зелинского, с общим введением и примеч.: Алкеста, Андромаха, Вакханки, Гекуба (т. I, 1916); Гераклиды, Геракл, Елена, Ипполит (т. II, 1917); Ифигения в Авлиде, Ифигения в Тавриде, Ион, Киклоп (т. III, 1921); Орест, «ЖМНП», 1900, № 1—3; Электра, «ЖМНП», 1899, № 4—5; Финикиянки, «Мир божий», 1898, № 4; Рес, «ЖМНП», 1896, № 9—10. Другие переводы: Алкеста — В. А. Алексеева, СПБ., 1892; Андромаха — Н. П. Котелова, СПБ., 1883; Вакханки — В. А. Алексеева, СПБ., 1892; Ф. Зелинского, «Филологическое обозрение», 1894, № 1—2; Гераклиды — В. Г. Аппельрота, М., 1890; Геракл — В. А. Алексеева, СПБ., 1892; Ион — его же, СПБ., 1891; Котурн и маски — А. Артюшкова, М., 1912; Ипполит — Н. П. Котелова, СПБ., 1884, В. А. Алексеева, СПБ., 1889, Д. С. Мережковского, «Вестник Европы», 1893, кн. I, и отд. изд., СПБ., 1902; Ифигения в Авлиде — В. А. Алексеева, СПБ., 1890; Ифигения в Тавриде — его же, СПБ., 1890; Медея — его же, СПБ., 1889, Д. С. Мережковского, «Вестник Европы», 1895, кн. VII, и
52 отд. изд., СПБ., 1902; Троянки — П. Д. Шестакова, Казань, 1886, и др. II. Лит-ру о Еврипиде, помимо общих курсов греческой лит-ры см.: Беляев Д., К вопросу о мировоззрении Еврипида, Историко-литер. этюд, Казань, 1878; Котелов Н. П., Еврипид и значение его «драмы» в истории литературы, «Пантеон литературы», 1894, № 3; Радциг С. И., Романтические мотивы в поэзии Еврипида, Ярославль, 1920; Лурье С. Я., История античной общественной мысли, Гиз, М. — Л., 1929; Wilamowitz U., Комментарии к «Гераклу»; Decharme P., Euripide et l’esprit de son theatre, P., 1893; Patin, Etudes sur les tragiques Grecs, P., 1894; Nestle W., Euripides der Dichter der griechischen Aufklarung, Stuttgart, 1901; Masqueray P., Euripide et ses idees, P., 1908; Steiger, Euripides, Lpz., 1912; Howald E., Untersuchungen zur Technik d. Euripidischen Tragodie, Tubing., 1914; Murray G., Euripides and his age, London, 1922; Lucas F. L., Euripides and his influence, 1924; Lesky A., Alkestis, der Mythus und das Drama, 1925; Zielinski, Tragodumenon libritres, Краков, 1925. III. Перечень переводов из Еврипида и лит-ры о нем см.: Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, напечатанных в России, СПБ., 1898. И. Троцкий
Энциклопедия литературных героев
ЕВРИПИД - действующее лицо комедий Аристофана «Ахарняне» (425 до н.э.), «Женщины на празднестве» (411) и «Лягушки» (405); великий древнегреческий драматург, ставший персонажем.
В «Ахарнянах», похожий на своих рассеянных героев, он изображен торговцем старьем, в чем есть намек на его бессовестно жалующихся, часто одетых в лохмотья героев, вечных жертв всяческих несчастий.
В «Женщинах на празднестве» роль Е. более значительна. Его женоненавистничество, ставшее традиционным комическим мотивом, насмешка над супружескими несчастьями поэта объясняется, вероятно, бурлескным преувеличением какого-то реального факта его жизни. Собравшиеся на свой праздник женщины обсуждают оскорбления, которым подвергает их в своих пьесах Е. Последний умоляет драматурга Агафона, чтобы тот защитил его. Е. оказывается в конце концов победителем, хотя и прибегает к мерам, недостойным его гения. В брызжущей юмором комедии автор, поддерживая нападки Е. на противоположный пол, пародирует его патетический стиль, риторику, обращения к богам.
В «Лягушках», написанных непосредственно после смерти Е., его портрет более близок оригиналу. Он противостоит Эсхилу на происходящем в преисподней ожесточенном литературном состязании, где оба оспаривают звание величайшего трагического поэта. Эсхил, признанный все же лучшим, возвращен богами на землю. Свой престол он передает не участвовавшему в состязании Софоклу. Автор пародирует сложность прологов Е., его ямбы. Комедия считается первым проявлением литературной критики в Греции.
Лит.: Пиотровский А. Комедия пародий. Комедия критики
//Аристофан. Комедии. М.; Л., 1934. Т. 2.
Ю.Л.Г.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЕВРИПИД


будет выглядеть так: Что такое ЕВРИПИД