Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЕРМОЛОВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Мария Николаевна [3(15).7.1853, Москва, — 12.3.1928, там же], русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница Московского театрального училища. С 1871 в труппе Малого театра, одна из наиболее крупных и ярких представительниц его искусства. Героико-трагедийный талант Е. формировался в обстановке революционно-демократического подъёма 60—70-х гг. 19 в., под влиянием идей народнического движения. Высокая романтическая устремлённость, протест против деспотизма, защита прав и достоинства личности, призыв к жизненному подвигу пронизывали творчество великой актрисы. В Малом театре Е. дебютировала в 1870, ещё ученицей, в роли Эмилии Галотти («Эмилия Галотти» Лессинга), сыгранной ею волнующе, эмоционально и правдиво. В 1873 в роли Катерины («Гроза» Островского) Е. раскрыла идеалистические стремления свободолюбивой личности, её преданность своей мечте. Протест против насилия, социального и духовного рабства достиг вершины в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега, 1876). Остро современное звучание спектакля вызывало энтузиазм прогрессивно настроенных зрителей, особенно молодёжи (после нескольких представлений спектакль был запрещен полицией).
         В пьесах современных авторов (А. А. Потехин, И. В. Шпажинский, Н. Я. Соловьев, С. А. Пальм, Н. Е. Вильде и др.), не поднимавшихся до постановки значительных проблем. Е. сумела создать образ современницы, наделённой нерастраченными богатствами ума и сердца, способной на сильные самоотверженные чувства (учительница Лонина — «На пороге к делу» Соловьева, и др.).
         После Катерины Е. исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия Тугина — «Последняя жертва», Евлалия — «Невольницы», Кручинина — «Без вины виноватые»). Образ актрисы-демократки, жертвующей личным счастьем ради артистического призвания, создала Е. в роли Негиной («Таланты и поклонники» Островского, 1881). Тяготение к конфликтам большого общественного и нравственного масштаба, возвышенный взгляд на человека обращали Е. к классике (леди Анна, леди Макбет — «Ричард III» и «Макбет» Шекспира). В образе Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), раскрывая нравственный максимализм героини, её жертвенную готовность страдать за народ, Е. отражала настроения передовой русской интеллигенции 80-х гг. 19 в. Черты хрупкости, обречённости и одновременно духовной силы, героического бесстрашия, характерные для Иоанны-Е., присутствовали также и в образе Марии Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера, 1886). Е. выступала на сцене до 1921. Последняя роль — Мамелфа Дмитриевна («Посадник» А. К. Толстого). Е. первой в Советском Союзе получила звание народной артистки Республики. В 1970 в Москве открыт Музей-квартира М. Н. Ермоловой (филиал Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина).
         Лит.: Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников, М., 1955; Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей. М. — Л., 1939; Дурылин С. Н., М. Н. Ермолова, М., 1953; М. Н. Ермолова, 1853—1928. [Альбом], М., 1954.
         Т. М. Родина.
        М. Н. Ермолова в роли Фру Альвинг («Привидения» Г. Ибсена).
        М. Н. Ермолова в роли Евлалии («Невольницы» А. Н. Островского).
        М. Н. Ермолова в роли Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера).
        М. Н. Ермолова.
Русская цивилизация
Мария Николаевна (3/15.07.1853-12.03.1928), великая русская трагическая актриса. Играла в Малом театре. Выступая в пьесах героического и романтического репертуара (Лауренсия — «Овечий источник» Лопе де Вега, Жанна д'Арк — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера и др.), воодушевляла зрителей жаждой справедливости, жертвенности и пламенным протестом против угнетения и насилия. К лучшим работам Ермоловой принадлежат роли в пьесах А. Н. Островского: Негиной («Таланты и поклонники»), Тугиной («Последняя жертва»), Кручининой («Без вины виноватые»). Ее именем назван один из московских театров.
Энциклопедия Отечеcтво
ЕРМОЛОВА Мария Николаевна (1853-1928), актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях Марии Стюарт ("Мария Стюарт" Ф. Шиллера), Лауренсии ("Овечий источник" Лопе дс Веги), Иоанны д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), в драмах А. Н. Островского ("Таланты и поклонники" -Негина, "Без вины виноватые" -Кручшшна).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЕРМОЛОВА


будет выглядеть так: Что такое ЕРМОЛОВА