Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(р. в 10-х гг. 16 в. — умер около середины 16 в.)
        русский писатель, публицист, церковный деятель. Протопоп дворцового собора в Москве, Е. входил в кружок образованных книжников, группировавшихся возле митрополита Макария (См. Макарий). Разделяя взгляды Иосифа Волоцкого о сильной и воинствующей церкви (см. Иосифляне), Е. выступал против ересей, развивая в своих сочинениях антибоярские мотивы, обличая корыстолюбие и стяжательство вельмож. В 1549 написал для молодого царя Ивана IV Васильевича важнейшее своё сочинение — трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие» (руководство по управлению государством и измерению земли), в котором была дана утопическая программа общественного переустройства, заключающаяся главным образом в ряде земельных реформ. Он предлагал ввести для крестьян единый налог, равный 1/5 тех продуктов, которые они производят, переселить помещиков в города для быстрейшей мобилизации в случае государственной надобности. Е. считал, что феодалы должны стать как бы чиновниками государства, размер земельных владений которых зависел бы от занимаемой должности. Е. предлагал для предупреждения народных волнений улучшить положение народа рядом законодательных актов. В последние годы жизни отошёл от социальных и политических проблем и обратился к теологии.
         Лит.: Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV — 1-й пол. XVI вв., М., 1960; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.
Русская цивилизация
или Ермолай Прегрешный (ск. XVI в.), священник, писатель и публицист. В 1555 протопоп дворцовой церкви Спаса-на-Бору в Москве. Входил в кружок образованных книжников, группировавшихся вокруг митр. Макария Московского.
В трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие» (к. 1640-х) Ермолай-Еразм предлагает реформирование Русского государства на православных основах: следование идеалу милосердия и христианской любви; необходимое участие всех сословий в благоустройстве общества; сильная царская власть, ответственная за подданных «до последних» перед Богом; рационализация землемерия и налогообложения. Выступал против монастырского землевладения, в защиту крепостного крестьянства, играющего, по его мнению, важную роль в государстве. В центре наследия Ермолая-Еразма — жития муромских святых — «Повесть о Петре и Февронии» и «Повесть о епископе Василии».
«Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом на основе местных представлений, легенд и преданий, стала одним из самых выдающихся литературно-художественных произведений Древней Руси (см.: Петр и Феврония).
О.П.
Энциклопедия Отечеcтво
ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (? - середина 16 в.), писатель, богослов, протопоп кремлёвского собора Спаса на Бору в Москве, член кружка книжников митрополита Макария. Обличал стяжательство, предлагал реформу финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян. Разделял идеи Иосифа Волоцкого о сильной воинствующей церкви. "Слово и рассуждение о любви и правде", "Слово к верным", "Главы о увещании утешительном царём..." и др.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ


будет выглядеть так: Что такое ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ