ДЖУЛИО РОМАНО |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Giulio Romano; собственно Джулио Пиппи, Pippi)
(1492 или 1499, Рим, — 1.11.1546, Мантуя), итальянский архитектор и живописец. Ученик Рафаэля (См. Рафаэль). В 1515—24 работал в Риме. Совместно с учителем выполнял росписи Станц и Лоджий Ватикана, виллы Фарнезина. После смерти Рафаэля завершил росписи виллы Мадама (1521). С 1524 работал в Мантуе при дворе герцогов Гонзага. В своём творчестве постепенно отошёл от классических принципов искусства Возрождения. В его постройках подчёркнутая пластика и прихотливая контрастность форм, изощрённая, вычурная фактура руста (собственный дом архитектора в Мантуе, 1544) часто соседствуют с неожиданными внешними эффектами, разрушающими строгую тектонику ордера (витые колонны двора для турниров в Палаццо Дукале в Мантуе, 1538—39). В своём главном произведении — Палаццо дель Те в Мантуе (1525—34) — Д. Р. предвосхитил дальнейшие пути архитектуры, создав один из ранних примеров развивающейся в пространстве осевой композиции. Фрескам Д. Р. часто свойственны тяжеловесность архитектоники, композиционная перегруженность, неожиданность поз и ракурсов (росписи «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе), станковой живописи — холодная отвлечённость образов («Рождество», Лувр, Париж; «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Ленинград).
Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 254—59; Loukomski G., Jules Rоmain, P., 1932.
В. Э. Маркова.
Джулио Романо. Дом Джулио Романо в Мантуе. 1544.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Giulio Romano)
(1492 или 1499-1546), итальянский художник, архитектор и рисовальщик.
Родился в Риме в 1492 или 1499; его настоящее имя - Джулио Пиппи (Pippi),
прозвище Романо означает "римлянин". Джулио Романо - один из самых
талантливых и знаменитых учеников Рафаэля; под его руководством он работал
над фресками Станцы дель Инчендио (1517, Ватикан), виллы Фарнезина (Риме,
1518) и Лоджии в Ватикане (1519), а также написал ряд картин: Святое
семейство (1522, Рим, Санта Мария дель Анима), Портрет Джованны Арагонской
(1518, Лувр) и др. После смерти Рафаэля в 1520 осталось много его
неоконченных работ, и Джулио Романо завершил их по рисункам своего учителя
(картина Преображение, 1520, Ватикан; фрески Зала Константина, Ватикан,
1524-1525; виллы Мадама, Рим, ок. 1521, и др.). Около 1525 Джулио Романо
приехал в Мантую по приглашению маркиза Федериго II Гонзага; он был
назначен главным архитектором дворцов и садов Гонзага, ему было поручено
украшение их фресками и античными статуями, а также обновление облика
всего города. Как и Рафаэль, Джулио Романо часто прибегал к помощи
художников своей мастерской. Его произведения иногда перегружены деталями,
экстравагантны и причудливы, предвосхищая живопись эпохи барокко. Умер
Джулио Романо в Мантуе 1 ноября 1546. |
|
|