|
|
|
|
|
ДЖИХАД |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(араб. — священная война, война за веру; буквально — усердие, рвение)
одно из предписаний Ислама, опирающееся на Коран (например, сура 9, стих 29), согласно которому все боеспособные мусульмане должны вести «священную войну» против «неверных». По учению о Д., разработанному мусульманскими законоведами, весь мир делится на «область ислама» (или «область веры») и «область войны» (страны, населённые немусульманами — «неверными»). Идея Д. широко использовалась правящими слоями мусульманских феодальных государств для разжигания фанатизма и сплочения мусульман под флагом религии. Лозунги Д. часто применялись и против «внешних врагов».
Иногда, в условиях борьбы против колонизаторов, призывы к Д. служили интересам оборонительной войны и одновременной защиты религии, например в Судане во время Махдистов восстания (См. Махдистов восстание) в конце 19 в.
Д. также называется газават (араб., буквально — набег, поход, нашествие).
В новейшее время в мусульманских странах Д. — призыв к борьбе в защиту отечества.
Лит.: Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII—XV веках, Л., 1966, с. 80—83; Encyclopedie de L'lslam, t. 2, Leyden — P., 1965, p. 551—53.
|
Современная Энциклопедия |
ДЖИХАД (арабское - священная война, война за веру; буквально - усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее применение любых средств для его распространения и утверждения, вплоть до так называемой "священной войны" против иноверцев (газават). |
Мультимедийная энциклопедия |
(араб. "усердие") обычно толкуют как борьбу против безбожников и врагов
мусульманского государства и общины. Как сугубо исламское явление джихад в
ранней исламской истории был непосредственно связан с необходимостью
вооруженной борьбы за новую веру. Вместе с тем достаточно рано возникла
концепция двух джихадов, малого ("джихада меча") и большого ("джихада
сердца"), отдающая предпочтение ненасильственному толкованию понятия
"джихад" и основывающаяся на некоторых хадисах.
Во время войны власти всегда обращались за поддержкой к религии, но
религиозные мотивы все же имели второстепенное значение. В период упадка
Османской империи в 19 и начале 20 вв. организованный джихад был
нежелателен по политическим соображениям. В 1914 государство в последний
раз использовало джихад как собственно религиозное явление. Османская
Турция, выступая в союзе с немусульманскими странами, официально призвала
верующих воевать против Антанты. Единственными мусульманскими правителями,
откликнувшимися на этот призыв, были глава суфийского братства сануситов в
Ливии и имам Йемена. Некоторые течения в исламе, например, движение
ваххабитов в Саудовской Аравии, все еще сохраняют в своих программах
положение о священной войне, однако большинство богословов либо вообще
отвергают эту идею, либо понимают джихад в ненасильственном смысле. |
Орфографический словарь Лопатина |
джих`ад, джих`ад, -а |
Толковый словарь Ефремовой |
[джихад]
м.
Священная война, объявляемая мусульманами иноверцам; газават. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ДЖИХАД
будет выглядеть так: Что такое ДЖИХАД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|