ДЖЕМС УИЛЬЯМ |
Мультимедийная энциклопедия |
(James, William)
(1842-1910) американский философ и психолог, видный представитель
прагматизма и функционализма. Родился в Нью-Йорке 11 января 1842. Отец
Джемса - Генри Джемс, последователь Сведенборга, был человеком недюжинных
интеллектуальных и литературных способностей и, родись он поколением
позже, мог бы занять выдающееся место в плеяде творцов американской
культуры.
Уильям Джемс в этом отношении был более удачлив. Кроме того, он рос вместе
с тремя талантливыми братьями и не менее талантливой сестрой в атмосфере,
которая стимулировала его живую любознательность и независимый творческий
темперамент. Занятия в школе он позднее расценивал как почти бесполезные,
однако их восполняло внешкольное образование - чтение немецких,
французских и английских книг, а также переписка с известными учеными.
Несмотря на слабое зрение и болезненность, он легко получил степень
доктора медицины в Гарвардской медицинской школе (1869).
Как и многие блестящие молодые люди того времени, Джемс испытал сильное
влияние материалистического детерминизма, который казался логически
необходимым выводом из научного знания. Следствие этого учения -
иллюзорность свободы воли (в любом ее понимании) - так поразило его ум,
что под угрозой оказалась не только карьера, но сама жизнь будущего
мыслителя. В это тяжелое для Джемса время, в 1869-1872, он знакомится с
одной из работ Шарля Ренувье, и идеи французского философа придают ему
силы, поскольку предлагают линию поведения и мышления, возвращающую
уверенность в себе, веру в реальность своего Я и в способность индивидуума
самостоятельно определять собственную жизнь. Вся последующая работа Джемса
в сфере психологии и философии, гигантская по масштабам и весьма важная по
содержанию, была развитием первоначального идейного импульса, который он
получил в юности, - представления о человеке как о творце реальности,
истины и ценностей.
В 1872-1876 Джемс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском
университете. От физиологии он перешел к психологии, а затем к философии,
тем самым реализовав глубоко скрытые наклонности, о которых и сам не
подозревал. В 1884 основал Американское общество парапсихологических
исследований. В 1885 был назначен профессором психологии, а затем
профессором философии Гарвардского университета. Когда в 1907 Джемс
оставил преподавательскую деятельность, он написал своему брату Генри:
"Невозможно выразить словами, как я рад избавиться от кошмара
„профессорства". Мои обязанности как ходячей энциклопедии делали из меня
какую-то подделку. Теперь я свободен и чувствую облегчение несказанное,
буквально несказанное, я стал самим собой, после тридцати пяти лет
рабства". В то время ему было шестьдесят пять лет.
Джемс часто повторял, что понять любого автора легко, если попробовать
взглянуть на вещи его глазами. Сам Джемс не строил систем; концептуальный
замысел его "монолитной Вселенной" был точной антитезой цели, которую он
преследовал. Он хотел углубиться, насколько возможно, во "всю
парадоксальную физико-морально-духовную полноту" жизни. Для него было
"что-то ужасное в удовлетворении, с которым чистая, но нереальная система
захватывает рационалистический ум". Сам он пытался "со всей серьезностью
взглянуть на огромную Вселенную конкретных фактов, страшно запутанных,
неожиданных и жестоких, во всей их первозданности, и осмыслить мировую
действительность в ее конкретной полноте".
Прагматизм и радикальный эмпиризм Джемса, попытка разобраться в
человеческом опыте в его природном и социальном контексте обнаруживают
открытый и мужественный ум, стремление облегчить человеческую участь.
Согласно этому подходу, мир существует в двух смыслах. Во-первых, имеется
строй вещей, с которыми каждый из нас встречается в повседневной жизни.
Во-вторых, мир существует в том смысле, что каждый человек создает свой
собственный мир, как бы вырезая его из материала окружающей
действительности. В Принципах психологии (The Principles of Psychology,
1890) Джемс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из
мрамора. Наш мир изначально есть "хаос ощущений", "поток сознания"; это -
"нейтральный" материал мышления любого человека. Мир, в котором мы живем,
мы и наши предки "постепенно, неторопливыми ударами резца" высвободили из
объективной данности. Взгляды Джемса получили название "радикального
эмпиризма".
В рамках этого общего мировоззрения главной была идея, занимавшая Джемса с
юности. В своем, вероятно, первом опубликованном эссе он приходит к
заключению: "Познающий - не просто зеркало, движущееся в мире и не имеющее
точки опоры, пассивно отражающее то, с чем оно встречается. Познающий -
это деятель; с одной стороны, он участвует в созидании истины, а с другой
- описывает истину, которую сам создает". Вещи, заботящие человека, цели,
к которым он стремится, его потребности - физические и духовные - играют
важную роль в выводимых им заключениях. В Психологии (Psychology, 1892)
Джемса подчеркивается, что ум есть инструмент в борьбе за выживание,
причем за выживание, которое определено потребностями и идеалами того, кто
хочет выжить. Поэтому особой работой ума является сочетание объективно
данного с индивидуальными желаниями.
Ум самого Джемса был превосходно приспособлен для решения этой трудной
задачи, в нем сочетались природный дар и неустанная самодисциплина во имя
интеллектуального, морального и религиозного служения своим
соотечественникам и всему человечеству. Джемс считал, что смысл понятий
заключен в поведении, которое они предполагают. Кроме того, он полагал,
что решающим фактором в выборе человеком того или иного верования (в
отсутствие каких-либо объективных оснований для выбора) является "воля к
вере". Согласно Джемсу, истина - не некое статическое качество истинных
идей, но то, что случается с идеей, когда искатель истины подвергает ее
настоящему испытанию. Джемс также считал, что сознание - это не особая
сущность, а функция, инструмент выживания человека.
Как и Ч.С.Пирс, Джемс - прагматист, и он формулирует свою позицию
следующим образом: "Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое
понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не
обнаруживает различия в практических последствиях" двух альтернатив, то
они "означают практически одно и то же, и всякая дискуссия теряет смысл".
Пирс рассматривал прагматизм как своего рода математический метод, в то
время как Джемса прежде всего интересовали его этические и религиозные
аспекты. В Воле к вере он пишет, что "мы имеем право верить на свой страх
и риск любой гипотезе, достаточно правдоподобной, чтобы ввести в искушение
нашу волю", т.е. если она не поддается интеллекту. Рассуждая о религиозном
скептицизме, он пишет: "Мы не можем отделаться от вопроса, оставаясь на
позиции скептицизма... потому что, оставаясь правыми в случае, если
религия неверна, мы уходим от блага, если религия истинна, и это столь же
достоверно, как в случае, если бы мы прямо решили встать на путь неверия".
В 1907 в Лоуэлловских лекциях Джемс утверждал: "согласно прагматизму, если
гипотеза о существовании Бога успешно "работает", в самом широком смысле
слова, то она истинна", и выдвинул подход, названный им "прагматистским
или мелиористским" теизмом, достигающим компромисса между абсолютизмом и
материализмом. В тех же лекциях он говорит об истине как об удобном
средстве мышления, а далее отождествляет истину с проверяемостью.
Этические исследования философа свидетельствуют об универсальности его ума
и в то же время о чем-то вроде слепого пятна в его моральных
представлениях. Сопереживая человеческому страданию, Джемс почти не
обращал внимание на социальные условия, зачастую являющиеся причиной
страданий, его скорее восхищали неустанная энергия, благородство и героизм
человека перед лицом жизненных трудностей. "Имеется лишь одна безусловная
заповедь, - настаивал он, - и состоит она в том, что мы должны
непрестанно, игнорируя охватывающие нас страх и трепет, искать решения и
совершать поступки, которые ведут к наибольшему количеству блага в нашем
его понимании". Джемс почти не замечал необходимости экономического и
социального переустройства для того, чтобы эта "Вселенная блага"
превратилась в реальность. В вопросах веры он был на стороне религии,
потребность же в различных религиях объяснял наличием двух типов
человеческого характера: "твердого" и "мягкого". (Мыслители "мягкого"
характера рационалисты (следуют принципам), интеллектуалы, идеалисты,
оптимисты, религиозны, верят в свободу воли, монисты и догматики.
Мыслители "твердого" характера эмпирики (следуют фактам), сенсуалисты,
материалисты, пессимисты, неверующие, фаталисты, плюралисты и скептики.)
Отстаивая строго научный подход к анализу фактов, Джемс писал: "Мне всегда
казалось, что ради соблюдения справедливости в отношении различных родов
опыта мы должны позволить мистическому экстазу иметь свой голос в общем
хоре". Он не соглашался с трактовкой человеческого опыта как высшей формы
опыта, существующего во Вселенной. Религиозный опыт говорит нам, что
"высшие силы существуют и действуют во имя спасения мира, руководясь
идеалами, которые сходны с нашими собственными представлениями о добре".
Главные труды Джемса: Принципы психологии (The Principles of Psychology,
1890); Воля к вере (The Will to Believe, 1897); Многообразие религиозного
опыта (The Varieties of Religious Experience, 1902); Прагматизм
(Pragmatism: A New Name for Old Ways of Thinking, 1907); Вселенная с
плюралистической точки зрения (A Pluralistic Universe, 1909); Значение
истины (The Meaning of Truth, 1909); Некоторые проблемы философии (Some
Problems in Philosophy, 1911); Очерки радикального эмпиризма (Essays in
Radical Empiricism, 1912).
Умер Джемс в Чокоруа (шт. Нью-Гэмпшир) 26 августа 1910.
ЛИТЕРАТУРА
Джемс У. Научные основы психологии. СПб, 1902
Джемс У. Зависимость веры от воли. СПб, 1904
Джемс У. Прагматизм. СПб, 1910
Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911
Джемс У. Психология. М., 1991
Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993 (репринт 1910) |
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней |
Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса
Прагматизм — только метод
«Пирс писал как логик, а Джемс — как гуманист», сказал как-то Джон Дьюи. Уильям Джемс (1842—1910), преподаватель анатомии и физиологии в Гарварде, сумел сделать прагматизм самым известным течением философии начала нашего столетия. «Прагматизм, — писал он, — на мой взгляд, самая радикальная форма эмпиризма и наименее критичная по отношению к прошлому... Обращаясь к философам-профессионалам, прагматисты избегают абстракций, вербальных решений, априорных оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем, ложных абсолютов. Он обращен к конкретности и адекватности фактов, поступков и силы. Это означает примат эмпиризма над рационализмом, свободы и возможности над догматической претензией на окончательную истину. Прагматизм не ищет какого-то особого результата. Это всего лишь метод».
Истина идеи сводится к ее оперативной способности
Казалось бы, идеи Джемса мало отличаются от идей Пирса Однако это не совсем так. «Идеи, являясь частью нашего опыта, становятся истинами, постольку поскольку помогают установить связь с другими частями опыта, усвоить его посредством концептуальных схем... идея истинна, если оперирует с уверенностью, упрощая и экономя наши усилия», — такова позиция Джемса Другими словами, речь идет об инструментальности истины, ее полезности в деле улучшения и облегчения условий существования.
Установив тождество между истиной какой-либо идеи и ее оперативной способностью (satisfactoriness), полезностью, Джемс вызвал тем самым на себя огонь критики. Разве может сиюминутная субъективная удовлетворенность гарантировать идее истинность, согласие и надежность, получаемые благодаря технике экспериментального контроля? Отвечая на критику, Джемс подчеркивал, что связь с фактами никогда не потеряет своей важности для интеллекта «Идея становится верной, ибо события делают ее истиной. Ее истина по существу — становление, процесс, и, более точно, процесс верификации». Только сомнительные идеи нельзя ассимилировать, оценить и проверить.
Принципы психологии и разум как инструмент приспособления
Свой двухтомник «Основы психологии» Джемс опубликовал в 1890 г. В качестве источников им были использованы психофизика Фехнера (согласно которой сенситивная интенсивность нарастает в арифметической прогрессии, а интенсивность стимула растет в геометрической), эволюционистская и эмерджентистская психология Вундта, психопатология (например, теория Бине, затрагивающая проблемы сублимированного сознании), а также идеи Дарвина и Гексли.
Джемс в конечном счете охотно разделяет спенсеровскую формулу тождества ментальной и телесной жизни, а также идею о приспособлении внешних отношений к внутренним. Формула привлекает Джемса своей конкретностью, чего не было в старой рациональной психологии, душа и природа в которой были двумя разными объектами изучения. По Джемсу, разум — функционально динамический инструмент приспособления к среде. Финализм, избирательная энергия выражены уже в самом элементарном акте ощущения. Понимание психики как комбинации сенситивных элементов, ни как движения церебральной материи не устраивало Джемса. Сознание, говорил он, — это stream of thought (нечто вроде потока мысли). Унитарность такого потока можно уловить в момент, когда одна мысль, отличая себя от предыдущей, усваивает в ней все, что считает своим.
«Чистый опыт» для Джемса — «нескончаемый витальный поток, поставляющий материал для наших рефлексий», от него производны субъект-объектные отношения. Мы видим любопытный синтез идей Маха, Авенариуса и Бергсона, ведущий к расширению предметной сферы психологии, куда теперь включены и подсознательные процессы.
Моральный вопрос: как упорядочить контрастные идеалы и сделать выбор между ними?
В сочинениях «Нравственная жизнь и философ» (1891) и «Воля к вере» (1897) Джемс исследует вопросы ценностей, подчеркивая, что вопросы морали не могут получить решения посредством обращения к чувственному опыту. Это не вопрос о сущем, а вопрос о благе, если бы оно существовало. Тогда мы обращаемся за советами к «логике сердца». Каков смысл жизни и есть ли он вообще? В чем состоит свобода? Есть ли разумная сила, управляющая мирозданием? Все эти вопросы теоретически неразрешимы, и они требуют прагматического выбора.
Но вернемся к ценностям. Факты сами по себе ни хороши ни дурны. «Лучшее бытие» как понятие физического смысла не имеет. Благо или зло существуют только в связи с требованиями индивида, воспринимающего события, удовлетворенного ими или разочарованного. Неисчислимое множество импульсов и потребностей генерируют некий универсум контрастных ценностей. Как их унифицировать? Предпочтительны ценности, полагает Джемс, которые, реализуясь, способны подчинить себе меньшее число других и при этом сохранить универсум, богатый возможностями. В нем нет ничего гарантированного, ибо единственный регулятор — моральная воля как таковая.
Можно сказать, что Джемс — один из немногих философов, кто сумел показать разрушительную силу идеологического абсолютизма и опасность авторитаризма. В очерке «Великие личности и их окружение» (1880) мы читаем, что, хотя не всегда действия одиночки ждет успех, все же остается неопровержимым тот факт, что без творческого и новаторского импульса сообщества обречены на стагнацию. Впрочем, уважение к таланту, терпимость как условия творческого роста при взаимной поддержке не могут не привести к образованию космополитической партии свободных интеллектуалов. «В вековой борьбе света против тьмы, права против произвола, любви против зла Творец жизни с нами, и мы не можем все время проигрывать». В работе «Моральный эквивалент войны» (1904) американский философ предложил найти социально приемлемые формы реализации таких индивидуальных качеств, как гордость, дерзновенность, соперничество, чтобы в итоге достичь некоторой формы равновесия.
Многообразие религиозного опыта и плюралистический универсум
Богатейший феноменологический анализ форм опыта мы находим в известной работе Джемса «Многообразие религиозного опыта» (1902). Религиозная жизнь не подлежит смешению и редукции, контакт с миром невидимого радикально меняет характер человеческого опыта. Мистическое, как наиболее интенсивный момент религиозного чувства, открывает в сфере рационального новые, неведомые прежде измерения и возможности, как бы расширяя область воспринимаемого.
Более того, продолжает Джемс, мистический опыт, поддержанный и защищенный философией, указывает доступ в привилегированную сферу Божественного, туда, где душа и внутреннее основание универсума. «Плюралистический универсум» (1909) — одна из последних работ философа, где он пытается освободить религиозный опыт от понятия греха, тяжесть которого подчеркивала пуританская традиция Новой Англии. «Не тотальность вещей несет с собой имя Бога для простого человека. Сверхчеловеческая Личность (Persona) призвана исполнить человеческие намерения, имеющие ценность. Действуя во внешней сфере, у человека есть враги и границы... Думаю, что лишь конечное существо может быть достойным имени Бога. Если все же абсолют существует (эта гипотеза всегда открыта), то как тотальность более широкая, где Бог представляет идеальное, и эта религиозная гипотеза малодоступна для простого верующего». «Космическое волнение» — так можно назвать его адекватную реакцию. Бог, по мнению Джемса, не всеединство, скорее, если воспользоваться образом Уайтхеда, Бог — соратник, спутник, партнер.
Для Гексли религия — это «бездна аморальности». Джемс исповедует иной, глубоко гуманистический взгляд на религию. Для него она не «пропасть бессмертия», а практический постулат, витальная гипотеза, продукт свободного выбора, то, чем нельзя манкировать. Религиозный человек наполняет верой все, что ни делает, и в самом малом начинании склонен видеть богатство возможностей. Энтузиазм нового мира, энергия расширяющегося индустриального общества, верность фактам витального круга, защита его против бесчеловечных тенденций науки — такова религия самого Джемса Как показало время, его борьба против культа науки и техницизма оказалась достаточно эффективной. |
|
|