Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЖЕЙМС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(James)
        Генри (15.4.1843, Нью-Йорк, — 28.2.1916, Лондон), американский писатель. В романе «Родрик Хадсон» (1876) Д. рисует гибель таланта скульптора, не понятого в буржуазном обществе; несбывшимся надеждам любящих женщин, обманутых хищными дельцами, посвящены романы «Вашингтон-сквер» (1881, рус. пер. 1881) и «Женский портрет» (1881). Чужд реализму роман «Американец» (1877, рус. пер. 1880), герой которого, миллионер Ньюмен, представлен как воплощённое бескорыстие. В романе «Бостонцы» (1886) осмеяны демократические традиции американских реформаторов и утопистов; в «Княгине Казамассима» (1886) карикатурно изображено революционное движение в Европе; в романе «Трагическая муза» (1890) Д. противопоставляет искусство общественной жизни. В романах «Священный источник» (1901), «Послы» (1903), «Золотая чаша» (1904) Д. культивирует изощрённый психологизм. Лучшее в позднем творчестве Д. — рассказы и повести о трагической судьбе художника в мире собственников («Бумаги Асперна», «Смерть льва», «Узор ковра» и др.).
         Соч.: The complete tales, v. 1—12, L., 1962—64; в рус. пер. — Дэзи Миллер, в сб.: Американская новелла, т. 1, М., 1958.
         Лит.: Edgar P., Henry James man and author, N. Y., 1964; Henry James. Ed. by T. Tanner, [L., 1968] (библ. с. 341—43); Powers L. Н., Н. James, N. Y.- [a. o.], 1970.
         А. А. Елистратова.
II
        Джемс (James), название двух рек в США. 1) Река в штате Виргиния. Длина около 550 км, площадь бассейна 25,1 тыс. км2. Образуется слиянием рек Джэксон и Каупасчер. Верхнее течение Д. расположено в южной части Аллеганских гор; далее река пересекает Голубой хребет (в ущелье Железные Ворота), плато Пидмонт, на уступе которого образует водопады, и Приатлантическую низменность. Впадает в Чесапикский залив, образуя длинный узкий эстуарий. Питание смешанное. Сильные паводки. Средний расход воды у г. Ричмонд (240 км от устья) 210 м3/ceк, наибольший — до 5 тыс. м3/сек. До этого города река судоходна. В устье — морской порт Норфолк. 2) Река в штате Северная и Южная Дакота, самый длинный левый приток Миссури. Длина около 900 км, площадь бассейна около 60 тыс. км2. Берёт начало на плато Миссури, далее течёт параллельно восточному уступу Великих равнин в очень широкой долине. Кратковременное весеннее половодье, резко выраженные паводки от летних дождей, маловодье в остальную часть года. Используется для орошения.
III
        Джемс (James), залив в южной части Гудзонова залива, у берегов Канады. Вдаётся в сушу на 400 км. Глубина менее 100 м. В средней части — группа островов (наибольший — остров Акимиски). Впадают рр. Олбани, Истмейн и др. Большую часть года покрыт льдом.
Топонимический словарь
залив на Ю. Гудзонова залива; Канада. Открыт е 161С г. Г. Гудзоном, исследован в 1631 -1632 гг. англ, мореплгвателем Томасом Джеймсом (Thomas James, ок. 1593-1632) и позже был назван его именем.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910) - амер. философ и психолог; в 1872-1907 — профессор Гарвардского ун-та в Кембридже (Массачусетс); представитель антиматериалистич. “радикального эмпиризма” и один из основателей прагматизма, к-рый сложился и вошел в моду в США, создатель прагматич. версии культуры. Культурфилос. концепция Д. органично связана с его филос. методом. Прагматизм выступал как своеобр. теория истины, но вместе с тем и опр. процедура осмысления реальности.
        Д., обосновывая свою методологию, говорил о важности собирать факты, подходя к ним без какой-нибудь априорной теории. Он утверждал значимость универс. опыта, к-рый он толкует то как поток сознания, то как “плюралистич. вселенную”. Такое учение Д. определял как радикальный эмпиризм. Согласно его методологии, все идеалы относительны. Было бы нелепостью искать определение “идеальной лошади”, когда существуют ломовые, верховые лошади, рысаки, пони. Каждая из них воплощает особую разновидность “лошадиной функции”. В той же мере можно говорить о многообразии культурного, религ. опыта.
        Согласно Д., оправданы любые версии человеч. опыта. Истинной же можно считать ту, к-рая позитивно влияет на человека. Следовательно, идеальность поведения может измеряться степенью его приспособленности к конкретным и эффективным действиям. На вопрос: “Можно ли выработать единый взгляд на культуру?” в прагматизме следует отрицат. ответ. Невозможна, напр., абсолютная оценка успеха при разнообразии жизненных условий и несовпадающих воззрений на них.
        Культурфилос. концепция Д. выстраивается вокруг феномена культуры религии. Д. толкует религ. чувство как начало творческое и созидательное. Поскольку человек зависим от Универсума, он вынужден добровольно идти на жертвы и самоотречение. Здесь значение религии неоценимо. Наука не заботится, отразятся ли ее теории на жизни человека. Она абсолютно безразлична к внутр. сокровенному опыту индивида, к ценностному измерению бытия. Вот почему религия сохраняется на протяжении многих тысячелетий.
        Религия позволяет индивиду сохранить внутреннее спокойствие, подавить страсти и аффекты. Стало быть, вопрос, есть ли Бог, замещается другим: оправдана ли религия прагматически. Поскольку не вызывает сомнений ни полезность набожных чувств, ни их воздействие на жизнь людей, судьба религии в культуре оказывается зависимой от постижения человеч. природы. Рождается чисто эмпирич. критерий ценности религии. Он обнаруживается в степени пригодности ее результатов для жизни.
        Д. рассматривает также вопрос, почему религ. опыт разнолик. Он полагает, что религия отражает разные стороны человеч. потребностей. Протестантизм, например, уступает католицизму в красоте и эстетике. Однако он откликается на иные человеч. свойства.
        С одной стороны, согласно Д., существует представление, что религия — анахронизм, уже превзойденный просвещенными людьми. С др. стороны, потребность в утешении все более обостряется. Суждения о религ. феноменах разнообразны. Как должна относиться к этому рождающаяся наука о религиях? По мнению Д., сама наука о таинств, мистич. явлениях может взять на себя роль религии. Мистика древнее религии и составляет основу всех религий. Все вероисповедания всегда имели в себе мистич. начало. Различие между религией и мистикой в том, что мистика — такой тип религии, к-рый подчеркивает непосредств. интимное общение с Богом. Мистика — религия в ее наиболее напряженной и живой стадии. Все корни и центр религ. жизни следует искать в мистич. состояниях сознания. Четыре характерных признака служат критерием для различения мистич. переживаний: неизреченность; мистич. опыт трудно воспроизводится устоявшимися языковыми средствами, но не потому, что он эмоционален по природе и чужд интеллекту; интуитивность, являющаяся особой формой познания, когда человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка; кратковременность; бездеятельность воли — мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти некоей высшей силы.
        Названные Д. признаки мистич. опыта эмпирически описывают его для тех, кто не погружен в данное состояние. Д. пытается поставить еще один вопрос, к-рый широко обсуждается в совр. культурологии: в какой мере можно доверять мистич. опыту? Раскрывает ли он некие фантомы сознания или демонстрирует феноменологически достоверную реальность? Гл. ценность культурфилос. концепции Д. — в раскрытии феномена религии как конкр. личного отношения, в к-ром индивид стоит к Божеству. Религия, по Д., занимаясь судьбами личности и соприкасаясь с единств, доступной нам абсолютной реальностью, призвана неизбежно играть огромную роль в культуре, в истории человечества.
 
Соч.: The Principles of Psychology. V. 1-2. N.Y., 1890; Научные основы психологии. СПб., 1902; The Varieties of Religious Experience. L., 1902; Pragmatism., L, 1907; A Pluralistic Universe. N.Y., 1909; Прагматизм. СПб., 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911; Психология. М., 1991; Многообразие религиозного опыта. М.,1993.
 
Лит.: Асмус В. Алогизм Уильяма Джемса // Под знаменем марксизма. М., 1927. № 7-8; Мельвиль Ю.К. Американский прагматизм. М., 1957; Мельвиль Ю.К. Уильям Джемс // Вестн. моек. ун-та. Сер. 7. Философия, 1993, № 3.
 
П. С. Гуревич
Современная западная философия
ДЖЕЙМС (ДЖЕМС) (James) Уильям (1842-1910) - амер. философ и психолог, один из основоположников <<прагматизма>>. Преподавал в Гарварде. Свою философию Д. характеризовал как «радикальный эмпиризм», провозглашающий единственным «веществом» мира опыт, понимаемый в самом широком смысле: от чувственного, эмоционального до религиозного. Нередко опыт отождествляется Д. с «потоком сознания». На основе идей <<Пирса>> Д. разработал доктрину прагматизма, согласно которой значение понятий, идей и теорий определяется их практическими последствиями, а истина понимается как успешность или полезность их применения в опыте. Одним из принципов философии Д. был <<плюрализм>>: «плюралистическая Вселенная» представляет собой «великий цветущий, жужжащий беспорядок», она незамкнута, незакономерна, в ней царит случай и постоянно возникает новое. Будучи пластичной, она податлива человеческим усилиям, но нет такой точки, с которой ее можно было бы охватить и выразить в одной логически последовательной системе. Поскольку действительность столь многообразна, свободное творчество людей создает плюралистические картины мира. Каждый человек может вырабатывать собственный способ философствования. Религия в его теории также получает прагматическое оправдание, поскольку вера в Бога имеет благие последствия для жизни человека и общества. Принцип «воли к вере» позволяет человеку совершать выбор на этических и эмоциональных основаниях, когда рациональные основания отсутствуют. Для социально-политических взглядов Д. характерна защита принципов либерализма.
Беседы с учителями о психологии. М., 1902; Зависимость веры от воли. СПб., 1904; Прагматизм. СПб., 1910: Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911; Психология. СПб., 1911, М., 1991; Многообразие религиозного опыта. М., 1993; Введение в философию. Берлин, 1923; The Principles of Psychology. N.Y., 1890; The Meaning of Truth. N.Y, 1909.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЖЕЙМС


будет выглядеть так: Что такое ДЖЕЙМС