Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЖАМИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан, — 9.11.1492, Герат), персидский и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классического периода поэзии на языке фарси. Родился в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Д. отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «накшбандийе» (см. Суфизм), привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 наследовал тестю в должности гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Д. относятся прозаические суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы «Золотая цепь» (своего рода энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произведения, как трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (му'амма) — труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 в.
         Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары, визиром которого был ученик и покровитель Д. Алишер Навои, значительно укрепил положение Д. Период расцвета его литературной деятельности, наступивший после 1474, открывается религиозно-философскими Касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа», в которых Д. осуждает рационализм Ибн Сины (См. Ибн Сина), и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476—78). В 1480—87 Д. завершает цикл поэм «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы»). В вошедших в него поэмах «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха» и «Лейли и Меджнун» поэт использует классический жанр любовной повести для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т. е. божественной, любви. Поэма «Дар благородным» (1481—82) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы «Чётки праведников» (1482—83) и «Золотая цепь» (ч. 2—3, 1485—86) примечательны разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению страной. Заключает цикл «Книга мудрости Искандара» (1486—87) — поэтический ответ на «Искандар-наме» Низами.
         Последние годы жизни Д. ознаменованы созданием «Бахаристана» (1487), трёх лирических диванов (1479—91) и «Трактата о музыке». Задуманный как ответ на «Гулистан» Саади «Бахаристан» состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен быть по представлениям Д.
         Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое творчество Д. оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы, так и многих др. литератур мусульманского мира.
         Соч.: Бахаристан (текст и нем. пер. О. Н. Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Куллият, Таш., 1907; Нaфaхат-ол-онс, Тегеран, 1336 г. с. х. (1958); Асархон мунтахаб, ч. 1—5, Душанбе, 1964; в рус. пер. — Избранное, М., 1955; Трактат о музыке, Таш., 1960; Юсуф и Зулейха, М., 1964; Саламан и Абсаль, Душанбе, 1967.
         Лит.: Бертельс Е. Э., Навои и Джами, М., 1965; А. Джами. Сб. статей, Душанбе, 1965; Рукописи произведений Абдаррахмана Джами в собрании Института востоковедения АН Узб. ССР, Таш., 1965; Брагинский И. С., 12 миниатюр, [М., 1966]; История персидской и таджикской литературы. Под ред. Яна Рипки, М., 1970; Хекмат А. А., Джами, Тегеран, 1320 г. с. х. (1941).
         А. Н. Болдырев.
Современная Энциклопедия
ДЖАМИ Нураддин Абдуррахман (1414 - 92), персидский поэт, проповедник суфизма; через одного из своих мюридов - Алишера Навои, Джами, сторонившийся придворных кругов и ведший жизнь аскета, оказывал порой влияние на государственные и политические дела. Автор многих суфийских трактатов. Газели, философские касыды и прозаическое сочинение "Бахаристан" (1487, ответ на "Гулистан" Саади); собрание семи поэм "Семь престолов" (1480 - 87), в их числе - "Юсуф и Зулейха", "Лейли и Меджнун", "Саламан и Абсаль" и философская поэма об Александре Македонском - "Книга мудрости Искандера" (1486 - 87, поэтический ответ на "Искандер-наме" Низами).
Литературная энциклопедия
(Абдеррахман Нуреддин-ибн-Ахмед) [1414—1492] — персидский поэт, ученый и суфий XV в. Сын простолюдина — выходца из Исфагана. Р. в местечке Джам. В зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу Хорасана Герат, где под покровительством гл. обр. просвещенного султана-тимурида Хусейна Бейкара и его знаменитого везиря — мецената (и поэта) Али Шир Неваи (см.) — и протекает его лит-ая деятельность. Еще при жизни Д. был общепризнанным величайшим (в современности) поэтом мусульманского мира. Лит-ое наследство Д. очень велико: свыше 30 прозаических сочинений разнообразного содержания — трактаты на богословско-суфийские темы, комментарии к классикам суфийской лит-ры, работы по поэтике, просодии, стилистике, музыке, грамматике и истории, из к-рых важнейшее: «Нефехат-аль-онс» (Дуновения искренней приязни) — биографический свод, в основу которого легли «Разряды суфиев» Ансари — источник первостепенной важности для историка лит-ры и суфизма. Венцом же лит-ой славы Д. являются его поэтические произведения: 4 лирических дивана (см.) и 7 эпических поэм, объединенных в «седмерицу» под общим названием «Хефт Авренг» (буквально — «7 престолов» — Семизвездие Большой медведицы), к-рую составляют: 3 дидактических поэмы — «Золотая цепь», «Дар благородных», «Четки праведных», аллегорическая поэма «Селяман и Абсаль», романтические поэмы — «Лейла и Меджнун» (см.), «Юсуф и Зулейха» (см.) и заключительная морализаторская — «Книга мудрости Александра» (Македонского).
236 Вся «седмерица» отредактирована в последние годы жизни поэта [1480—1485]. К 1487 относится написанный в поучение сыну «Бехаристан». В истории персидской лит-ры Д. завершает собой целую эпоху — так наз. «классический период». Новых мотивов в его творчестве нет. Социальные условия после потрясений монгольской эпохи и походов Тимура не давали почвы для роста и возникновения новых идей. То был период застоя как для Ирана, так и для всего мусульманского мира. В спокойной культурной обстановке Герата, после походов Тимура, на грани безнадежного упадка [до XIX в.] естественно было подвести итоги богатому лит-ому прошлому. Идеология суфизма (как основного явления духовной культуры средневекового Ирана) в его наиболее развитом виде сочетается поэтому в творчестве Д. с совершенством формы. Отделка формы, доходящая до грани вычурности, плавность стиха, четкость ритма и богатство рифмы, сочетание реализма с символизмом — вот основные черты стиля Джами. Находясь под влиянием своих великих предшественников, Д. в то же время возвращается к традициям домонгольского периода, к стилю так называемой (персами) «туркестанской школы», к которой принадлежал и Эмир Хосров Дехлийский (см.), оказавший сильное влияние на Д. Значение Д. — в многогранности его творчества, которому были чужды лишь панегиризм, сатира и героический эпос. Исключительно ценная рукопись Д. — «Куллийят» (Полное собрание) находится в СССР, в Аз. музее Академии наук. Это автограф самого поэта (см. Розен В. Р., Manuscrits persans. Collections scientifiques de l’Inst. des langues orient. d. Minist. d. Affaires Etrangeres, СПБ., 1886). Библиография: II. Библиографические данные сообщены Крымским А., в XX томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона под «Джами». Rosenzweig V., v., Biographische Notizen uber Mevlana Abdurrahman Dschami, Wien, 1840; Nassau Lees W., Lives of the Mystics, Calcutta, 1859. А. Стариков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЖАМИ


будет выглядеть так: Что такое ДЖАМИ