Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЗЭН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        одно из течений дальневосточного Буддизма. Само слово «Д.» — японское произношение китайской иероглифической транскрипции санскритского термина дхьяна (медитация, самоуглубление), китайское произношение — чань. Д. сложился в Китае в 6—7 вв. под сильным влиянием Даосизма, у которого Д. заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах и её можно постичь лишь путём внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторённых путей, которыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для Д. характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка Д. — лаконичный намёк и ритмическая пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Д. могут быть поняты как выражение «свободы духа» в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское.
         Первым патриархом Д. в Китае считается индийский проповедник Бодхидхарма (начало 6 в.), но решающую роль сыграли шестой патриарх Хуэй-нэн (638—713), а также Шэнь-сю (605—706). Период расцвета Д. в Китае продолжался до 9 в.; в Японии Д. появился в 12—13 вв.; он продолжает оказывать серьёзное воздействие на культуру и идеологию вплоть до настоящего времени. Д., в котором творческий акт интерпретируется как религиозный, оказал огромное влияние на китайскую живопись, каллиграфию и поэзию и на японскую культуру, особенно начиная с периода Муромати (14—16 вв.).
         Своеобразный (вульгаризированный) вариант Д. процветает среди битников, понимающих Д. как идеологию отказа от цивилизации.
         Лит.: Померанц Г., Дзэн и его наследие, «Народы Азии и Африки», 1964, № 4; Завадская Е. В., Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, № 3; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, ser. 1—3, L., 1953; Watts A., Way of Zen, N. Y., 1957; Blyth R. Н., Zen and zen classics, v. 1—5, Tokyo, 1960—66.
         Г. С. Померанц.
Современная Энциклопедия
ДЗЭН (японское, от санскритского дхьяна - самопогружение, созерцание), чань (китайское), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 - 6 вв., с 12 - 13 вв. получил распространение в Японии, где существует и ныне. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для дзэн характерна вера в возможность обретения "просветления" (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан). С середины 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры).
Народы и религии мира

религия
ДЗЭН (кит. чань, санскр. дхъяна - созерцание), одно из ведущих направлений в буддизме Японии, базирующееся на практике медитации, которая рассматривается в качестве главного метода достижения "просветления".
Философский энциклопедический словарь 2
        япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср.-век. Китае (см. Чанъ). Практика Д. появилась в Японии ещё в 7 в., но распространение Д. как самостоят. направления япон. буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д. был Эйсай — буддийский монах, который после пребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В 1-й пол. 13 в. Догэн, также обучавшийся в Китае, основал школу Сото. Риндзай и Сото были наиболее влият. школами Д.буддизма и сохранились до наших дней. О социальной их ориентации в ср.-век. Японии можно судить по бытовавшей в те времена поговорке: «Риндзай для самураев, Сото — для простолюдинов».
        Наивысшего расцвета Д. достиг в период Муромати (14—16 вв.), когда дзэнские монастыри превращаются в центры религ., политич. и культурной жизни и происходит процесс секуляризации и демократизации Д,-буддизма. В результате этого Д. превращается в своеобразную «философию жизни», оказывавшую существенное влияние на стиль мышления, образ жизни и деятельности ср.век. японцев. Складываются традиц. «искусства Д.», пришедшие с дзэнскими монахами из Китая и окончательно оформившиеся под влиянием япон. культурных традиций. При сохранении осн. положений философии чань в япон. Д.-буддизме несколько смещаются акценты, в частности усиливаются секуля-ризаторские тенденции — один из патриархов Д. даже утверждал, что самурай может достичь яросветления быстрее монаха, а воинское искусство — более прямой и быстрый путь к совершенству, чем традиц. практика медитации, и что мирянин вообще выше монаха. Происходит более жёсткая канонизация и регламентация практики Д.
        В 20 в. религ.-филос. учение Д. получило известность в странах Запада, в частности благодаря популяризаторской деятельности Д. Т. Судзуки (1870—1966), принадлежащего к школе Риндзай.
        Николаева Н. С., Япон. сады, М.. 1975; Григорье-в а Т., И «еще» раз о Востоке и Западе, «Иностр. литература», 1975, Яв 7; S u z u k i D. T., Essais sur le Bouddhisme Zen, v. 1—3, P., 1940—44; его же, Manual of Zen Buddhism, ?. ?., 1960.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЗЭН


будет выглядеть так: Что такое ДЗЭН