Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДВОРЖАК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Дворжак (Dvorak)
        Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, — 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854—57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857—58 — в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 — в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер, «Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» — первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников — В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. — почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 — её директор, в 1892—95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии — «Из Нового Света» (1-е исполнение — Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд — «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.).
         Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877); лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 — одна из популярнейших чеш. опер); «Якобинец» (пост. 1889); «Дмитрий» (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев — «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896—97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.
         Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М. — Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; Sourek О., Zivot a dilo Antonina Dvoraka, sv. 1-4, Praha, 1954—57; Hughes G., Dvorak. His life and music, N. Y., 1967.
         И. Ф. Бэлза.
        А. Дворжак.
II
Дворжак (Dvorak)
        Макс [24.6.1874, Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехословакия, — 8.2.1921, замок Грусбах (Грушовани) близ Зноймо, Чехословакия], австрийский историк искусства, чех по национальности. Учился в университетах в Праге и Вене; с 1902 преподавал (с 1909 профессор) в Венском университете; член венской АН, представитель т. н. венской школы искусствознания. В своих трудах, посвященных главным образом искусству средневековья, Возрождения, барокко, Д. мастерски прослеживает и обосновывает зависимость искусства от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологических воззрений. Стоя на идеалистических позициях, Д. рассматривал историю искусства как «историю духа».
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—5, Munch., 1924—29; в рус. пер. — Очерки по искусству средневековья, М. — Л., 1934.
         Лит.: Neumann J., Das Werk М. Dvoraks und die Gegenwart. в кн.: Acta Historiae Artium, Bd 8, fasc. 3—4, Bdpst, 1962.
Современная Энциклопедия
ДВОРЖАК Макс (1874 - 1921), австрийский историк искусства. Исследовал его связь с духовной жизнью эпохи, исходя из представлений об истории искусства как "истории духа".
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Dvorak) Макс (1874-1921) - австр. (чех по происхождению) историк искусства, один из крупнейших представителей венской школы искусствознания. В Праге изучал всеобщую историю у Я. Голла, затем в Вене — историю искусства у Ригля, после его смерти в 1905 занял там кафедру.
        Защитив в 1901 дис. “Иллюминаторы Иоганна из Неймаркта”, он развил унаследованный от Ригля и Ф. Викхофа метод генезиса худож. форм, частично взяв за образец естественно-научный принцип эволюции, к-рый воплотился в его программной работе “Загадка искусства братьев Ван Эйк”, сразу поставившей молодого ученого в ряд крупнейших искусствоведов Европы. Д. доказал, что Губерт Ван Эйк был представителем позднеготич. живописи, а Ян — живописи Нового времени, в отличие от готики рассматривавшей картину как замкнутую в себе часть бесконечной природы, с иным отношением к цвету и форме, поскольку искусство не есть нечто постоянное, оно развивается внутри стиля, но трансформирует его дух, влияющий в свою очередь на форму. Тем самым история искусства толковалась не столько как формальная история стиля (по Вёльфлину), сколько как часть духовной истории человечества. В полной мере новаторский подход Д. выразился во второй период его творчества в лекциях и статьях, изданных посмертно в книге “История искусства как история духа”, где систематизируется эволюция искусства со 2 по 17 в.
        По мысли Д., пространство превращается из физич. и оптич. феномена в метафизич. понятие, и вместе с тем становится вместо изъясняющего элемента изображения его неотъемлемой частью. Местом изображения видений и знаков становится уже не обусловленная и огранич. землею обстановка, а идеальное свободное пространство, в к-ром все ощутимое, измеримое, механически связанное потеряло всякую власть и значение. Пространство уводит глаз в неогранич. глубины, и в этом движении вглубь организуются фигуры, к-рым не мешает трехмерность, к-рые далеки от всякого подражания действительности, к-рые стали беспредметными как сон. В эпоху ср.-вековья указанное отношение между формальной и пространств, композициями прошло три этапа эволюции. Если для христ. античности характерна абстрактная духовная связь и движение дематериализованных форм в идеальном пространств. окружении, для роман, искусства — включение соподчиненных объемных форм и идеальных, но кубически замысленных пространств, тел в абстрактную композиционную схему; для готики — идеальная связь объемных форм в реальном вырезе из бесконечного пространства. Этот знаменат. процесс имел следствием первый шаг к открытию естественной, всеохватывающей, неогранич. Вселенной, первый шаг к господствующему в Новое время воззрению, к-рое видит в ней высшее единство, по отношению к чему все остальные вещи и феномены природы являются только частичными. Лекционный цикл “Идеализм и реализм в искусстве нового времени” (1915/16) и работа “Идеализм и натурализм в готич. скульптуре и живописи” (1918) казались Д. не только “индуктивным синтезом для истории искусства в решении формальных задач и проблем”, но “в первую очередь выражением господствующих в человечестве идей” и “частью всеобщей истории духа”. Понимая историю искусства как историю духа, опираясь на методологию Дильтея, Д. пытался приблизиться к гегелевскому тотальному постижению истории через ее худож. осмысление и переживание. С 1912 Д. исследовал “душу масс” и ее воздействие на искусство на примере зарождения графики на севере Германии в позднем ср.-вековье (“Шопенгауэр и Нидерланд, живопись”) и апокалиптич. цикла Дюрера. Он прослеживал подоснову борьбы худож. принципов в острых социальных противоречиях того времени. В статье “О Греко и маньеризме” Д. представил Эль Греко предшественником новейшего искусства экспрессионизма, в к-ром видел (в частности, в творчестве О. Кокошки) возвращение духовности в искусство. Трагич. события мировой войны побудили Д. к столь не свойственным представителям венской школы культуркритич. размышлениям. Порывая с господствовавшей в то время (Вёльфлин, Ригль и др.) теорией имманентного развития искусства, Д. пишет: “Искусство заключается не только в решении и развитии формальных задач и проблем, оно всегда и в первую очередь есть выражение господствующих в человечестве идей; его история, не в меньшей степени, чем история религии, философии или поэзии — часть всеобщей истории духа”.
        Д. — пионер социол. акцента в искусствознании, что было продолжено его учениками Ф. Анталом, О. Бенешем и А. Хаузером, и представителями школы Варбурга (Панофски, Франкль). Д. глубоко проник в сущность мира готики, выработал новый взгляд на ср.-век. корни культуры Возрождения и даже барокко.
 
Соч.: Die Illuminatoren des Johann von Neumarkt // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhochsten Kaiserhauses. Bd. XXII. W., 1901; Kunstgeschichte als Geistesgeschichte. Munch., 1924; Geschichte der italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance. Bd. 1-2. Munch., 1927-28; Очерки по искусству средневековья. М.; Л., 1934; Studien zur Kunstgeschichte. Lpz., 1989; История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1-2. М., 1978.
 
Лит.: Либман М.Я. Венская школа искусствознания // История европ. искусствознания. Вт. пол. XIX — нач. XX в. Кн. 1. М., 1969.
 
А. Г. Вашестов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДВОРЖАК


будет выглядеть так: Что такое ДВОРЖАК