ДУХОВОЙ ОРКЕСТР |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии). Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42—56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определённой и без определённой высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.
Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижёров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.
Лит.: Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963; Матвеев В., Русский военный оркестр, М.—Л., 1965; Зудин Н., Составы военных оркестров и пути их усовершенствования, М., 1965. См. также лит. при ст. Военная музыка.
Х. М. Хаханян.
|
Мультимедийная энциклопедия |
группа исполнителей на духовых и ударных инструментах. Использовался в
армиях многих стран мира с древнейших времен, в его состав входили трубы,
различные язычковые инструменты и ударные. Современный духовой оркестр, в
отличие от военного, обрел нынешний вид сравнительно недавно. В 16 и 17
вв. во многих немецких городах возникли должности т.н. башенных музыкантов
- тромбонистов и корнетистов, которые трубили каждый час с церковных башен
и в установленное время исполняли хоралы. Из этих небольших групп, по-
видимому, и складывались первые городские оркестры, которые в дальнейшем
слились с военными оркестрами.
К концу 18 в. военные оркестры, организованные в особые подразделения,
выполняли и военные, и гражданские функции. Оркестры этого периода обычно
включали по паре гобоев, кларнетов, валторн и фаготов, к которым иногда
добавлялись барабаны и трубы.
Французская революция и наполеоновские войны вызвали к жизни первые
духовые оркестры с большим числом исполнителей, что было связано с
потребностью в музыкальном сопровождении народных празднеств на открытом
воздухе и массовых демонстраций. Для исполнения произведений более сложных
музыкальных жанров военные оркестры вскоре увеличили и изменили свой
состав.
Духовой оркестр страдает от нехватки произведений, написанных специально
для него известными композиторами. Основные произведения заимствованы из
симфонической литературы и играются в переложениях. Репертуара духовых
оркестров состоит главным образом из военных маршей; для концертных
выступлений он пополняется популярной симфонической музыкой - попурри,
различными характерными или программными пьесами.
Хотя некоторые композиторы 19 в., в особенности Г.Берлиоз, и писали
выразительные и интересные сочинения для духового оркестра, лишь в 20 в.
ряд композиторов (Р.Воан-Уильямс, Г.Холст, А.Шенберг, О.Респиги,
А.Руссель, Д.Мийо и другие) обогатили репертуар пьесами, специально
предназначенными для исполнения таким составом.
На американскую духовую музыку определяющее влияние оказали два видных
дирижера и композитора. Марши Дж.Ф.Сузы (1854-1932) остаются образцами и
по сей день; его Звездно-полосатый флаг - вероятно, самый знаменитый
американский марш. Э. Ф. Голдмен (1878-1956) расширил репертуар духовых
оркестров, а также написал о них несколько книг.
Несколько слов об оркестрах медных духовых инструментов. Если духовой
оркестр в 20 в. включает от 30 до 100 исполнителей на флейтах, гобоях,
кларнетах, саксофонах и фаготах, а также на всех медных и ударных
инструментах, то в оркестре медных духовых, состоящем из примерно 24
исполнителей, применяются только корнеты, альты и баритоны саксгорны,
тромбоны, тубы и один-два барабана. Хотя существуют произведения,
написанные для такого состава, перед ним стоят те же проблемы репертуара,
что и перед духовым оркестром.
См. также <<ОРКЕСТР>>.
ЛИТЕРАТУРА
Губарев И. Духовой оркестр. М., 1963
Матвеев В. Русский военный оркестр. М. - Л., 1965 |
|
|