Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДУХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть Основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Д., является Материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Д. является Идеализмом, Спиритуализмом. Идея Д., играющая центральную роль в идеалистических учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (Пантеизм), как личность (Теизм, персоналистические концепции). В рационалистических философских системах Д. по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в Иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Д., рассматриваются его немыслительные аспекты — воля, чувство, воображение, интуиция и т.д.
         Первоначально в Древней Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так, пневма означает «ветер» (у Фалеса, Эмпедокла), «воздух» (у Анаксимена и др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием — он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности, библейско-христианская традиция представляет Д. как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание Д. как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.). Интеллектуалистическую сторону Д. особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Д. как целостности (Романтизм) и иррационалистических трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в Экзистенциализме Д. противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д. — это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (Неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.
         В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.
Орфографический словарь Лопатина
дух, дух, -а и -у, мн. (в знач. "сверхъестественное существо") д`ухи, -ов
Орфографический словарь Лопатина
Дух, Дух, -а (о Боге) : Б`ог Д`ух Свят`ой, Свят`ой Д`ух
Словарь Даля
муж. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье.
Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле.
Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу.
Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости.
Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух.
Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом ·знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем ·знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного.
Запах, вонь, ухание. Здесь русским духом пахнет. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. Он духу его не терпит.
горн. воздух, вдуваемый в плавильные печи.
Жар; вольный дух, умеренный жар в печи, по выгребе жару или по испечении хлеба;
* направленье в людях к воле, свободе. Испустить дух, умереть. Гореть духом, быть исполнену ревности, усердия Быть на духу, идти на дух, исповедываться. Собраться с духом, придать кому духу, смелости. Есть душок, мясо с душком, испорчено, протухло. Он с душком, о человеке. горд, упрям, своенравен, непокорен. Хватить стакан душком, духом, разом. Быть в духе, не в духе, быть хорошо или дурно настроену, расположену, быть веселу или скучну. Скакать во весь дух. Ветер духами и зорями ·*архан. голмянами, шквалами, порывами.
Приезд на оленях, у самоедов, малый дух, до 7 верст; большой, до 40. Ехать на духах, ·*камч. ехать на собаках по такому месту, где много зверя, отчего собаки, почуяв его, внезапно бросаются опрометью за зверем, в сторону. Ни духу, ничего, нисколько, ни следу, ни тени. Духом, душком, за один дух, без передышки, борзо, прытко, живо. скоро, тотчас, мигом. Человек с духом, стойкий, смелый, храбрый; человек с душком, упрямый, своенравный, самолюбивый. Соломку жуем, а душок не теряем. Переводить духи, переносить, пересказывать, наушничать. Забрать дух, о звере, почуять охотника, или о собаках, почуять зверя. Гончие на духах понесли. Духи, бесплотные существа; духи мн. благовония, пахучие вещества и снадобья, особым искусством изготовленные.
Духи и дыхи ·*моск. ноздри, вообще дыхательные пути, особ. у лошади. Как святым духом взято. Как на духу всю правду выскажу. На духу сказано, так знай про себя. На духу сказано, так знай грудь да подоплека. Постись духом, а не брюхом! Начал духом, а кончил брюхом. Со страху дух захватило. Подымешься, дух захватит; опустишься, обухом хватят! Не переведя духу, дальше ворот не добежишь. Ни слуху, ни духу. Ни слуху, ни помину. Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей. Ни хуху, ни духу, ни третьяго тепла! Духом сделаю, скоро.
Дух и духи мн., ·*забайкал. обловщики, загонщики, осочники, мальчишки порскуны. Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящийся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
Относимый к духовенству и званию этому. Духовное родство пуще плотского. Духовный отец, духовник, у кого исповедуешься. Духовный сын, дочь, кто бывает на исповеди, в отнош. к своему духовному отцу. Духовное завещанье или грамата, ·стар. отказная, либо завещанье или духовная ж письменное, законно составленное распоряженье о добре, имуществе своем, на случай смерти; последняя воля. На счастье - ни духовной, ни крепости. Духовен ·*пск. тот, кто в тяжкой болезни уже напутствован Св. Тайнами к смерти. Духовно, или церк. духовне нареч. бесплотно, бестелесно, одним духом, умственно или мысленно: духогвными очами. либо чувствами. Духов день, праздник Сошествия Св. Духа, на другой день Пятидесятницы; воскресный день в народе зовут Троицею и Троицыным днем; а понедельник Духовым днем. Духовой, относящийся к дыханию, к воздуху, или к запаху. Духовая жила, гортань, вернее дыхательное горло. Духовая музыка, противополагается струнной: звуки издаются от вдувания воздуха. Духовая труба или духовая колода, положенная для проводки воздуха, поддувная труба. Духовое ружье, которое стреляет силою сжатого воздуха. Духовая рыба. мясо или овощ, изготовленные в пару, в закрытом или замазанном сосуде. Духовой виноград, ·*астрах. порода нежного, пахучего винограда, потребляемого на месте. Духовик муж., ·*южн. ливер, гусак, осердье, коренец, грудные вутренности говяда. Духовская неделя, троицкая, зеленая. Духовская трава, бывшая в Троицын день в церкви; ею крестьяне подкуривают скот в падеж. Духовской ·*ниж. единоверческой, благословеннои церкви, от Духова монастыря. Духовность жен. ·сост. духовного;
духовная часть, ведомство. Духовина, духовинка, -ночка жен., ·*пск. часок, минутка, миг. Духота жен. духонь жен., ·*пск. душища и ·*сиб. вонь, сильный противный запах;
спертый, душный воздух, наполненный удушливыми испарениями;
жаркий, тяжелый воздух, знойная пора. Духовщина жен., собир. раскольничий толк беспоновщичы. Духовенство ср., собир. сословие священно и церковнослужителей; церковная иерархия; вообще люди духовного сана. Белое духовенство, не монашествующее; черное, принявшее обет монашества. Духовник муж. духовный отец, исповедник, спященник, которому исповедуются в грехах своих. От духовника да от лекаря не таись.
·*ниж.-сем. духовный сын.
·*курск. душник или отдушник в печи. Духовница жен., ·стар. строенье для разных церковных принадлежностей. Духовников, лично ему принадлежащий; Духовничий, ему, им свойственный. Духмяный, душмяный ·*пск. духовитый ·*тул., ·*вор., ·*ряз. душистый, пахучий. Весна духовита, лето душно. Духоборец, духоборник муж. отвергающий божественность Св. Духа; толк раскольников беспоповщины, отвергающий все догматы веры и установления церкви, принимающий одну только духовную молитву. Духоборческий, духоборнический, к духоборникам относящийся. Духоборный, к духоборству, к ереси этой относящийся. Духоборствовать, держаться ереси этой. Духовидец, -дица, кто видит духов, видения, привиденья. Духовластный, властный над духами. Духовно-учебный, к духовному ученью или училищам относящийся. Духоведец муж. познающий дух, духовное значенье, душевные тайны. Духомер муж. снарял для измерения густоты воздуха, вдуваемого в плавильную печь. Духословие, наука о духовных существах, пневматология.
Словарь Ожегова
ДУХ, -а (-у), муж.
1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. противоречия (стремление спорить). Д. возмущения.
2. Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой д. Поднять чей-н. д. (вселить бодрость, уверенность). Не падать духом (не отчаиваться). Пасть духом (утратить душевную энергию, отчаяться). Присутствие духа (полное самообладание).
3. В религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо. Святой д. Злой, добрый д.
4. чего. Содержание, истинный смысл чего-н. По духу закона.
• Быть в духе (или не в духе) в хорошем (или в плохом) настроении.
В духе чего, в знач. предлога с род. в соответствии с чем-н., соответственно чему-н. Действовать в духе принятых решений.
Святым духом (разг. шутл.) неизвестно каким образом.
прил. духовный, -ая, -ое (к 1 знач.). Д. мир человека. Духовные интересы.
II. ДУХ, -а (-у), муж.
1. То же, что дыхание (разг.). Д. перевести (глубоко вздохнуть, отдышаться; также перен.: передохнуть, сделать передышку; разг.). Д. захватывает (становится трудно дышать). Одним или единым духом (сразу, без передышки).
2. То же, что воздух (во 2 и 3 знач.) (разг.). Лесной д. Д. театра. Д. дружбы.
3. То же, что запах (прост.). Тяжёлый д.
• Во весь дух (или что есть духу) (разг.) изо всех сил.
Дух вон из кого (разг.) испустил дух, умер.
Духу не хватает 1) у кого, нет сил дышать (прост.); 2) у кого на что или с неопред., не хватает смелости, решимости сделать что-н. (разг.).
Дух испустить (устар.) перестать дышать, умереть.
Хватит духу у кого на что или с неопред. (разг.) хватит сил, решимости на что-н.
Чтобы духу чьего здесь не было (разг.) пусть уходит, убирается вон отсюда.
III. ДУХ, у, муж. (устар.): на духу на исповеди; как на духу (разг.) откровенно, ничего не скрывая.
Словарь синонимов Абрамова
см. душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль || в духе, во весь дух, воспрянуть духом, вышибить дух, достанет духу, единым духом, живым духом, злой дух, испускать дух, нет духа, нечистый дух, ни слуху ни духу, падать духом, переводить дух, подъем духа, потерявший присутствие духа, предать дух,придавать духу, присутствие духа, расположение духа, собраться с духом, терять дух, упадок духа, хватит духу, что есть духу
Словарь Ушакова
ДУХ, духа, ·муж.
1. только ед. Психические способности, ум. Здоровый дух в здоровом теле.
2. только ед. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Дух войска. Подъем духа. Собраться с духом (см. собраться). Пасть духом (см. пасть1).
3. В религиозных, мифологических и теософских представлениях - бесплотное сверхъестественное существо. Спириты вызывали дух Наполеона. Злой дух (дьявол). Духи гор. «Подъемлют спор за человека два духа мощные (ангел и демон).» А.Майков.
4. только ед. В идеалистической философии - основная сущность, нематериальное начало явлений. Абсолютный дух. Диалектическое развитие духа.
5. перен., только ед. Сущность, истинный смысл (·книж. ·устар. ). По духу закона (·в·противоп. букве закона).
6. чего или какой. Склонность к чему-нибудь, какое-нибудь начало, определяющее образ мыслей, поведение, настроение. В нем сидит дух противоречия. «Они (успехи коллективизации) вселяют в нашу партию дух бодрости и веры в свои силы.» Сталин.
7. Типичные, характерные свойства, отличительные особенности кого-чего-нибудь. «Дух века вот куда зашел!» Пушкин. «Вся старая школа была целиком пропитана классовым духом.» Ленин. В духе времени. В моем духе.
8. Дыхание (·разг. ). Дух замер. У меня дух захватило. Перевести дух.
9. только ед. (с определениями: теплый, холодный и т.п.). Воздух (·прост. ). Из отдушины идет теплый дух.
Запах, пахучие испарения (·прост. ). «Вдруг сырный дух лису остановил.» Крылов. Из погреба шел тяжелый дух.
• Не в духе, в духе (·разг.) - в плохом, в хорошем настроении. На духу (церк.) - на исповеди. Как на духу (·разг. ·устар.) - откровенно, чистосердечно. Одним (или единым) духом (·разг.) - сразу, в один прием. Во весь дух (·разг.) - стремительно, с напряжением всех сил. «Несется в гору во весь дух.» Пушкин. Дух вон из кого (·прост.) - умер. Вышибить дух из кого (·прост.) - убить кого-нибудь побоями, ударами. Испустить дух, предать дух (·книж. ·устар.) - умереть. Вольный дух - 1) жар в печи после прекращения топки (кул.); 2) либеральное направление (·шутл. ·устар. ). Хватает духу у кого на что или у кого с ·инф. (·разг.) - кто-нибудь решается, имеет достаточно смелости что-нибудь сделать. Ни слуху ни духу о ком-чем (·разг.) - нет никаких известий. Святой дух (рел.) - по учению христианства третье лицо троицы. Святым духом (узнать и т.п.; ·разг. ·шутл.) - неизвестно каким путем.
Толковый словарь Ефремовой
м.
1)
а) Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, ум, мышление, психические способности.
б) Нематериальное и - по религиозным представлениям - сверхъестественное, божественное начало в человеке; душа.
2) Состояние души, настроение.
3) Моральная сила, готовность к действию.
4) Мироощущение, мировоззрение.
5) Характерные черты, основные свойства, сущность чего-л.
6) Бесплотное сверхъестественное существо, оказывающее - по религиозным представлениям - влияние на жизнь человека и природы.
7) разг. Дыхание (обычно в составе словосочетаний).
8) разг.-сниж. То же, что: воз~ (1*).
9) разг.-сниж. Аромат.
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское существительное индоевропейской природы, имеющее тот же корень, что глаголы дохнуть, дышать.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(д. и Д.; Святой Дух (одно из Лиц Св. Троицы)) И Дух и Невеста говорят: прииди. Апокалипсис Эпгрф. АБ902 (I,170); Непорочность просится В двери духа божья. АБ902 (I,171); Нет, из господнего дома Полный бессмертия дух Вышел родной и знакомый Песней тревожить мой слух. АБ903 (I,77); За словами – сквозь гул невнятный Просыпается светлый Дух. АБ903 (I,260); Слышно, ходит сын во мгле, Дух свой предал небожителям, Сердце – матери-земле. АБ906 (II,108); Святым Духом апостол водится Далеко от братского клироса. Куз909 (156); дух свободный, дух могучий Ес914 (I,113); Голубиный дух от бога, Словно огненный язык, Завладел моей дорогой, Ес914 (I,134); Есть обитаемая духом Свобода – избранных удел. (рфм.: слухом) ОМ914 (99.1); – А вольный дух уже почиет безмятежно. Ахм916 (81.1); Где дух, меня так мудро ведший? Ахм916 (352.1); Ой, дух! Ой, царь! Ой, душе! Сойди в корабль скорей! Куз916 (180); Верной вере откройся ухо, Во имя Отца и Сына и Святого Духа! – Верной вере открыто ухо Во имя Отца и Сына и Святого Духа! – Куз917 (207); Во имя Отца и Сына и Святого Духа – Отпускаю ныне Дорогого друга Из прекрасной пустыни – в мир. Цв917 (I,341.2); – Мы одни с тобой, Голубь, дух святой! ib.; Сходит Дух На малых ребят, На полоумных старух. Цв917 (I,342); Дух, рей, вей, вей, Дверей Райских рай! Куз918 (214); В шубе, в креслах Дух и мурлычет – и Все одно, одно всегда. П918-19 (I,190); Кем были созданы матросы, <...> Кем ночь творцов; кем ночь отбросов, Кем дух, кем имена? Один ли Ты, с одною страстью, Бессмертный, крепкий дух, Надмирный, принимал участье В творенье двух и двух? П918 (I,619); Это ясно, как тайна двух: Двое рядом, а третий – Дух. Цв918 (I,397); Плоти – плоть, духу – дух, Плоти – хлеб, духу – весть, Плоти – червь, духу – вздох, Семь венцов, семь небес. Плачь же, плоть! – Завтра прах! Дух, не плачь! – Славься, дух! Нынче – раб, завтра – царь Всем семи – небесам. Цв918 (I,399.1); Дух Святой – озерный голубь, Белый голубочек с веткой. Цв918 (I,440.1); Знать: Дух – мой сподвижник, и Дух – мой вожатый! Цв918 (I,449.2); С висячей лестницы пророков и царей Спускается орган, Святого Духа крепость, ОМ919 (125.2); Не изменить в тисках Змеи Мне Духу – Голубю. Цв920 (I,569); Подпольники, хлысты и бегуны И в дальних плавнях заживо могилы, Отверженная, пресвятая рать Свободного и Божеского Духа! Куз922 (240); <...> Кто вдохнет в нас дыханье духа? (рфм. к глухо) РП Куз922 (244); Раздробленное – один лишь Бог цел! Безумное – отъемлет ум Дух! Куз922 (245); Лесенка золотая, Мальчик янтарный, Льдина голубая, Святой Дух розовый. Куз922 (275); распродает / старухам / дырки / от гвоздей / креста господня / и перо / хвоста / святого духа. М924 (466); Нужно же, чтоб он, сей видимый Дух, болящий бог – предмет Неодушевленный выдумал – Лживейшую из клевет! Цв926 (III,125)
Теософский словарь
    Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей о применении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое употребление. В теософических учениях термин "Дух" применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию, и что является его однородной и незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в Человеке или его Эго (Манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи; тогда как термин "Душа", человеческая или даже животная (низший Манас, действующий в животных как инстинкт), применяется только к Кама-Манасу, и определяется как живая душа. На еврейском языке это нэфеш, "дыхание жизни". Дух не имеет формы и нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию - Суддасатву, божественную сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть "Духами" тех призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях спиритуалистов, и называют их "оболочками", и различными другими именами. (См. "Сукшма Шарира".) Короче говоря, дух не является существом в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская философия, где есть форма, там есть и причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух - индивидуальность эта сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла - можно описать как центр сознания, само-ощущающий и само-сознательный центр; состояние, а не обусловленный индивидуум. Вот почему в Санскрите существует такое обилие слов для выражения различных Состояний Бытия, Существ и Созданий; каждое наименование выявляет философское отличие, тот план, к которому принадлежит данная единица, и степень ее духовности или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы на наши западные языки.
Философский словарь
(лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, к-рое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Представители различных течений философии выделяют субъективный Д. (субъект, личность, индивид), абсолютизация к-рого ведет к субъективному идеализму, и объективный Д. (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривала Д. как условие и результат высших форм деятельности (напр., для Аристотеля это мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая т. зр. внешне близка религиозной идеологии, согласно к-рой Д. — бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители нем. классического идеализма подчеркивали активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов Д. есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17 — 18 вв. (Гоббс, Локк. Ла-метри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом — как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и связывает его с процессом и результатами человеческой деятельности, с духовным производством. Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей; по словам Энгельса, мыслящий дух — “высший цвет” материи (Т. 20. С. 363). Духовная жизнь об-ва — общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.
Философский энциклопедический словарь
ДУХ – перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов «piritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (Гете: «Ибо жизнь – это любовь, а жизнь жизни – дух»); сущность Бога: «Бог есть дух»; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи Гете, народный дух, корпоративный дух (см. также ESPRIT). Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе (см. ПРИРОДА), сложилось в период романтики и идеализма, а особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло» – Дрейер). Дух не является противником души, как считает Клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также РЕСУБЛИМИРОВАНИЕ). Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). В то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. Дух имеет свои закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать Клагес). Он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. ПОЗНАНИЕ) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития. Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. Как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов). Объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с объективированным духом – посредством истории духа. Объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. То, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективного духа мы называем личностью (см. ЛИЧНОСТЬ). Напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» – это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно Николаю Гартману («Das Problem des geistigen Seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. В объективированном духе – в произв. науки и искусства – мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. Духовные блага, т. о., одновременно могилы и источники живого духа. Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.
Философский энциклопедический словарь 2
        филос. понятие, означающее невеществ. начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Д., является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 363). Признание Д. первоначалом мира является идеализмом, спиритуализмом. Д. выступает при этом как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной Д. считается мышление, сознание, в иррационализме — внемыслительные аспекты: воля, чувство, воображение, интуиция и т. д.
        В инд. философии понятие Д. раскрывается прежде всего через соотношение брахмана — высшей реальности, объективного безличного духовного начала, из «оплотнения» которого возникает весь мир, и атмана — субъективного духовного начала, индивидуального «Я». Интеллектуальные аспекты Д. фиксируются в понятиях манаса, читты, буддхи (Д. как «ум»). В санкхье Д. (пуруша) и материя (пракрити)— два независимые начала бытия.
        В Др. Греции понятие Д. (нус, пневма и др.) первоначально мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. У Платона и Аристотеля ум (нус) становится важнейшим понятием — он является перводвигателем космоса и формообразующим началом. Систематич. разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологич., интеллектуалистич., безличностной трактовки Д. в античности, библейско-христ. традиция представляет Д. прежде всего как личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистич. понимание Д. прежде всего как разума, мышления (Декарт, Спиноза, франц. материалисты 18 в.). Интеллектуалистич. сторону Д. особенно разрабатывала нем. классич. философия. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент Д.; Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логич. категорий. В русле иррационалистич. трактовок Д. (Ницше, Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (Берг-сои, Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму: это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы науч. исследования.
        В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.
Воровской жаргон
1) отчаянный;
2) пьяный;
3) милиционер
Рус. арго (Елистратов)
ДУХ, -а, м.
1. Молодой, начинающий службу солдат.
2. Милиционер.
3. обычно пренебр. Неопытный, слабый человек.
4. Душман, афганский повстанец.
2. — Возм. из уг.; 1., 4. — из арм. (4. — со времен войны в Афганистане).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДУХ


будет выглядеть так: Что такое ДУХ