Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДУША

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. psyche, лат. anima)
        понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. как внутренний мир человека, его Самосознание).
         Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). «Мировая душа» мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.
         Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой (См. Схоластика) и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д.
         В новоевропейской философии термин «Д.» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (См. Психофизическая проблема) (вплоть до немецких психологов Э. Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк), так и рационалистических (Г. Лейбниц) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду (См. Монада), обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений — ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало Ассоцианизму в психологии). Д. Юм, описывая человеческое «Я» как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни. И. Кант, критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
         В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19—20 вв. интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, «гештальт» в гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология) и др.), возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я» (Философия жизни, Понимающая психология, Феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему — поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам — психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному — физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению — адаптации организма).
         В советской психологии термин «Д.» иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. ст. Психика).
         Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1—2, В., 1850; Revesz В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1—2, Munch.—Bonn, 1954.
         И. Н. Семёнов.
Современная Энциклопедия
ДУША, понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом авверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской литературе термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ДУША — древнейшие греч. философские системы не отделяли Д. от материи. Она отожд. с мировой движущей силой (огнем, по Гераклиту и Левкиппу, воздухом, по Анаксимену). Пифагорейцы считали Д. числом и отделяли ее от материи. Согл. Платону, Д. занимает промежуточ. положение между царством идей и низшим миром становления и исчезновения, т.о., ей свойственны как разум, так и страсти. Поскольку Д. частично принадлежит к царству идей, Платон считал, что она существует до рожд. человека и явл. бессмертной. Неоплатоники придерживались того же взгляда на Д. Аристотель, философии к-рого свойственны материалистич. элементы, примыкал в этом вопросе к натурфилософии и считал деятельность Д. связан. с жизн. теплом. По его представлениям, Д. проникает в кровь в образе живител. дуновения. Аристотель считал Д. энтелехией (греч. — завершение) тела; ее специфич. формой явл. разум. Перипатетики развили эти идеи.
Русская цивилизация
божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность, но эта личность может быть бессмертна, только если душа будет спасена. Забота о спасении души — главное в жизни человека. Оттого как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо в ад. После Страшного суда душа соединяется с воскресшим телом.
В понятиях Святой Руси душа резко противопоставляется телу: «Чистота духовная паче телесной», «Телу простор — душе теснота», «Что телу любо, то душе грубо», «Душа прохладу любит, а плоть пар», «Плоть грешна, да душа хороша», «Грешное тело и душу съело», «Душе с телом мука».
Для русского человека душа, душевные качества — главное в жизни. Об этом свидетельствуют народные пословицы: «Душа всему мера», «Душа меру знает», «Душа не принимает; с души прет, скидывает», «Душа душу знает», «Душа с душою беседует», «От души рад», «Мы с ним живем душа в душу», «Душа заветное дело». О человеке, который совершил неблаговидный поступок, говорили: «Покривил ты душой. Не пожалел ты души своей», «У него тело без души, бездушное тело, бездушный человек». Понятие души у русского человека тесно связано с понятием сердца (см.).
Одухотворение души видно во всех сторонах ее жизни — мысленной, деятельной и чувствующей (Феофан Затворник). Душа человека есть недоступное хранилище его помыслов: если сам он таит их, то ни коварный глаз, ни предупредительный взор дружбы не помогут проникнуть в сие хранилище (А.С. Пушкин). Сущность души есть творчество (Б.П. Вышеславцев). Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого — злодей, толпа и люди высокой добродетели (М.Ю. Лермонтов).
О.Платонов
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (англ. soul, нем. Seele, фр. ame) в большинстве религий мира бестелесный, бессмертный элемент, источник жизни физического тела. Идея души существует во всех человеческих культурах, хотя может принимать разные формы и смысловые оттенки. В самом общем смысле душа — принцип жизни; начало, “оживотворяющее” тело. Характер связи души и тела понимается в разных традициях различно, уникальность связи души и тела в христианской культуре противостоит идеям переселения душ в индуизме, буддизме, греческой религии и философии. Соответственно, с разделением души и тела во многих культурах связывается смерть, а также “пограничные” состояния сна, болезни, транса и т.д. Концепция Д. связана со стихийным гилозоизмом, представлением об одушевленности материи, аналогичным буддийскому учению об атмане (в брахманизме — Брахма) — всемирной Д. Первичное разделение предметов на “живые” и “мертвые” в первобытных верованиях привело к обозначению термина “Д.” в различных языках через “дыхание” (в христианской догматике “Д.” и “дух” различаются как личностное и надличностное начала). Традиционно ассоциирование Д. с разными функциями и органами тела: кровью (иудаизм), носом (индейцы Анд), сердцем (др.-егип. “Сказка о двух братьях”, русский фольклор — Кащей), мозгом (концепция Галена). Платон и платоники (Филон Александрийский) различали “разумную Д.”, помещавшуюся в голове, и “неразумную Д.”, состоящую из двух частей — “мужества” в груди, “вожделения” в животе. Многим народам мира известно представление о множественности душ; у горноалтайских народов, имевших термин для общего понятия Д. (сюне), признавалось существование семи видов души: тын — собственно дыхание; кут — жизненная сила человека; джула и сюр — двойник, способная к передвижению отдельно от тела; аруу кёрмёс и джаман кёрмёс — душа или дух покойника (добрая и злая); и соответственно их материализации — джел-салкын (“ветерок”, живет в раю) и юзют (вихрь, обитает в подземном царстве). Несколькими Д. наделяли человека эвенки. В отечественной науке явственна тенденция не применять термин Д., рассматривая ранние представления о “душах”, характерные, в частности, для культур народов Сибири.
        В Древнем Египте признавалось существование разных видов Д. (ка и ба). Часто Д. ассоциировалась с тенью (в отличие от людей вампиры, упыри не имеют тени), с отражением лица или тела на воде, зеркале, с портретом, что сближает понятия Д. и двойника. Для ранних этапов развития культуры характерно представление о зооморфной Д.; широко распространен в верованиях разных народов образ Д.-птицы. В поздних религиях Д. изображается в виде принадлежащего ей тела, нередко прозрачного, с крыльями и т.д. По В. Вундту, концепция “свободной Д.” (псюхе) возникла позднее учения о “телесной Д.”. Э. Тайлором и Г. Спенсером разработана теория анимизма как формы и даже универсальной стадии религии, не разделяемая в наше время многими специалистами. Дж. Фрэзер приводит многочисленные примеры поверий о вселении человеческой Д. в животных, что послужило выработке им концепции тотемизма.
        В разных религиях резко противопоставлены Д. и тело; этот принцип находит крайнее выражение в аскетизме. В католицизме (томизм) идеально полным существование признается только при условии союза души и тела, тем самым обосновывается библейский тезис о телесном воскресении всех умерших на Страшном суде. В индуизме и буддизме бессмертие Д. видится в метемпсихозе, реинкарнации, сансаре; в иудаизме фарисеи, в частности, считали, что добрая Д. возвращается в человеческое тело для новой жизни, а злая пребывает в вечном изгнании. Согласно представлениям, принятым в православии после смерти человека Д. первые три дня обитает в близости от тела, затем предстает перед Богом, который посылает ее до девятого дня осмотреть рай; затем Д. идет в ад — увидеть муки грешников, на 40-й же день она опять является к Богу и ее судьба решается окончательно до Страшного суда. Эта концепция — частная разработка общего учения о бессмертии Д.
        В культурной истории и антропологии исследование представлений о душе, бытующих в различных культурах, выполняют роль своего рода фокуса, отражающего общую картину мира и ментальный склад данной культуры, этноса, группы и т.д.
 
Лит.: Франк С.Л. Душа человека. М., 1917; Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976; Баскаков Н.А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая//Советская этнография. 1973. N 5. С. 108-113; Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991; Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение народов Нижнего Амура. М., 1991;
Frey J. Tod, Seelenglaube und Seelenkult in alten Israel. Leipzig, 1889; Rohde E. Psyche. Tubingen, 1925. Bd. 1-2; Jung C.G. Seelenprobleme der Gegenwart. Z., 1950.
 
С.Я. Серое
Идеографический словарь
^ психика
^ индивидуальный
душа - индивидуальная психика;
сфера человека, ответственная за эмоции; внутренний, психический мир человека;
мир этических представлений к-л. человека; характеризует отношение к действительности;
религ. - сверхестественное существо, обитающее в теле человека (добрая #).
душевный (# покой).
в душе (посмеиваться #). про себя.
в глубине души [сердца]. в недрах души.
на душе (# неспокойно).
из глубины души.
сердце. сердечный (дела сердечные).
войти в душу [в сердце]. | в сердце. на сердце (# камень).
сродниться. сжиться.
врастать [прирастать] корнями.
интимничать. интимный.
живая душа.
загадочная душа.
Психея.
v любовь, родина, разлука, семья, ЭМОЦИИ
душевное состояние
см. этика, духовный, сфера (чего)
Орфографический словарь Лопатина
душ`а, душ`а, -`и, вин. д`ушу, тв. душ`ой, мн. д`уши, душ
Словарь Даля
жен. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем ·знач. человек, с духом и телом; в более тесном:
человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем:
жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа.
Говоря душа, ·в·знач. человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния.
Душа также душевные и ду ховные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр. Душа есть бесплотное тело духа: в этом ·знач. дух выше души. Ни души нет дома. Горожане - жители, а селяне души. Человек с сильною, слабою душой, или просто сильная, слабая душа. Взять что на душу, на совесть; принять в чем клятву, присягу; ручаться. Взять грех на душу, сделать что самоуправно, приняв на ответ. В нем много души, в его сочинениях много души, чувства. Быть душою беседы, главным двигателем ее. Душа-человек прямой и добродушный, откуда и привет: душа моя. У него сто душ, он владеет именьем со ста крестьянами. Родовые души, населенное родовое, наследованное именье. Прописные души, пропущенные в народной переписи. Мертвые души, люди умершие в промежутке двух народных переписей, но числящиеся, по уплате податей, налицо. Отдать Богу душу, умереть. Положить за кого душу, пожертвовать жизнию. Заложить за кого душу, ручаться в важном деле. Искать чужой души, хотеть погубить ближнего. На душе легко, тяжело, спокоен и весел: озабочен и грустен. У меня душа не на месте, боюсь, тревожусь. Отвести на чем душу, отдохнуть, утешиться чем. Отпусти душу на покаянье, не губи напрасно, дай пожить. Жить с кем душа в душу, мирно, дружно, любовно. У меня дело это на душе лежит, совесть упрекает или забота не дает покою. Это на твоей душе, ты виноват, дашь за это Богу ответ. Покривить душой, поступить против совести. Вертеть душою, отлыгаться. Затаить что в душе, держать в тайне. Душа замирает, лишаюсь чувств, памяти, теряю сознанье. На душе мутит, с души тянет, тошнит, нудит, делается дурно; с души скинуло, вырвало. Душа не принимает этого, не могу есть, противно. Душа меру знает, ешь и пей сколько хочется. Рад душой, от души, искренно, сердечно. Он от нее без души, она в нем души не слышит, не часть, безумно, безотчетно любит его. Это мне по душе, по желанью. Скажи по душе, по правде. В чем или чуть душа держится, едва, еле жив. Он так и вьется, так и лезет в душу, льстит, обольщает. У него за душой ничего нет, вполне беден. Душа вонь божба, клятва. Душа телу (плоти) спорница. Плоть душе ворог. Грешное тело и душу съело! Душе с телом мука. Ни душе поминовенья, ни телу погребенья, не покинул. Душа прохладу любит, а плоть пар, ·т.е. плотское. Не тужи по голове: душа жива! Душа всего дороже, или душа заветное дело. Свет во храмине от свечи, а в душе от молитвы. Душа душу знает, сердце сердцу весть подает. Муж да жена одна душа. Муж голова, жена душа. Душа с душой беседует. Покуда душа жива. Хоть шуба овечья, да душа человемья. Кабы не зубы да губы, так бы. и душа вон. Хлеба с душу, денег с нужу, платья с ношу. Жив Бог - жива душа моя (или: жива правда, надежа моя)! Душа не сосед: пить-есть просит (или от нее не уйдешь, от совести). Душа не стерпит, так сердце возьмет. Хоть мошна пуста, да душа чиста. Не стой надо мной, как чорт над душой! Отпусти душу на покаянье! Не мучь христианской души до веку (смерти). Покривил ты душой. Не пожалел ты души своей! Душа Божья, голова царская, спина барская. Одна душа. и та не хороша! Как нет души, так что хошь пиши! Мастеровой не худ, да в душе плут. Душа христианска, да совесть цыганска! На всякую душу (на долю всякого) Бог зарождает, хлеба. Рад бы душой, да хлеб-эт чужой. Своя душа не холоп, себя жаль. Душа, что в венике, а голос, что в тереме. У немца (француза) ножки тоненьки, душа коротенька. Душа пузыри пускает, отрыгается. Душа с Богом беседует. Свищи, душа, через нос! спи. В сватовстве спрашивают не о душе, а о душах. Это дело у меня на душе (или на совести). Это мне на душу легло. Что-то на душе тяжело. От души, душою рад.чужую душу не влезешь. Чужая душа потемки (темен бор). Человека видим, а души (ума. ·т.е. что на уме) не видам. Сколько душе угодно. Есть все, что угодно душеньке. Душа не примает, а глаза все больше просят. Сторонись, душа, оболью! говорят пьяница, поднося чару ко рту. Шел я мимо Петровска, видел дело таковско: головы разбиты, брюха вывалены, душу в рай несут, тело в рай везут снопы.
Душа ·наз. также ямочка на шее, над грудною костью, под кадыком; тут, по мнению народа, пребыванье души. Душа или душка, в скрипке, подставка внутри, распорка.
Душа в пере, сухой мозжечок. Голову отрежу, душу выну, дам пить, станет говорить очинка пера.
II. ДУША жен. душ муж., ·*франц. холодные обливанья, обдача струей воды.
Словарь Ожегова
ДУШ’А, -и, вин. душу, мн. души, душ, душам, жен.
1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.). Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). За душу берёт что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстаётся (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).
2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.
3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.
4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества.
5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).
6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях, фиктивно числящихся где-н.).
• Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) мучить чем-н. надоедливым, томительным.
Души не чаять в ком (разг.) очень любить. Души не чаять в детях.
Душа моя! (разг.) в обращении: милый (-ая).
Душа-человек (разг.) очень хороший, отзывчивый человек.
Без души без воодушевления, без подъёма.
С душой отдаваясь целиком, с вдохновением.
В душе 1) мысленно, про себя. В душе согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе.
Для души (разг.) для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов.
По душе (разг.) нравится. Работа ему по душе.
За душой нет ничего у кого ничего нет у кого-н.
По душам (говорить, беседовать) откровенно.
С дорогой душой (разг.) очень охотно.
За милую душу (разг.) легко, без усилий.
Как бог на душу положит (разг.) как придётся, кое-как.
С души воротит от чего (прост.) о чувстве отвращения.
уменьш.-ласк. душенька, -и, жен. (к 1 и 2 знач.)
пренебр. душонка, -и, жен. (к 1 и 2 знач.).
прил. душевный, -ая, -ое (к 1 знач.) и душевой, -ая, -ое (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу населения). Душевой надел.
Словарь синонимов Абрамова
дух, сердце, грудь. Дух бодр, плоть же немощна. "Стеснилась грудь ее тоской". Пушк. "И щемит, и ноет, болит ретивое". Кольц. Ср. "Глава". См. воротила, глава, единица, руководитель, сердце, суть, человек ||ангелы поют на душе, без души, без мыла в душу влезть, брать на душу, быть без души от кого-либо, вкладывать душу, влезть в душу, всей душой, выложить душу, вымотать всю душу, забирать за душу, изливать душу, испустить душу, как бог на душу положит, как душе угодно, кривить душой, лежать на душе, мутить душу, наполнять душу, не виноват ни душой, ни телом, ни копейки за душой, ни одна душа, облегчать душу, отвести душу, отдать богу душу, открыть душу, отпустить душу на покаяние, поверять душу, по душе, прийтись по душе, с души воротит,тяжело на душе, человек редкой души
Словарь Ушакова
ДУШ’А, души, вин. душу, мн. души, душам ·жен.
1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.
2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
3. Внутренний, психический мир человека. «В душе росло внимание к человеку.» М.Горький. «Душа поэта встрепенется.» Пушкин. «А душу можно ль рассказать?» Лермонтов. «Душа стесняется лирическим волненьем.» Пушкин. Излить душу кому-нибудь.
4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. Человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. «И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге.» А.Тургенев. «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.» Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).
5. Чувство, отзывчивость, пыл. Говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.
6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (·разг. ). Он был душой предприятия. Душа общества.
7. перен. Сущность, самое главное (·книж. ·устар. ). «Сказуемое - душа предложения.» Потебня.
8. Человек (·разг. ). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души?
• По душе (·разг.) - 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (·разг.) - искренно, от доброго сердца. От души желаю вам успеха. Жить душа в душу (·разг.) - дружно, в согласии. В душе - 1) про себя, мысленно. Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах. 2) по своим природным наклонностям. Он поэт в душе. Для души (·чаще ирон.) - для удовлетворения каких-нибудь внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. Без души - 1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (·разг. ). Она без души от мужа. 2) без памяти, безотчетно (·устар. ). «Пустился без души домой.» Крылов. Нет за душой у кого (·разг.) - 1) совсем нет. Ни гроша за душой (нет). 2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. У этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (·разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (·разг.) - нет склонности, расположения к кому-чему-нибудь. Лежит на душе (·разг.) - заботит, гнетет. Кривить душой - см. кривить. Брать на душу что (·устар.) - принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (·разг.) - сильно любить, обожать кого-нибудь. С души тянет или воротит (·разг. ·фам.) - противно, отвратительно. Душу мутит (·разг.) - то же значение. Душа не принимает (·разг.) - 1) пресыщен, больше не хочется; 2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (·разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. В чем душа держится (·разг.) - о ком-нибудь очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (·разг.) - без всяких ограничений, вдоволь. Душой и телом (·разг.) - вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. Ни душой ни телом (·разг.) - совершенно не. Не виноват ни душой ни телом. До глубины души и т.п. выражения - см. глубина. Душа на распашку у кого (·разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте - см. место. Душа в пятки ушла (·разг. ·шутл.) - очень испугался. Положить душу за кого-что (·книж. ·устар.) - и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (·разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь пожертвовать жизнью. Мертвая душа - фиктивно числящийся где-нибудь, в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "Мертвые души"Гоголя). Отдать богу душу (·устар.) - умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (·разг. ·шутл. ·устар.) - об икоте. Влезть в душу (·разг.) или залезть в душу (·прост.) кому - 1) завладеть чьим-нибудь вниманием, втереться кому-нибудь в доверие; 2) суметь выведать у кого-нибудь что-нибудь, касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; ·разг.) - дружески, искренно, откровенно. За милую душу (·разг. ·фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-нибудь дурное). Он и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (·разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь.
Словарь эпитетов
Черты характера, внутренний, психический мир человека; о человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. обычно в торжественной, поэтической речи).
О положительных свойствах души.
Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любящая, милосердная, могучая, мягкая, надежная, небесная (устар.), нежная, незлобивая, неподкупная, непорочная, обширная, отзывчивая, открытая, правдивая, праведная, прекрасная, приветливая, простая, прямая, русская, рыцарская, самоотверженная, светлая, святая, сильная, складная, твердая, теплая, целомудренная, честная, чистая, чудесная, чудная, чуткая, шелковая, широкая, яркая, ясная.
Об отрицательных свойствах души.
Алчная, безнравственная, беспутная, бумажная (разг.), вывихнутая, гнилая, греховная, грешная, елейная, жадная, загрубелая, зачерствелая, заячья, злая, змеиная, каменная, канальская (разг.), клятвопреступная, коварная, копеечная (разг.), короткая, кривая, лакейская, легкая, легкомысленная, ленивая, мелкая, надменная, неверная, нечистая, низкая, низменная, ограниченная, озлобленная, опустелая, ослепшая, подкупленная, подлая, праздная, преступная, продажная, пустая, пустопорожняя (разг.), рабская, слабая, слепая, строптивая, сумеречная, сумрачная, сухая, темная, трусливая, тряпичная (разг.), убогая, угрюмая, хилая, хитрая, хладная (устар.), холодная, циничная, черная, черствая, юродивая.
О темпераменте, силе чувств; о характере переживаний человека.
Азартная, артистическая, бездомная, безжизненная, беззаботная, безмятежная, безумная, бескровная, беспокойная, бесхитростная, больная, буйная, бунтующая, вдохновенная, властная, влюбленная, воспламененная, восторженная, впечатлительная, гордая, горделивая, горестная (устар.), горячая, грустная, дерзкая, доверчивая, дрожащая, дюжинная, живая, жизнерадостная, задумчивая, закаленная, замкнутая, издерганная, изломанная, измученная, изнывшая, искалеченная, истерзанная, кипящая, кроткая, мечтательная, многострадальная, молодая, мрачная, музыкальная, мятежная, мятущаяся, невинная, недужная (разг.), независимая, незыблемая, ненасытная, неподатливая, непреклонная, нетерпеливая, неуемная, неутоленная, ноющая, обескрыленная, огненная, одичалая, опытная, остылая, охладелая, очарованная, печальная, пламенная, пленная, покорная, поэтическая, придавленная, прозрачная, простая, прохладная, пылающая, пылкая, пытливая, разгульная, разочарованная, раненая, расколотая, расплывчатая, робкая, свободная, свободолюбивая, скованная, скорбная, смиренная, смирная, смущенная, смятенная, сонная, стоическая, страстная, строптивая, стыдливая, суровая, сухая, счастливая, терпеливая, томная, тоскующая, тревожная, тщеславная, увечная, умиленная, унылая, усталая, художническая, цыганская, чувствительная, энергичная, ярая (простореч). Вертучая, дремучая, жемчужная, клубничная, купоросная, озорливая, пороховая, ржавая, светоносная, сожженная, соломенная, сугробья, угловатая, хмурая, цветущая.
Толковый словарь Ефремовой
[душа]
ж.
1)
а) Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу.
б) Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.
2)
а) Внутренний мир человека.
б) Психические переживания как основа его жизни.
3)
а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.
б) Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.
4)
а) перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель.
б) Общий любимец в коллективе.
5) перен. Сущность, основа чего-л.
6) разг. Человек единица счета.
7) Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ.
Большой психологический словарь
(англ. soul; греч. ????; лат. anima).
1. Д. — в этнологическом отношении. Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание), свойственно, вероятно, всему человечеству, и м. б. констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых примитивных народов (см. Анимизм). Происхождение этого верования м. б. сведено, в конце концов, к самочувствию, к признанию своего «Я», своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. Это «Я», это нечто духовное, или, в более примитивном представлении, движущее начало, «сила», находящаяся в нас — и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о «Д.» (Энц. словарь Брокгауза и Эфрона, 1893, Т. 11, С. 277).
2. Д. до середины XIX в. была не только предметом философских и теологических размышлений, но и предметом изучения психологии. С нач. развития экспериментальной психологии Д. оставалась лишь номинальным предметом научной психологии, стремившейся уподобиться естественным наукам. Ее действительным предметом стала психика. Психология пожертвовала Д. ради объективности своей субъективной науки. Психологи не отрицают существования Д., но воздерживаются от ее изучения, стараются избегать щекотливых вопросов о ее природе, передают Д. и дух по ведомству философии, религии и искусства. Утрата Д. для психологии не безобидна. Она расплачивается за нее перманентным кризисом, доминантой которого является неизбывная тоска по целостности психической жизни. В поисках целостности психологи перебирают различные методологические принципы, порой нелепые (вроде принципов детерминизма или системности), ищут и перебирают различные единицы анализа, «клеточки», из которых выводимо все богатство психической жизни. В роли таких единиц выступали и выступают ассоциация, реакция, рефлекс, гештальт, операция, значение, переживание, установка, отношение, акт отражения, акция, действие и т. п. Безрезультатность подобных поисков заставляет психологов возвращаться к Д., размышлять о ее возможных функциях и возможной онтологии. Они вольно или невольно следуют рекомендации М. Фуко: К главкому идешь пятясь...
Многое в философских и психологических размышлениях о Д. сохранилось от мифологии (см. пункт 1). Аристотель рассматривал Д. как причину и нач. живого тела, признавал Д. сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью. Сущность же есть осуществление (энтелехия), т. о. Д. есть завершение такого тела. Значит, по Аристотелю, Д. есть сила. Важнейшая ее функция состоит в предвидении: «[Душа] есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть осуществленным» (О душе. — М., 1937. — С. 42). Д. ищет и ориентируется на будущее, которого еще нет, и сама набрасывает контуры будущих событий. Но она же, согласно И. Канту, воспринимает внутренние состояния субъекта, т. е. воспринимает и оценивает настоящее, без чего невозможен поиск и не нужно будущее. Значит, Д. как минимум жилица 2 миров: настоящего и будущего, обладающая к тому же формообразующей силой или энергией. Об этом же говорит Платон, миротворческая фантазия которого породила замечательный образ Д. Он уподобил ее соединенной силе окрыленной пары коней и возничего: добрый конь — волевой порыв, дурной конь — аффект (страсть). Возничий — разум, который берет что-то от доброго и что-то от дурного коня.
В большинстве смыслообразов Д. присутствуют с небольшими вариациями все перечисленные атрибуты Д.: познание, чувство и воля. У Августина главными способностями Д. выступают память, разум и воля. Если к.-л. из атрибутов отсутствует, Д. оказывается ущербной. Напр., Л. Н. Толстой писал, что полководцы лишены самых лучших человеческих качеств: любви, поэзии, нежности, философского сомнения. Наличие всех атрибутов Д. (разума, чувства, воли, добавим: и память) не гарантируют ее богатства. Глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство м. б. отравлены гордыней, завистью, которые опустошают Д., убивают дух. М. б. платоновской соединенной силе не хватает крыльев?! Подобное объяснение красиво. И хотя его трудно принять в качестве определения, из него следует, что Д. нельзя свести к познанию, чувству и воле. Д. — это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно полноценное развитие их самих.
Признание реальности Д. неминуемо влечет за собой вопрос о ее онтологии. Аристоксен (ученик Аристотеля) утверждал, что Д. есть не что иное, как напряженность, ритмическая настроенность телесных вибраций. В этом же духе рассуждал Плотин. Отвечая на вопрос, почему красота живого лица ослепительна, а на мертвом лице остается лишь след ее, он писал, что в нем нет еще того, что притягивает взгляд: красоты с грацией. А. Бергсон по этому поводу замечает: «Не зря называют одним словом очарование, которое проявляется в движении, и акт великодушия, свойственный Божественной добродетели, — оба смысла слова "grace" составляли одно».
Близкие мысли высказывали естествоиспытатели. А. Ф. Самойлов, оценивая научные заслуги И. М. Сеченова, говорил: «Наш известный ботаник К. А. Тимирязев, анализируя соотношение и значение различных частей растения, воскликнул: "лист — это есть растение". Мне кажется, что мы с таким же правом могли бы сказать: "мышца — это есть животное". Мышца сделала животное животным... человека человеком». Продолжая этот ход рассуждений, можно спросить, что есть Д.? Телесный организм занят. М. б. это есть грация или, в терминах Н. А. Бернштейна, живое движение? Именно на конечных участках действия Ч. Шеррингтон локализовал ее атрибуты (память и предвидение). К этому следует добавить утверждение Р. Декарта о том, что действие и страсть — одно. А. А. Ухтомский придал подобным размышлениям вполне определенную форму. Поставив перед собой цель познания анатомии человеческого духа (Н. В. Гоголь назвал бы его «душевным анатомиком»), Ухтомский ввел понятие функционального органа индивида. Такой орган есть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение. Он подобен вихревому движению Декарта. (Еще раз вспомним соединенную силу в метафоре Платона.) Такими органами являются: движение, действие, образ мира, воспоминание, творческий разум, состояния человека, даже личность. В своей совокупности они и составляют духовный организм. По мысли Ухтомского, эти органы, сформировавшись, существуют виртуально и наблюдаемы лишь в исполнении, т. е. в действии, в поступке, в эмпирическом действительном бытии. Здесь нет противоречия; так, остановку можно рассматривать как накопленное движение. Таков, напр., образ, представляющий собой эйдетическую энергию, накопленную по ходу его формирования. Такая энергия при санкции Д. и смелости духа воплощается в действие, в произведение. По сути дела Ухтомский пришел к выводу об энергийной проекции духовного организма (сочетание сил), в котором имеется место Д.
Было бы преждевременно и опрометчиво идентифицировать функциональные органы, которым нет числа, с Д., но нельзя не заметить, что они соприродны Д., поэтому она и может «распоряжаться» ими. Фихте говорил, что человек строит новые органы и функции Д. и сознанием намеченные, др. словами, Д. выполняет формообразующую функцию, о которой говорилось выше. Она и сама есть «форма форм». Бывает, что Д. и сознание намечают к созданию органы себе на погибель: «Душу сражает, как громом, проклятие: / Творческий разум осилил — убил» (А. Блок).
Принятие положения об энергийной природе Д. облегчает обсуждение вопросов о ее местоположении и функциях. В частности, становится понятным положение Гегеля: «Д. есть нечто всепроникающее, а не что-то существующее только в отдельном индивиде». Д. может находиться между людьми. Возможно даже единение душ. Д. — это дар моего духа другим (М. М. Бахтин). Именно в этом смысле Д. не может погибнуть, она переходит к другому. Конечно, если этот дар будет принят в себя другим, а если последний обладает благодарной памятью, Д. сохраняет авторство дарителя. Когда-то в рус. языке «духовная память» была эквивалентна «завещанию». Д. — удивительный дар, который от дарения не скудеет, прирастает: чем больше даришь, тем больше остается дарителю. Положение о том, что Д. есть дар духа, не противоречит гегелевскому определению духа: дух есть система движений, в которой он различает себя в моментах и при этом остается свободным. Значит, Д. соприродна не только функциональным органам, но и духу.
Еще одно: «место Д. там, где соприкасаются внешний и внутренний миры, где они проникают друг в друга. Оно в каждой точке проникновения» (Новалис). На языке В. Ф. Гумбольдта и Г. Г. Шпета это место между внешней и внутренней формами, в точках их взаимодействия и взаимопроникновения. Обе формы связаны отношениями взаимного порождения. Внешнее рождается внутри, а внутреннее рождается вовне. Находясь между ними или объемля их, Д., скажем мягко, координирует их взаимодействие. Возможно, Д. ощущает (сознает) неравенство внешней и внутренней форм и тем самым выступает источником идей, чувств, действий, в конце концов, источником и движущей силой развития. Сильная Д. трансформирует отрицат. энергию, порождаемую «избытком недостатка», в энергию положительную, в энергию созидания и достижений.
Элиот сказал: то, что впереди нас, и то, что позади нас, ничто по сравнению с тем, что внутри нас. В каждом человеке имеются археологические, или архетипические, пласты, виртуальные формы поведения, деятельности, знаний, опыта, нераскрытых способностей. Все они труднодоступны не только постороннему наблюдателю, но и их носителю. Бывает, что все это богатство, как вода, сковано льдом. «Д. расковывает недра» (О. Мандельштам) и т. о. позволяет им обнаруживать и реализовывать себя. Бодрствующая Д. всегда находится на грани, на пороге преобразований.
Итак, существует как минимум 3 пространства «между», или 3 границы, где располагается Д.: между людьми, внешней и внутренней формами самого человека, между прошлым и будущим. Она выполняет огромную работу, связывая все перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по вертикали. Идея пограничья Д. заслуживает самого пристального внимания. Бахтин писал, что культура не имеет собственной, замкнутой в себе территории: она вся расположена на границах. Каждый культурный акт существенно живет на границах: отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым и умирает. Так же обстоит дело с Д. Замкнувшись исключительно на себе или в себе, она деградирует.
Пограничье Д. не противоречит тому, что она может проявлять себя вовне. Шпет писал: «Вообще, не потому ли философам и психологам не удавалось найти "седалище Д.", что его искали внутри, тогда как вся она, Д., вовне, мягким, нежным покровом облекает "нас". Но зато и удары, которые наносятся ей, — морщины и шрамы на внешнем нашем лике. Вся Д. есть внешность. Человек живет, пока у него есть внешность. И личность есть внешность. Проблема бессмертия Д. была бы разрешена, если бы была решена проблема бессмертного овнешнения» (Соч. — М., 1989. — С. 363-365).
Д. м. б. также высокой и низкой, большой и малой, широкой и узкой, даже тесной. Поэты говорят, что Д. имеет свои пределы: пределы Д., пределы тоски. Значит, при всем своем пограничье, Д. имеет и свое пространство, но пространство совершенно особое. Пространство Д., ее чертоги не описываются метрическими и даже топологическими категориями, хотя свою топологию Д. имеет. Топология Д. не единственная, а множественная, топология не сциентистская, а гуманитарная, предполагающая взаимную, определяемую смыслом обратимость пространства и времени.
Пространство и время Д. — это предмет размышлений об увлекательной и бесконечной области хронотопии (см. Хронотоп) сознательной и бессознательной жизни человека. Поиски онтологии Д. должны быть продолжены. Д. не только намечает к созданию новые функциональные органы, но санкционирует, координирует и интегрирует их работу. Одновременно с этим она сама раскрывается все полнее и полнее. Возможно, в этой работе Д. таится искомая учеными и художниками целостность человека, являющаяся камнем преткновения для психологии, давно мечтающей собрать воедино уже детально изученные изолированные психические функции и ищущей законы их взаимодействия. (В. П. Зинченко.)
Краткий психологический словарь
— понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в философско-религиозной традиции и ориентированной на нее психологии Д. — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия «Д.» связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и т. д. Сновидения воспринимались как впечатления Д., покидающей во сне тело и обретающей независимое от него существование. Дальнейшее развитие представлений о Д. происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Уже в период античности было известно, что органом Д. является головной мозг (Алкмеон), сама же Д. представлялась одним из видов вещества: Д. как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смешение четырех элементов (Эмпедокл) и др. Впервые положение о неотделимости Д. от тела выдвинул Аристотель, согласно к-рому Д. у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. Это учение было преобразовано в идеалистическое (Фома Аквинский) в эпоху средневековья. В новое время Декарт отождествил Д. с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о Д. было заменено понятием о душевных явлениях.
В научной литературе (философской, психологической и др.) термин «Д.» не употребляется или используется очень редко — как синоним слова «психика». В повседневном словоупотреблении Д. по содержанию обычно соответствует понятиям «психика», «внутренний мир человека», «переживание», «сознание».
Словарь практического психолога
— понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. Вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе — ее «материальности» и «идеальности». Специальный трактат, посвященный душе, принадлежит Аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. Здесь душа определяется как сущность живого тела — особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна. С позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. Дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. В новое время Декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе — философской, психологической и прочей — термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко — как синоним слова психика. В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. Согласно К. Г. Юнгу, душа — некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное... Проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. Человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. Скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.
Философский словарь
термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.) В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в “потустороннем” мире. В идеалистической философии Д. отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля — низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуалистических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеме). В домарксовском материализме (Демокрит, метафизический материализм) Д. понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом Д., психическая деятельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материалисты допускали всеобщую одушевленность мира (Ги-лозоизм). В русле идеализма (неоплатонизм, Шеллинг, Соловьев) представления об одушевленной природе как организме выражались в идее “мировой души”. Научное объяснение человеческой психики дается в диалектическом материализме.
Философский энциклопедический словарь
ДУША (греч. psyche, лат. anima) – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа – в отличие от индивидуального духа (см. ДУХ) – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. ЧУВСТВО) и стремлений (витальная душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология. До нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о – душе, существующей независимо от тела. Развитие душевной жизни (греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически – детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. 4 Психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. Где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз – в определенной форме» (Штумпф). Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса. В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве, является господствующим. Против него выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. Представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией. Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 В. Бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Вильгельм Вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «Grundzьge der physiologischen Psychologie» (1908-1911) и «Vцlkerpsychologie» (1908 – 1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Па ладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно». Для современной психологии душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. ГЕШТАЛЬТКАЧЕСТВА) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (см. ОДУШЕВЛЕННОСТЬ, ПСИХОТЕРАПИЯ).
Философский энциклопедический словарь 2
        (греч. , лат. anima), понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутр. мир человека; в религии и идеалистич. философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д, восходит к анимистич. представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. С этим связано учение о метемпсихозе (переселении душ) в инд. религ. философии, в концепциях орфиков и пифагорейцев и др. В инд. филос. школах, опирающихся на авторитет Вед, учение о Д. развивалось в русле концепции атмана — субъективного духовного начала, индивидуального «Я». С теорией несуществования Д., её иллюзорности выступил буддизм.: Д. заменяется здесь непрерывным потоком психофизич. элементов существования — дхарм.
        Ранняя др.-греч. натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). Платон и неоплатонизм развивают учение о мировой Д. как одном из универс. принципов бытия. В понимании Аристотеля Д.— активное целесообраз-ное начало («форма», энтелехия) живого тела, неотделимое от него (трактат «О душе»; см также Псюхе). В ортодоксальных теистич. концепциях ср.-век. христ. и мусульм. философии Д. человека — созданное богом неповторимое бессмертное духовное начало, тогда как в пантеистич. аверроизме — только индивидуальное проявление единой духовной субстанции (т. н. монопсихизм).
        В новоевроп. философии термин «Д.» в собств. смысле стал употребляться для обозначения внутр. мира человека, его самосознания. Дуалистич. метафизика Декарта разделяет Д. и тело как две самостоят. субстанции; вопрос о взаимодействии их, начиная с Декарта, обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы. Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду. Кант выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеч. познания. В экспериментальной психологии, получившей развитие с сер. 19 в., понятие Д. вытесняется в значит. мере понятием психики.
        Каптерев П. Ф., Из истории Д., СПБ, 1890; Фpан к С. Л., Д. человека, ?., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762.
        см. также лит. к ст. Псюхе.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
Всеми жабрами души...;
ети (тебя в душу);
канифолить мозги;
полоскать душу;
пробурить душу
Энциклопедия афоризмов
ДУША И ТЕЛО
см.также ВОСКРЕСЕНИЕ, РЕИНКАРНАЦИЯ
Человек - это душонка, обремененная трупом.
•Эпиктет
Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои.
•Апостол Павел - 1-е послание к коринфянам, 6, 19
Адам и Ева положили начало массовому производству человеческого тела, зато Авель и Каин - души.
•Станислав Ежи Лец
Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.
•Екклесиаст, 6, 7
Есть режим для души, как есть режим для тела: надо уметь ему подчиниться.
•Петр Чаадаев
Я всегда боялся тех, кто требовал власти над душами. Что они делают с телами?
•Станислав Ежи Лец
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.
•Евангелие от Матфея, 10, 28
Откуда взяться гармонии между душой и телом, если душа всегда готова спасти себя ценой тела?
•Станислав Ежи Лец
Фрейд из души сделал второе тело, здоровенный кусок плоти.
•Кароль Ижиковский
Моя душа - убежденная католичка, но желудок, увы, протестант.
•Эразм Роттердамский, в ответ на упрек в том, что он разговелся в Великий пост
Если у женщины ты будешь прежде всего искать душу, то у некоторых непременно найдешь и тело.
•Юзеф Мацеевский
У нас так много слов для состояний души, и так мало - для состояний тела.
•Жанна Моро
Боже, избавь меня от физических мук, с душевными я и сам как-нибудь справлюсь!
•Альфред Капю
Какое коварство! Наши незримые души - узницы, и только грубая плоть бегает совершенно свободно.
•Станислав Ежи Лец
Глаза - зеркало души. Только чтобы мухи не узнали об этом.
•Станислав Ежи Лец
Человек состоит из тела, души и паспорта.
•Автор неизветен
Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, - это кошелек.
•Томас Карлейль
Обладает ли астральное тело душой?
•Станислав Ежи Лец
Заботься о теле! Душа все равно бессмертна.
•«Пшекруй»
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДУША


будет выглядеть так: Что такое ДУША