ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Duccio di Buoninsegna)
(около 1255—1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы (См. Сиенская школа) живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало-византийской живописи и французской готической миниатюры. Произведениям Д. ди Б. свойственны, однако, отдельные черты искусства Проторенессанса. Созданные художником алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной, изысканной цветовой гаммой («Мадонна со святыми», Национальная пинакотека, Сиена; «Мадонна Ручеллаи», 1285, Галерея Уффици, Флоренция) отличаются лиризмом, эмоциональной выразительностью утончённого линейного ритма. В главном произведении — алтарном образе сиенского собора «Маэста» (двусторонний полиптих, 1308—11, основная часть — ныне в Музее собора, Сиена) с изображением Мадонны в окружении святых и ангелов на лицевой стороне и сцен «страстей» Христа на оборотной стороне — Д. ди Б., не порывая окончательно со средневековыми канонами, стремится придать большую жизненность и убедительность традиционным композиционным схемам, передать пространство и объём. Существуют разные варианты реконструкции полиптиха.
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.—Л., 1939, с. 110—117; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 2, М., 1959, с. 157—165; Brandi С., Duccio, Firenze, 1951; Carli E., Duccio, Mil., 1962.
И. Е. Данилова.
Дуччо ди Буонинсенья. «Мадонна Ручеллаи». 1285. Галерея Уффицы. Флоренция.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Duccio di Buoninsegna)
(ок. 1255-1319), итальянский живописец, основоположник сиенской школы.
Первое упоминание о нем относится к 1278 и связано с украшением ларцов для
городского архива Сиены. Его главное произведение - алтарный образ
Сиенского собора Мадонна во славе (Маэста) (1308-1311). В средней части
(ее размер 3ґ7 м) изображена Богоматерь - Царица Небесная, в окружении
пророков, святых и ангелов; на обороте - клейма с евангельскими сценами.
Искусство Дуччо близко изящной французской готической скульптуре и
миниатюре. На него оказали сильное влияние и местные традиции иконописи,
византийские по своему происхождению: темперная техника живописи,
использование золотого фона, застывшие позы персонажей и т.д. Как и для
других произведений средневекового искусства, созданных прежде всего для
украшения церквей, для работ Дуччо характерно использование драгоценных
материалов, обилие деталей и тщательность исполнения. Контуры предметов
очерчены плавными и текучими линиями, бесплотные фигуры грациозны и как
будто парят в воздухе, рисунок плоскостный и орнаментальный. |
|
|