Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДОГМАТИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты. В противоположность Д., диалектика включает в понимание истины не только момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и развития всех истин и конкретного подхода к применению их на практике. Марксизм требует «...помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 138). Термин «Д.» введён древними греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможности достижения истинного знания; они называли догматиками философов, делавших какие-либо утвердительные выводы о субстанциях вещей. В средние века пирронисты (последователи Пиррона) выступали с обвинениями в Д. перипатетиков (последователей Аристотеля), выдвигая чисто релятивистский принцип: обо всём познаваемом следует говорить «мне так кажется», а что есть на самом деле, то не может быть утверждаемо. И. Кант считал, что Д. — это всякое познание, совершённое без предварительного исследования его возможностей и предпосылок. В понимании Гегеля Д. — это метафизика, односторонне рассудочное мышление: «догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения», тогда как диалектическое мышление «... не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными» (Соч., т. 1, М.—Л., 1929, с. 70). Марксистская, материалистическая диалектика с её принципом «абстрактной истины нет, истина конкретна» — антипод метафизической рассудочности Д.
         Е. П. Ситковский.
         Догматизм в рабочем движении характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах.
         Д. присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму «левого толка», который на практике смыкается с политическим авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматическим пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мёртвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистическая революция может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.
         Оппортунистическим взглядам меньшевиков также был присущ Д. Цепляясь за отдельные положения марксизма, которые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творческого развития, против ленинизма. Ссылаясь на опыт буржуазных революций 19 в. в странах Западной Европы, ведущей силой в которых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др.
         Внутри РКП(б) на позиции Д. стояли «левые коммунисты», которые, жонглируя фразами о революционной войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. «Революционная фраза, — писал в то время Ленин, — есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 343).
         Одним из порождений Д. является сектантство (см. Сектантство в рабочем движении). В период революционного подъёма, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России, ошибки сектантско-догматического характера проявились у некоторых деятелей коммунистических партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и некоторых др. стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять марксизм к специфическим условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революционный опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране.
         Ленин в труде «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» (1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматические ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против «левизны» в коммунистическом движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революционной волны (с конца 1920—21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям «теорию наступления», которая носила явно авантюристический характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революционных сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с «левооппортунистическими» взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистического движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифашистской борьбы, проявились новые сектантско-догматические ошибки.
         Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий народный фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939—45 к выдающимся победам антифашистских сил. Наивысшим достижением политики сплочения всех демократических сил под руководством рабочего класса явились народно-демократические революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в некоторых странах было осложнено проявлениями Д., механическим копированием имевшегося опыта. Догматическо-сектантские ошибки имели место и у некоторых коммунистических партий капиталистических стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства.
         Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Д., но при этом они отличают догматические ошибки некоторых участников революционного движения, вытекающие из их политической неопытности и незрелости или неумения определять тактическую линию с учётом изменений политической обстановки, от Д. врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отдельные марксистско-ленинские положения в целях, ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему и национально-освободительному движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской компартии, прикрывающего свои великодержавно-националистические цели лжемарксистской «левой» фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом, националистическом духе.
         Вся практическая деятельность КПСС, успехи мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских «теорий» прошлых и современных догматиков. Необходимость борьбы с Д. и сектантством была особо отмечена на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 подчёркивалось, что коммунисты будут «... последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328—29).
         Лит.: Ленин В. И., Письма о тактике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 131—44; его же, Детская болезнь “левизны” в коммунизме, там же, т. 41, с. 46, 74, 78—79, 87—89; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, Письмо Инессе Арманд, там же, т. 49, с. 328—29; Ленин В. И., Против догматизма и начетничества. Сб. ст., М., 1957; Коммунистический Интернационал в документах. 1919—1932, М., 1933; О преодолении культа личности и его последствий, в кн.: КПСС в резолюциях, ч. 4, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС, М., 1971.
         П. В. Куцобин.
Современная Энциклопедия
ДОГМАТИЗМ, одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами.
Орфографический словарь Лопатина
догмат`изм, догмат`изм, -а
Словарь Ожегова
ДОГМАТ’ИЗМ, -а, муж. Некритическое мышление, опирающееся на догмы.
прил. догматический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ДОГМАТ’ИЗМ, догматизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). Приверженность к догматическому изложению.
Толковый словарь Ефремовой
[догматизм]
м.
Некритическое мышление, оперирующее на догмы.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ДОГМАТИЗМ - англ. dogmatism; нем. Dogmatismus. Умственная установка, опирающаяся на догмы, неизменные понятия, формулы, вечные истины.
Новый философский словарь
(греч. dogma - мнение, учение, постановление)
термин, введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал Д. всякое познание, не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал Д. как метафизическое рассудочное мышление. Д. - это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету. Д. как антиисторичский, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практически-политических проблем явился одной из причин появления кризисных явлений в экономике, социальной и духовной сферах, ибо авторитарные оценки и суждения стали непререкаемыми истинами, подлежащими лишь комментированию. Все, что не укладывалось в прокрустово ложе догматического мышления и практики "всеобщего восхищения", считалось сомнительным и подозрительным. Почвой для произрастания Д. являются невежество и корыстное приспособленчество властвующих партийных и государственных структур.
Р.Н. Дождикова
Философский словарь
(греч. dogma — мнение, учение, постановление) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции. Гносеологические корни Д. — явное или неосознанное игнорирование динамичности, конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение диалектики абсолютного и относительного в ней. Последнее сопровождается гипертрофией к.-л. из сторон истины, истолкованием их как раз и навсегда данных, т. е. вполне безусловных, непреложных, не требующих дальнейшего опытного и логического обоснования и проверки. Психологический фундамент Д. — слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным канонам, формулам, устоям жизни. Социальные основания Д. — корпоративный (классовый, групповой) или личностный эгоизм, заинтересованность в поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д. в политике сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировйдение и мировосприятие, ведет к разрыву слова н дела, теории и практики, обусловливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы с Д. — творческое позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы реальности, объективных фактов. Схе-матически-окостеневшему, догматическому мышлению диалектический материализм противопоставляет мышление, основанное на принципе конкретности истины, к-рый ориентирует на рассмотрение данной истины в четко определенном контексте и с учетом объективной области ее применимости, условий формирования и функционирования. Одна из осн. задач перестройки — формирование идеологии обновления, нового политического мышления, что предполагает прежде всего преодоление догматического мышления, устаревших стереотипов и т. п.
Философский энциклопедический словарь 2
        антиисторич. недиалектич. схема-тически-окостеневший тип мышления, при котором ана-лиз и оценка теоретич. и практич. проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий места и времени. Термин «Д.» введён др.-греч. скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможность истинного знания и обвинявшими в Д. философов, делавших к.л. утвердит. выводы о субстанции вещей, В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Кант считал Д. всякое познание, не основанное на предварит. исследовании его возможностей и предпосылок. Для Гегеля Д. — это метафизич., рассудочное мышление.
        Гносеологич. основа Д. — одностороннее отношение к истине, признание в ней абс. момента при одновременном игнорировании её относительности. Психологически Д. покоится на слепой приверженности к однажды выработанным или усвоенным приёмам и способам познания и деятельности. Социальные истоки Д. связаны с классовой, групповой, а подчас и индивидуальной заинтересованностью в отстаивании, сохранении и упрочении определ. положений и представлений, обеспечивающих стабильное положение субъекта. Непременным признаком Д. является отрыв теории от практики. В. И. Ленин подчёркивал: «Не может быть догматизма там, где верховным и единствен-ным критерием доктрины становится — соответствие ее действительным процессам общественно-экономического развития» (ПСС, т. 1, с. 309). Абстрактно-догма-тич. мышлению материалистич. диалектика противопоставляет положение о том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это предполагает всесторонний учёт диалектич. взаимосвязей исследуемого объекта, учёт тенденций его развития (см. Истина).
        Д. в междунар. коммунистич. и рабочем движении присущ как правому, так и «левому» оппортунизму. Решит. борьба с Д. — важнейшая предпосылка творч. развития теории и успешной практической деятельности.
        Ленин В. И., Против Д., сектантства, «левого» оппортунизма. [Сб.], ?., 19713; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Парамонов Н. 3., Критика Д., скептицизма и релятивизма, М., 1973; 3 а б о т и н П. С., Преодоление заблуждения в науч. познании, М., 1979.
Энциклопедия афоризмов
ДОГМА, ДОГМАТИЗМ
Догма - это попытка создать палку об одном конце.
•Данил Рудый
Старую догму не выучишь новым трюкам.
•Дороти Паркер
Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.
•Людвиг Фейербах
Если в этих книгах говорится то же, что в Коране, они излишни; а если другое - они вредны.
•Так будто бы сказал халиф Омар, приказывая сжечь свитки Александрийской библиотеки
Тоталитарное государство устанавливает неопровержимые догмы и меняет их со дня на день.
•Джордж Оруэлл
Догматизм есть цельность духа; творящий - всегда догматичен, всегда дерзновенно избирающий и творящий избранное.
•Николай Бердяев
Все творцы - догматики, образ и подобие Единого Творца - Догматика. Творчество и есть позитивный догматизм. Отрицательный же критицизм есть иссякание творчества.
•Николай Бердяев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДОГМАТИЗМ


будет выглядеть так: Что такое ДОГМАТИЗМ