|
|
|
|
|
ДОБРОДЕТЕЛЬ |
Русская цивилизация |
в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Добродетель ведет к спасению и блаженству. Высшая добродетель — в полном самоотречении ради спасения ближних. «Не место может украсить добродетель, но добродетель место» («Пчела», XII — XIII вв.). «Беспорочность поставляет себе правилом не делать того другому, чего бы не пожелал себе. Добродетель распространяет это правило гораздо далее и велит делать то другим, чего бы пожелал себе» (Д. И. Фонвизин).
О. Платонов |
Идеографический словарь |
^ достоинства
^ мораль
добродетель - моральные достоинства.
праведность - сознательное соблюдение морали.
v УВАЖЕНИЕ
см. религиозность |
Орфографический словарь Лопатина |
доброд`етель, доброд`етель, -и |
Словарь Ожегова |
ДОБРОД’ЕТЕЛЬ, -и, жен. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-н. |
Словарь Ушакова |
ДОБРОД’ЕТЕЛЬ, добродетели, ·жен. (·книж. ). Положительное нравственное качество человека. «Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко.» Некрасов. |
Толковый словарь Ефремовой |
[добродетель]
ж.
1)
а) Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок).
б) Высокая нравственность, моральная чистота.
2) устар. Доброе дело, благодеяние. |
Этимологический словарь Крылова |
Заимствование из старославянского, где было образовано методом кальки с греческого euergetis: сложением добро и дателъ (производного от дъть – "дело"). См. <<деятель>>. |
Философский энциклопедический словарь |
ДОБРОДЕТЕЛЬ – постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность – между необузданностью и бесчувственностью; храбрость – между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость – между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость – между скупостью и расточительством; кротость – между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. Для Эпикура добродетель – верное понимание условий истинной радости. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием. Систему добродетелей разработал Гейлинкс. По определению Канта, «добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Для Гете добродетель – «истинно подходящее в каждом положении». В согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см. также ШЛЕЙЕРМАХЕР, ЭТИКА). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ДОБРОДЕТЕЛЬ
будет выглядеть так: Что такое ДОБРОДЕТЕЛЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|