Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЮГИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Duguit)
        Леон (4.2.1859, Либурн, департамент Жиронда, — 18.12.1928, Бордо), французский учёный, теоретик права и государства, профессор права в университете в Бордо (1886). В начале научной деятельности — сторонник органической школы, позднее — один из создателей так называемого Солидаризма, согласно которому сущность, функции и цели буржуазного права и государства основываются на принципе солидарности всех членов общества. Концепция солидаризма Д. противостояла марксистскому учению о классовой борьбе, но была направлена также против буржуазно-индивидуалистических представлений эпохи промышленного капитализма. Д. выдвинул тезис о «социализации» основных институтов буржуазного права и прежде всего собственности. Частная капиталистическая собственность выступает у Д. как «социальная функция», служащая обществу в целом. На основе этой концепции Д. выработал ряд юридико-практических рекомендаций, способствовавших развитию монополистического капитала и государственно-монополистических тенденций. Д. отрицал идею невмешательства буржуазного государства в экономическую жизнь, говорил, перекликаясь с кейнсианством, о превращении буржуазного государства в «организацию публичных служб». В качестве важного средства реализации принципа солидаризма Д. выдвинул идею синдикализма, т. е. профессионально-корпоративного представительства в государственной власти всех слоёв населения. Хотя сам Д. был сторонником буржуазной демократии, многие его положения (корпоративизм, отрицание субъективных и др. прав) стали составной частью идеологии итальянского и германского фашизма. Этим в значительной мере объясняется падение авторитета дюгизма после 2-й мировой войны 1939—45, хотя в целом Д. оказал определённое влияние на развитие буржуазной политической и правовой идеологии.
         Соч.: Des fonctions de l'Etat moderne, P., 1894; L'Etat, le droit objectif et la loi positive, P., 1901; Le droit social, le droit individuel et la transformation de l'Etat, P., 1908 (рус. пер. — Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства, М., 1909); Общие преобразования гражданского права со времен кодекса Наполеона, пер. с франц., М., 1919; Traite de droit constitutionnel, 2 ed., v. 1—5, P., 1921—25, 3 ed., v. 1, P., 1927.
         В. А. Туманов.
Современная Энциклопедия
ДЮГИ (Duguit) Леон (1859 - 1928), французский юрист. Сторонник социологической юриспруденции. Выдвинул идею социальной солидарности как основу объединения людей в обществе и основу права, соответственно идею социальной функции права. Хотя Дюги не был сторонником авторитарных режимов, он предложил концепцию синдикализма (корпоративности общества), полагая, что это приведет к политическому и правовому плюрализму. Труды по теории государства и права, конституционному праву, гражданскому праву.
Энциклопедия Юриста
(Duguit)
Леон (1859- 1928) - известный французский юрист, декан юридического факультета в Бордо (с 1886 г.). один из авторов теории "надклассового" корпоративного государства (солидаризма).
В основу теории права Д. были положены достижения французских социологов - научный позитивизм О. Конта и разработанный Э. Дюркгеймом тезис о том. что по мере углубления общественного разделения труда социальная сплоченность в обществе возрастает, так как общие и индивидуальные потребности людей могут быть удовлетворены только за счет взаимопомощи и обоюдного обмена услугами. В соответствии с этим под солидарностью Д. понимает факт взаимной социальной зависимости, соединяющей между собой - в силу общности потребностей и разделения труда - "членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы". Солидарность представляет собой закон общественного организма, в соответствии с которым этот организм функционирует.
Стремясь упразднить из правовой теории "метафизические" и "индивидуалистические" конструкции,"унаследованные" от догматического правоведения, Д. в своих научных трудах подверг критике и переоценке такие традиционные юридические институты и понятия, как государственный суверенитет, публичная власть, субъективное право, частная собственность, индивидуальные права личности; представил собственное видение предмета конституционного права.
Теории частного -права как сферы господства индивидуальной свободы Д. противопоставил концепцию права как социальной функции. Вслед за Дюркгеймом Д. развивает утверждение, что право есть лишь "непосредственный результат социальных фактов", поскольку оно представляет собой один из аспектов общественной солидарности. Исходя из того, что каждый член общества обязан поддерживать социальную сплоченность, Д. отрицает идею субъективных частных прав и вводит понятие "социаль
ной нормы" - нормы объективного права, которое не зависит от произвольного волеизъявления отдельных лиц. Он утверждает, что, признавая за человеком автономию воли. личные права и т.п., государство лишает себя возможности вмешиваться в его деятельность и налагать на него позитивные обязанности. Таким образом, место права в учении Д. занимают обязанности: "Никто не имеет другого права, кроме права всегда выполнять свой долг". На тех же основаниях Д. отрицает и понятие публичного права. Провозглашая тезис "публичная власть есть просто факт", Д. разоблачает "миф" о государственном суверенитете: государство не является чем-то отличным от индивида, оно - лишь проявление индивидуальной воли правителей, которые обязаны выполнять соответствующие социальные функции, т.е. организовывать и контролировать работу публичных служб. Государство в его прежних формах - римская, якобинская, королевская и т.п. власть "как пустая схоластическая конструкция" - исчезает, а на смену ей приходит новый государственный порядок - "более гибкий, более гуманный, больше защищающий индивида". В основе этого нового порядка - две составляющие: с одной стороны, идея социальной нормы, отражающая факт взаимозависимости человечества вообще и членов одной социальной группы в частности, а с другой стороны - децентрализация, идея синдикального федерализма как нового способа общественного взаимодействия. Синдикат, профессионально-корпоративное представительство всех слоев населения, по мнению Д., могли бы составить альтернативу парламенту и служить воплощением идеи сотрудничества и взаимоограничения властей. Разрабатывая тему "социальной нормы", основанной на соединяющей людей взаимной зависимости. Д. выдвинул тезис о социализации основных институтов буржуазного права, в том числе собственности. Существование частной собственности не оспаривается,однако Д. доказывает.что право собственности и обусловленное ею определенное экономическое поло
жение предоставляют индивиду основания для власти, а власть в свою очередь обязывает его выполнять соответствующие общественные функции - социальную миссию. Таким образом, собственность социализируется, служа не только собственнику, но и всему обществу.
В конечном итоге Д. предстает защитником социально-юридического, т.е. позитивистского и социологического понимания права, но с некоторым отступлением в пользу естественно-правовой традиции. Разработанная им теория солидаризма оспаривает одновременно и марксистское учение о классовой борьбе, и принципы буржуазного индивидуализма, характерные для ранней стадии развития капиталистического общества. На основе своей концепции Д. разрабатывает ряд теоретических и практических рекомендаций, способствовавших развитию государственно-монополистических тенденций. Он проповедует децентрализацию и самоуправление,отрицает идею невмешательства государства в экономику, но в то же время выступает против государственного воздействия на процесс превращения социальных норм в правовые. Взгляды Д. оказали благоприятное воздействие на развитие политического и правового сознания Новейшего времени. Однако, несмотря на то что сам Д. был сторонником буржуазной демократии, двойственность и противоречивость его концепции позволили использовать его идеи в самых различных целях, в частности в социалистической юриспруденции и в идеологии фашизма для обоснования категорий долженствования, усиления власти государства, ликвидации частного права и т.п.
Соч.: Конституционное право. СПб., 1908; Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909.
Лит.: Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996; История политических и правовых учений. XX в. М., 1995; Т ума -нов В.А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971.
Жуковская П.Ю.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЮГИ


будет выглядеть так: Что такое ДЮГИ