ДИССОНАНС |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу)
в стихосложении, вид рифмующего созвучия, в котором не совпадают ударяемые гласные, например: слово — слева — слава. Звуковой повтор в Д. строится на согласных звуках, поэтому его иногда называется консонансом (от франц. consonne — согласная). Д. вошёл в поэтическую практику лишь в 20 в. как редкий, но выразительный приём. Например:
На побережье после бури
Твоих камней я слышу хруст,
О, море, самый умный в мире
Художник-абстракционист!
(Л. Н. Мартынов).
II
Диссонанс
в музыке, звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, см. Какофония). Понятие Д. противостоит понятию Консонанса. К Д. относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов; условно к Д. относят и кварту по отношению к басу. С математико-акустической точки зрения Д. представляет более сложное отношение чисел колебаний (длин струн); различие между консонансом и Д. оказывается только количественным, а граница между ними — условной. С точки зрения музыкальной психологии Д. сравнительно с консонансом является созвучием более напряжённым, неустойчивым; в системе мажора и минора качественное различие консонанса и Д. достигает степени противоположности, контраста и представляет большую эстетическое ценность. Учение о композиции всегда учитывало это различие в восприятии диссонирующих и консонирующих созвучий. До 17 в. условием применения Д. было полное его подчинение консонансу — правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс; в 17—19 вв. обязательным правилом было лишь разрешение Д.; с конца 19 в. и в особенности в 20 в. диссонанс всё чаще применяется самостоятельно — без приготовления и без разрешения.
Лит.: Гарбузов Н. А., О консонирующих и диссонирующих интервалах, «Музыкальное образование», 1930, № 4—5; Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, «Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова», 1941, т. 10; Тюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Stumpf С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898; Riemann Н., Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб.: Praludien und Studien, Bd 3, Lpz., 1901.
Ю. Н. Холопов.
|
Орфографический словарь Лопатина |
диссон`анс, диссон`анс, -а |
Словарь Даля |
муж., ·*франц. нестройность муз. звуков; разладица, разнозвучие, разногласие, разноглас, несоглас, разнота, рознь, ·противоп. созвучие, согласие, соглас. |
Словарь Ожегова |
ДИССОН’АНС, -а, муж.
1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков, неслитное звучание тонов; противоп. консонанс (спец.). Д. в хоре.
2. перен. То, что вносит разлад, вступает в противоречие с чем-н.; несогласованность, несоответствие. Внести д. в общую беседу.
прил. диссонансный, -ая, -ое (к 1 знач.). |
Словарь синонимов Абрамова |
см. разногласие |
Словарь Ушакова |
ДИССОН’АНС, диссонанса, ·муж. (·лат. dissonantia - разноголосица).
1. Негармоничное сочетание музыкальных звуков (муз.).
2. перен. Явление, вносящее разлад во что-нибудь, резко отличающееся от всего прочего, противоречащее общему порядку (·книж. ). Его пессимистическое заявление явилось диссонансом общему бодрому настроению. |
Толковый словарь Ефремовой |
[диссонанс]
м.
1) Нарушение гармонии, благозвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов (в музыке) (противоп.: консонанс).
2) перен. То, что не соответствует, противоречит чему-л., вносит разлад, нарушая гармонию. |
Литературная энциклопедия |
см. «Рифма». |
Словарь практического психолога |
— отсутствие гармонии в чем-либо; несоответствие, противоречие, разлад. |
Философский энциклопедический словарь |
ДИССОНАНС (от лат. dissonus разноголосый, нестройный) – неблагозвучие, разлад, раздор. |
|
|