Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЕССУАР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Dessoir)
        Макс (8.2.1867, Берлин, — 19.7.1947, Кёнигштейн), немецкий философ и психолог. Профессор Берлинского университета (с 1897). В области эстетики, в противовес психологическому подходу к произведению искусства, развил представление о нём как об объективном формообразовании. Явился одним из основоположников так называемого общего искусствознания, противопоставленного им в качестве описательной позитивной науки эстетике как оценочной дисциплине. С 1906 издавал журнал «Zeitschrift fur Asthetik und allge-meine Kunstwissenschaft». В области психологии занимался критическим исследованием так называемых оккультных феноменов, введя для их обозначения термин Парапсихология, получивший впоследствии всеобщее распространение.
         Соч.: Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906, 2Aufl., 1923; Vom Jensеits der Seele, Stuttg., 1917, 6 Aufl., Sttutg., 1967; в рус. пер. — Очерк истории психологии, СПБ, 1912.
Современная западная философия
ДЕССУАР, ДЕССАУЭР (Dessauer) Макс (1867-1947) - нем. философ, эстетик и психолог, интересовался также парапсихологией. Учился у <<Дильтея>> и <<Брентано>>, проф. Берлинского ун-та (1897-1935). Выдвинул концепцию «всеобщей науки об искусстве», в 1908 основал «Журнал по эстетике и всеобщей науке об искусстве». В 1935 был отстранен нацистами от всех должностей, получил место в ун-те Франкфурта-на-Майне лишь после войны. Д. считал традиционное историческое изучение искусства односторонним, поскольку оно не раскрывает глубинную и многообразную жизнь произведений. Всеобщее искусствознание должно изучать искусство от самых элементарных и первичных его проявлений (творчество первобытных народов, детское творчество) до самых сложных и развитых форм. При этом используются методы различных наук - психологии, физиологии, логики, этнографии, парапсихологии, психоанализа и т.п. В отличие от традиционной эстетики Д. предлагал изучать не столько эстетические переживания творцов, сколько эстетические переживания людей, воспринимающих искусство. В структуру эстетического переживания входят: общее впечатление (Gesamteindruck), при котором воспринимаемый объект «нравится или не нравится»; наблюдение, восприятие «вещественного» - того, что взволновало в воспринимаемом объекте, его содержания; эстетическое наслаждение, возникающее как своеобразный результат проникновения в содержание и форму произведения искусства. В эстетическом наслаждении находит разрешение та особая напряженность, которая возникает между произведением искусства и человеком, воспринимающим его. Д. стремился рассматривать явления искусства и культуры с позиции единого и цельного созерцания (Zusammenschau), он повсюду искал общность, глубинное единство, связывающее явления реальной жизни с явлениями искусства и культуры, сознательного и бессознательного, посюстороннего и сакрального духовного мира.
Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft. Stuttgart, 1906.
ДЕСТРУКЦИЯ -, одно из центральных понятий фундаментальной онтологии <<Хайдеггера>>, означающее прояснение оснований философских конструкций. В качестве позитивного усвоения прошлого Д. есть прочтение предшествующей, прежде всего античной, мысли в свете того исходного опыта, который позволил ей выработать ранние и до сих пор определяющие концепции бытия. Тем самым Д., с одной стороны, выявляет возможности, открытые начинателями традиции и впоследствии затемненные, а с другой - ориентирует на самостоятельное, предельное осмысление бытия. Историко-философское исследование понимается при этом как одна из возможностей актуального человеческого существования, находящего собственный смысл в своем конкретном времени. История философии тем самым включается в то событие, каким является человеческое присутствие в мире, и неотделима от бытийного <<понимания>>. Неотъемлемая <<историчность>> человеческого существа искажена <<историзмом>>, чей лозунг воссоединения с историей игнорирует сущностную укорененность присутствия в своем прошлом; одновременно отрывается от своих корней в бытийном опыте и традиция. Негативный аспект Д. направлен не на прошлое, а только на господствующую отчужденность от истории в историзме, будь она доксографического, духовно-исторического или проблемно-исторического толка. Путем Д. их конструктов Хайдеггер приходит к не зафиксированному в текстах античной философии, но определяющему для нее пониманию истины как открытия и открытости (непотаенности, алетейи). Под влиянием хайдеггеровской Д. возникли такие подходы, как <<деконструкция>> у <<Деррида>> и «дезобструкция» у Ф. Везена.
Философский энциклопедический словарь
ДЕССУАР (Dessoir) Макс (род. 8 февр. 1867, Берлин – ум. 19 июля 1947, Кенигштейн) – нем. психолог; в 1897 – 1934 – профессор в Берлине, в 1947 – во Франкфурте; работал в области исследования и критики парапсихологических явлений, пытался дать определение сущности эстетических переживаний и новую систему искусствоведения. В 1906 основал «Журнал эстетики и общего искусствознания». Осн. произв.: «Das Doppel-Ich», 1890; «Geschichte der neueren deutschen Psychologie», 1894; «Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1906; «Vom Jenseits der Seele», 1917; «Vom Diesseits der Seele», 1923; «Okkultismus in Urkunden», 1925; «Buch der Erinnerungen», 1946; «Das Ich, der Traum, der Tod», 1947; «Psychologische Briefe», 1948.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЕССУАР


будет выглядеть так: Что такое ДЕССУАР