Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЕЛЬВИГ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Дельвиг
        Андрей Иванович [13(25).3.1813, с. Студенец, ныне Донское Липецкой обл., — 20.1(1.2).1887, Петербург], русский инженер, генерал-лейтенант инженерного корпуса (1868), мемуарист. Двоюродный брат поэта А. А. Дельвига. В 1832 окончил Петербургский институт путей сообщения. Д. принимал участие в техническом руководстве и организации строительства многих инженерных сооружений, в том числе водопровода в Москве и Н. Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др. Проведённые под его руководством в 1853—58 работы по переустройству Мытищинского водопровода намного улучшили водоснабжение Москвы. В 1861—71 занимал ряд высших постов в министерстве путей сообщения, ввёл сохранившееся доныне на железной дороге деление на «службы». С 1871 сенатор. По его инициативе были созданы технические ж.-д. училища. Д. — один из организаторов и первый председатель (1867—70) Рус. технического общества. Мемуары Д. содержат воспоминания об А. С. Пушкине, А. А. Дельвиге, Н. В. Гоголе, П. Я. Чаадаеве, А. И. Герцене и др. Демидовская премия.
         Соч.: Руководство к устройству водопроводов, М., 1856; Полвека русской жизни. Воспоминания. 1820—1870, т. 1—2, М. — Л., 1930.
         Лит.: Фальковский Н. И., История водоснабжения в России, М. — Л., 1947.
II
Дельвиг
        Антон Антонович [6(17).8.1798, Москва, — 14(26).1.1831, Петербург], русский поэт, барон. Окончил в 1817 Царскосельский лицей, где сблизился с А. С. Пушкиным. Начал печатать стихи ещё будучи лицеистом. В 1818 избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В поэзии выступил оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.). Основные жанры его лирики — подражания древнегреческим поэтам (идиллии) и стихи в духе рус. народных песен. Увлечение античностью было связано для Д. с романтическими поисками гармонической простоты и естественности чувства. Несмотря на свою камерность, лирика Д. сыграла видную роль в развитии поэтических форм и метрической техники (Д. одним из первых в рус. поэзии разработал форму сонета). Пушкин писал, что в его стихах «...заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял» (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 316). С 1825 Д. издавал альманах «Северные цветы» (1825—31), с 1830 (совместно с Пушкиным) «Литературную газету» (1830—1831). Оба издания объединяли поэтов пушкинского круга и защищали их позиции в литературной борьбе 20-х гг. Некоторые песни Д. положены на музыку: «Соловей» (музыка А. А. Алябьева), «Не осенний мелкий дождичек» (музыка М. И. Глинки).
         Соч.: Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст. Б. Томашевского, 2 изд., Л., 1959; Стихотворения, М. — Л., 1963.
         Лит.: Верховский Ю. Н., Барон Дельвиг. Материалы биографические и литературные, П., 1922; Розанов И. Н., Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
Современная Энциклопедия
ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798 - 1831), русский поэт, друг А.С. Пушкина. Издавал альманахи "Северные цветы" (1825 - 1831) и "Литературную газету" (1830 - 31). Лирические стихи в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен ("Соловей", "Не осенний мелкий дождичек").
Русская цивилизация
Антон Антонович (6.08.1798-14.01.1831), поэт, критик, журналист. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. С 1824 издавал альманах «Северные цветы», в 1830 редактировал «Литературную газету». После конфликта с шефом жандармов масоном Бенкендорфом газета была закрыта. Это событие, наряду с семейными неурядицами, повлекло болезнь и скоропостижную смерть поэта.
Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни «Соловей мой, соловей» (1826, комп. А. А. Алябьев) и «Не осенний мелкий дождичек...» (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ДЕЛЬВИГ Андрей Иванович (1813-1887), инженер, генерал-лейтенант инженерного корпуса (1868). Руководил строительством водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, железных и шоссейных дорог и др. Один из организаторов и первый председатель (1866-70) Русского технического общества. С 1871 сенатор. Автор мемуаров с воспоминаниями об А. С. Пушкине, А. А. Дельвиге, Н. В. Гоголе, А. И. Герцене и др.
2.
ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798-1831), русский поэт. Друг А. С. Пушкина. Издавал альманах "Северные цветы" (1825-31) и "Литературную газету" (1830-31). Элегии, лирические стихи в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен ("Соловей", "Не осенний мелкий дождичек").
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Антон Антонович (1798-1831) – рус. поэт) ДЕЛЬВИГУ Загл. АБ899 (I,401.3); Ты, Дельвиг, говоришь: минута – / вдохновенье, Оно пройдет... ib.; Братья! Взгляните в даль! Дельвиг и Пушкин, Дел и сердец хрусталь... Цв922 (II,85); О Дельвиге писал наш Александр, О черепе выласкивал он Строки. Ес925 (III,61)
Литературная энциклопедия
Антон Антонович [1798—1831] — поэт, видный лит-ый деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке — помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.). Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение — патриотическая ода «На взятие Парижа» — помещено в «Вестнике Европы» в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха «Северные цветы» ставит Д. в центр лит-ой деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, «друга и советника» старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных лит-ых салонов эпохи. В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского «Литературную газету» — боевой орган «лит-ой аристократии», деятелей «чистого искусства» — поэтов-дворян, противопоставляющих себя «лавочникам» от лит-ры, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на
191 себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта. Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция к-рого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная «тихая жизнь», свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток. В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из к-рых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем «чистой поэзии», чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором «чистых» поэтических форм («Дельвиг — поэт-сибарит, к-рый нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах», — писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение «Жаворонок»), с успехом применяет самые разнообразные «древние метры», пишет «вольным размером» русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдинской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о «тихом», усадебном уюте в своем скромном «наследственном селенье»; «беспечная» жизнь в «домике простом», «замкнутом на ключ» «для знати жеманной»; «покой в безвестности»; «забвенье мирских забот» и легкие эпикурейские забавы в «веселом кружке вакхических друзей»; «умеренное желанье» — «проспать весь век» с тем, чтобы от милых и ленивых «просонок» жизни «беззаботно» перейти к «сновиденьям» непугающей
192 смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими «милыми тенями», льющими в бокалы «тень Аи» — таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, — по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. «новейшее уныние», свойственное в той или иной степени всем поэтам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об «увянувшей юности», «исчезнувшем мае», «конченном пире», «пролетевших временах», «златых днях екатеринина века», грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, «венчанной минутными розами», или на груди у «Лидии младой». Характерно-излюбленный образ поэзии Д. — «улыбающийся» старец среди «милых юношей и дев», в сочувственном кругу молодежи, юных друзей, новых поколений. Жанровая эволюция Д. вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние к-рой с самого начала умеряется в Д. одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной «Пиндаровой» оды, воспевающей «героев и судей», — Д. переходит к малым «домашним жанрам» горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание — рассказ в эпоху «железного века» о «золотом веке», о мирном «аркадском» быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом легкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришелся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. «Идиллии Д. для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы», — писал о них Пушкин. Наоборот, современная Д. разночинская критика особенно ценила его подражания «русским народным песням», — параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Д. особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в «русской идиллии» Д. «Отставной солдат») и который является последней стадией в процессе «снижения» дворянских классических жанров XVIII в. Песни Д. являются конечно только стилизациями под «народные» песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперед от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого,
193 Дмитриева и др. Некоторые из песен Д. оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих лит-ых корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью («Ах, ты, ночь ли, ноченька», «Не осенний мелкий дождичек», и др.). Интерес к поэзии Д., высоко оцененной современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Д. в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды. Библиография: I. При жизни Д. вышел единственный сборник его стихотворений (СПБ., 1829. Сочинения, с приложением биографического очерка, составленного Вал. Майковым, ежемесячное приложение к журналу «Север», СПБ., 1893; Неизданные стихотворения, под ред. М. Л. Гофмана, П., 1922; Барон Дельвиг, Материалы биографические и лит-ые, собранные Ю. Верховским, П., 1922; Письма барона А. А. Дельвига к невесте, Сборник Пушкинского дома на 1923, П., 1922. II. Гаевский В., Дельвиг, «Современник», 1853, кн. II и V; 1854, кн. I и IX; Гастфрейнд Н., Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов, т. II, СПБ., 1912; Дельвиг А. И., Мои воспоминания, т. I, М., 1912; Шервинский С., Барон Дельвиг и русская народная песня, «Русский архив», 1915; Киселев Н. П., Размеры Дельвига, «Труды и дни», М., 1916, VIII; Поэты пушкинской поры, под ред. Ю. Н. Верховского (см. вступит. статью), М., 1919; Гофман М., Страница из жизни Дельвига, сборник «Феникс», М., 1922, кн. I; Розанов И. Н., Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925 (глава II, Дельвиг); Успенский Вс., О Дельвиге, сб. «Русская поэзия XIX в.», Л., 1929. III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928. Д. Благой
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЕЛЬВИГ


будет выглядеть так: Что такое ДЕЛЬВИГ