Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЕЛОС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Дилос (Delos), остров в Эгейском море. Древнейшие поселения датируются 3-м тысячелетием до н. э. Являлся крупным религиозным центром Древней Греции; на склоне горы Кинф находился знаменитый храм Аполлона, который был центром Делосской амфиктионии (См. Амфиктиония) (согласно преданиям, Д. — место рождения богов Аполлона и Артемиды). В 478/477—454/453 до н. э. Д. стал центром Делосского союза (См. Делосский союз) (или Первого афинского морского союза). На Д. хранилась союзная казна и происходили собрания членов союза. В 4 — начале 1 вв. до н. э. Д. играл важную роль в международной торговле (центр работорговли, в течение дня здесь продавалось и покупалось до 10 тыс. рабов); во 2 в. до н. э. основной пункт торговых и финансовых операций римских купцов на Востоке. В конце 2 в. до н. э. на Д. имели место восстания рабов. В связи с установлением новых торговых путей в 1 в. до н. э. он утратил своё значение. В 88 до н. з. город на Д. был разрушен понтийским царём Митридатом VI (т.к. поддерживал Рим в войне Митридата против римлян); в 69 — окончательно разрушен пиратами. На месте Д. на протяжении многих веков добывали камень. Проводившиеся с 1877 регулярные раскопки на Д. обнаружили большое количество надписей и памятников архитектуры и искусства. От древнего Д. сохранились: святилище Аполлона с храмом Аполлона (2-я четверть 5—4 вв. до н. э.), портиками наксосцев (7 в. до н. э.), Быков (около 315 до н. э.), Рогов (середина 3 в. до н. э.), Филиппа V Македонского (около 200 до н. э.) и священным участком Артемиды; жилой «Дом на холме»; агора посейдониастов (4-я четверть 2 в. до н. э.); «Терраса Львов» (7 в. до н. э.); так называемая базилика (около 210 до н. э.); агора италийцев (конец 2 в. до н. э.); агора римских купцов; жилые дома 3 — начала 1 вв. до н. э. (с мозаиками и росписями); театр (3 в. до н. э.); остатки торговых сооружений и молов (2 в. до н. э.); на склоне горы Кинф — святилище сирийских и египетских богов (2 в. до н. э.), храм Геры (конец 6 — начало 5 вв. до н. э.), эллинистический грот Аполлона (); на вершине горы — остатки храма Зевса Кинфиоса и Афины Кинфии (3 в. до н. э.).
         Лит.: Ленцман Я. А., Рынок рабов на Делосе, «Вестник древней истории», 1950, № 1; Inscriptions de Delos, v. 1—3, P., 1937—1950; Champdor A., Delos, l'ile d'Apollon, P.,[1960]; Bruneau Ph. et Ducat J., Guide de Delos, P., 1965.
        Делос. «Терраса Львов». 7 в. до н. э.
Мультимедийная энциклопедия
(совр. Дилос), один из Кикладских островов в Эгейском море (4,5 км в длину, наибольшая ширина 1,3 км, площадь 3,4 кв.км), ныне практически необитаем. Согласно мифу, некогда Делос был плавучим островом, блуждавшим по морям, пока Зевс не повелел Посейдону закрепить его на месте, с тем чтобы на нем могла укрыться и разрешиться от бремени Лето, которая и родила здесь, вблизи Священного озера, близнецов Аполлона и Артемиду. Обнаруженные при раскопках предметы, относящиеся к раннему бронзовому веку, показывают, что люди появились на Делосе начиная с III тысячелетия до н.э. Возможно, еще в 10 в. до н.э. Делос был колонизирован ионийцами, превратившими его в центр культа Аполлона, где ежегодно проводились великолепные ионийские празднества. Эпоха наибольшего величия Делоса приходится на 8 и 7 вв. до н.э., когда он являлся религиозным и политическим центром союза ионийских государств (Делосской амфиктионии). В качестве столицы Делосского союза, основанного в 478-477 до н.э. под эгидой Афин, остров стал объединяющим звеном греческой демократии и хранилищем казны союза. Даже после того, как в 454 до н.э. казна была перенесена в Афины и Делосский союз начал превращаться в Афинскую архэ, Делос сохранил свое религиозное значение. Правивший в Афинах во второй половине 6 в. до н.э. тиран Писистрат убрал все захоронения с той части острова, которая была видна от храма. Человеческие останки вместе с заупокойными дарами из могил были перенесены на ближний, более крупный остров Рения (совр. Риния, иногда его называют Большой Делос) и захоронены в общей могиле, где в наше время их обнаружили археологи. Повторное "очищение" острова было предпринято афинянами в 426 до н.э., и тогда же был издан закон, которым на Делосе запрещалось рожать и умирать. Отныне большие ионийские торжества справлялись каждые пять лет, малые - ежегодно. Каждый год особый корабль со священным посольством (называвшимся "феория") отплывал из Афин к берегам Делоса. До возвращения корабля запрещалось приводить в исполнение смертные приговоры, и именно поэтому в 399 до н.э. была отсрочена казнь Сократа. Власть Афин над Делосом продолжалась до эпохи Александра Македонского. С 322 по 166 до н.э. Делос пользовался независимостью. В 166 до н.э. римляне вернули остров под власть Афин, а после разрушения римлянами Коринфа в 146 до н.э. Делос на время превратился в торговый центр Эгейского моря. В 88 и 69 до н.э., в период Митридатовых войн, остров подвергся разграблению, население было частью уничтожено, а частью продано в рабство. Римлянам удалось частично восстановить Делос, хотя бы как культовый центр, но изменение торговых маршрутов привело к тому, что ко 2 в. н.э. остров был практически заброшен. В ходе проводившихся французскими археологами с 1873 раскопок на Делосе был обнаружен храмовый участок в окружении крупных торговых учреждений и жилого квартала. К святилищу Аполлона вела из гавани широкая дорога с колоннадами по бокам. Еще более величественная колоннада, повернутая фасадом к морю, была построена македонским царем Филиппом V ок. 200 до н.э. Главным зданием на священном участке был храм Аполлона, здание дорического ордера, возводившееся с конца 5 по начало 3 вв. до н.э. Севернее стояли два несколько меньших храма более древней постройки, которые фигурируют в надписях как Храм афинян и Известняковый храм (греч. "Поринос наос"). К северо-востоку от храма Аполлона располагался особый священный участок Артемиды, храм которой построен во 2 в. до н.э. поверх оснований более древних святилищ. Осенью 1946 здесь был найден клад ранних изделий из золота, слоновой кости и бронзы. Некоторые предметы, украшенные рельефами, изображающими людей и животных, относятся к микенской эпохе (1400-1200 до н.э.). Это самые древние сделанные на Делосе находки, несомненно связанные со святилищем. С северо-востока храм Аполлона окружали выстроенные по дуге пять небольших зданий в виде храмов (вероятно, сокровищницы, где хранились приношения). Длинное здание необычной архитектуры, именуемое в литературе "портиком Быков", расположено к востоку от храма Аполлона, а вдоль северной стороны священного участка высится длинная колоннада с двумя крыльями, построенная одним из македонских царей, скорее всего Антигоном Гонатом, ок. середины 3 в. до н.э. Имелось также множество меньших зданий, а также монументов и статуй, самым замечательным из которых было колоссальное мраморное изваяние Аполлона 6 в. до н.э., дар жителей острова Наксос. Сохранились огромный постамент этого памятника с посвятительной надписью и два больших обломка самой статуи. К северу от святилища на западном берегу Священного озера (ныне осушенного) находилась терраса Львов, на которой возвышались девять архаических статуй львов из наксосского мрамора, вероятно, также дар жителей Наксоса. Пять статуй, которые были найдены при раскопках, возвращены на постаменты, шестую увезли в Венецию еще в 17 в. Два больших здания к югу и северо-западу от озера относятся к эпохе расцвета торговли на Делосе, т.е. к концу 2 в. до н.э. Между озером и гаванью ок. 210 до н.э. была возведена уникальная по проекту многоколонная базилика, использовавшаяся торговцами. Еще дальше от озера на север - развалины стадиона и гимнасия. К югу от священного участка располагаются жилые кварталы, по руинам возможна реконструкция многих домов с расположенными вокруг внутреннего дворика помещениями. Некоторые дома были украшены прекрасными мозаиками и росписями, отчасти сохранившимися. На южной окраине района в начале 3 в. до н.э. был выстроен театр под открытым небом. Амфитеатр превратился в развалины, но хорошо сохранилась окружавшая его мраморная стена, а фундамент сцены и орхестры позволяет восстановить первоначальный план здания. Высшая точка острова - гора Кинф (112 м), возвышающаяся к юго-востоку, на ее вершине было святилище Зевса и Афины. Ниже - священный грот со сводом из крупных гранитных блоков. Вероятно, здесь было древнее святилище Аполлона, восстановленное в 3 в. до н.э. На западном склоне горы - святилища иноземных богов, основанные торговцами из различных стран Средиземноморья. В частности, здесь было три культовых участка Сераписа и один - Исиды, а также несколько зданий, отведенных для поклонения египетским богам. Было и святилище сирийских богов с небольшим театром, и Кабирион, посвященный мистериальному культу самофракийских богов, а также многие другие алтари и храмы менее известных божеств. В местном музее выставлены археологические находки. Наиболее ценные произведения искусства были перевезены в Национальный музей в Афинах. Среди них архаическое изваяние Артемиды, дар Никандры, и относящееся к позднему эллинизму скульптурное изображение Афродиты, замахнувшейся сандалией на нескромного Пана. Особый интерес для историков представляют сохранившиеся в большом количестве годовые отчеты коллегии жрецов, ведавших святилищем Аполлона Делосского.
Современная Энциклопедия
ДЕЛОС (Дилос), остров в Эгейском море. Крупный религиозный центр Древней Греции (храм Аполлона). Центр работорговли. Делос включен в список Всемирного наследия.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ДЕЛОС — маленький греч. о-в (площ. 15,19 км2) в Эгей-ском м. (в центре Кикладских о-вов). Древнейшие поселения на Д. датируются 2 тыс. до н.э. После заселения ионийцами Д. — центр делосской амфиктионии и культа Аполлона (согл. мифу, место его рожд.). Крупное значение Д. приобрел после Греко-перс. войн как центр 1-го Афинского мор. союза и место хранения союзнич. казны (до 454 до н.э.); через Д. в этот период проходили гл. пути из Греции в М. Азию, а позднее из Зап. Средиземноморья на В. В эллинистич. период Д. играл большую роль в междунар. торговле (торговля рабами и хлебом). В кон. 2 в. до н.э. на Д. неоднократно происходили восстания рабов. Как центр работорговли в древности уничтожен после разруш. города и храма в Митридатову войну (88 до н.э.). В связи с завоеваниями римлян на В. и установлением новых торг. путей в 1 в. до н.э. окончат. утратил свое значение.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЕЛОС


будет выглядеть так: Что такое ДЕЛОС