ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
оракул при храме Аполлона в Дельфах (См. Дельфы) — одном из древнейших религиозных центров Древней Греции. С вопросами к Д. о. обращались как отдельные граждане, так и представители государств. Прорицательница — Пифия в состоянии экстаза изрекала ответы вопрошавшим, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств, данных Аполлоном. Прорицания Д. о. сохранились у Геродота и в др. источниках. Хотя Д. о. пользовался в Древней Греции большим почётом, широко известная ориентация дельфийского жречества (толковавшего «прорицания») на аристократические и консервативные слои греческих полисов (например, поддержка Спарты в Пелопоннесской войне против Афин) не раз вызывала критику со стороны прогрессивных общественных деятелей и мыслителей (Еврипид и др.).
Лит.: Parke Н. W. and Wormell D. E. W., Delphic oracle, v. 1—2, Oxf., 1956.
|
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ — оракул при храме Аполлона в др.-греч. г. Дельфах. Здесь из расселины скалы, над к-рой в сер. 9 в. до н.э. был построен храм, выделялись одурманив. испарения. Прорицательница, т.н. пифия, избиравш. обычно из девушек, одурман. вдыханием паров, произносила слова, к-рые толковались жрецами как пророчества. Д. о. весьма почит. в Др. Греции. Жрецы, толковавшие «про-рицания», пользовались значит. привилегиями и играли известную политич. роль. Жречество Д. о. находилось преимущественно под влиянием Спарты. Храм с Д. о. был закрыт рим. имп. Феодосием I ок. 390 н.э. |
Орфографический словарь Лопатина |
Дельф`ийский ор`акул, Дельф`ийский ор`акул |
|
|