Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЦВЕТАЕВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Марина Ивановна [26.9 (8.10).1892, Москва, — 31.8.1941, Елабуга], русская советская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. В 1910 выпустила сборник «Вечерний альбом», в 1912 — «Волшебный фонарь». В стихах 1912—1915 — обретение поэтического мастерства. Стихи 1916 (сборник «Вёрсты», выпуск 1, 1922) посвящены России, русским поэтам, поэтизируют возвышенную, гордую героиню, наделённую безмерностью чувств. Лирика 1917—22 отмечена сложным, противоречивым ощущением революции, романтическим неприятием всяческого насилия, в области поэтики — разнообразием интонаций и лексики (от высокоторжественной до простонародной), частушечными ритмами. В эти же годы созданы цикл пьес, поэма-сказка «Царь-девица». Весной 1922 Ц. уехала за границу, жила в Чехословакии, с конца 1925 — во Франции. Печаталась в белоэмигрантской периодике. Выпустила книги: «Ремесло», «Психея» (обе — 1923), «Молодец» (1924), «После России» (1928), опубликовала трагедии на античные сюжеты («Ариадна», 1924; «Федра», 1927), эссе о поэтах («Мой Пушкин», «Живое о живом» и др.), о художественном творчестве («Искусство при свете совести», «Поэт и время» и др.), мемуарные очерки («Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке» и др.). Трагический поэт-романтик, Ц. воспевала любовь-разлуку («Поэма Горы», «Поэма Конца», обе — 1924), ненавидела буржуазность и мещанство (поэма «Крысолов», 1925; стихотворение «Читатели газет»), провозглашала торжество «одинокого духа» Поэта в его борьбе с «роком». В 1930-е гг. обострились ностальгические настроения Ц. («Стихи к сыну», «Тоска по родине! Давно...»). В 1938—39 был написан антифашистский цикл «Стихи к Чехии». В 1939 вернулась в СССР. Занималась стихотворными переводами. Находясь в эвакуации, под влиянием тяжёлых жизненных обстоятельств покончила с собой. Поэзия Ц. эволюционировала от простых, напевных, классически ясных форм к более экспрессивным, стремительным ритмически изощрённым; язык лирики Ц. 30-х гг. афористичен, каждое слово предельно насыщено смыслом и чувством.
         Соч.: Избр. произв. [Вступ. ст. Вл. Орлова], М. — Л., 1965; Мой Пушкин, М., 1967; Просто сердце. Стихи зарубежных поэтов в переводе М. Цветаевой, М., 1967.
         Лит.: Антокольский П., Книга Марины Цветаевой, «Новый мир», 1966, № 4; Цветаева А., Воспоминания, М., 1971; Твардовский А., Марина Цветаева. Избранное, в его кн.: О литературе, М., 1973; Эфрон А., Страницы воспоминаний, «Звезда», 1973, № 3; её же, Страницы былого, «Звезда», 1975, № 6.
         Л. Л. Саакянц.
        М. И. Цветаева.
Русская цивилизация
Марина Ивановна (26.09/8.10.1892-31.08.1941), русская поэтесса. Дочь основателя Музея изящных искусств, профессора-филолога И. В. Цветаева. В 1922-39 в эмиграции. Вернувшись на родину (в 1939), в эвакуации покончила жизнь самоубийством.
В сборниках стихов «Вёрсты» (1921), «Ремесло» (1923), «После России 1922 — 1925» (1928) превалирует тема конфликта поэта с миром. Книга «Лебединый стон» (1917 — 20) - плач о гибнущей России, о трагедии Царской семьи и Белой гвардии — насыщена евангельскими образами. Цветаева свободно вводит сюжеты и образы из различных культурно-исторических слоев и эпох в свои стихи («Царь-Девица», 1922, «Молодец», 1924, «Крысолов», 1925) и драмы («Феникс», 1924, «Ариадна», 1927, «Федра», 1928).
Серьезной вехой в развитии отечественной эссеистики стала проза Цветаевой: «Мой Пушкин» (1937), «Живое о живом» (1933, о М. А. Волошине), «Пленный дух» (1934, об А. Белом), «Эпос и лирика современной России» (1932), «Искусство при свете совести» (1931—33).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна (1894-1993), русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Мемуары (в т. ч. кн. "Воспоминания", 1971) воссоздают культурную атмосферу начала 20 в. Пафос приятия жизни в автобиографических повестях ("Моя Сибирь", 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: "Королевские размышления. 1914 год" (1915), "Дым, дым и дым" (1916).
2.
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева, сестра А. И. Цветаевой. В 1922-39 в эмиграции (в осн. Прага, Париж). В сборниках стихотворений "Вёрсты" (1921), "Ремесло" (1923), "После России. 1922-25" (1928) -неизбывность трагического конфликта поэта с миром, ценности, нормы и условности которого бескомпромиссно отвергаются. В стихах, в "Поэме Горы" и "Поэме Конца" (обе 1926) - мотивы самоотдачи и безоглядности чувства, внутреннего постоянства, разлуки (разрыва) и несовместимости "равных". Цветаева утверждает "безмерность" личности и души, превышающей возможность "земного" воплощения, в т. ч. в стихах о судьбе и миссии поэта (например, циклы "Психея", 1918, "Поэт", 1923, "Стол", 1933). Книга стихов "Лебединый стан" (1917-20, в России опубликована в 1990) -плач о России (гибель царского дома, Белой гвардии), насыщенный евангельскими образами. В своём романтическом максимализме Цветаева тяготеет к безостаточной символизации собственной судьбы, наделяя эстетически и духовно значимым смыслом каждый её момент. Цветаева широко обращается к архетипам, образам и сюжетам из различных эпох и культурных пластов: в поэмах-сказках "Царь-Девица" (1922), "Молодец" (1924), лирической сатире "Крысолов" (1925) и особенно в ранних ("Феникс", 1924) и "классических" ("Ариадна", 1927, "Федра", 1928,-об иррациональности страсти) драмах. Эссеистская проза: "Мой Пушкин" (1937), "Живое о живом" (1933, о М. А. Волошине), "Пленный дух" (1934, об А. Белом), "Эпос и лирика современной России" (1932, о Б. Л. Пастернаке и В. В. Маяковском), "Искусство при свете совести" (1931-33). Письма (в т. ч. к Пастернаку и Р. М. Рильке). Вернулась на родину (1939). В эвакуации, в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
1. (Анастасия Ивановна (1894-1993) - рус. писательница, сестра М. И. Цветаевой; см. тж АСЕНЬКА, АСЯ) Анастасии Цветаевой Посв. Цв914 (III,6); 2. (Марина Ивановна (1892-1941) - рус. поэтесса; см. тж ИЛЬИНА, МАРИНА, МУСЯ) Мельканье рук и ног, и вслед ему: "Ату его сквозь тьму времен! Резвей Реви рога! Ату! А то возьму И брошу гон и ринусь в сон ветвей". Но рог крушит сырую красоту Естественных, как листья леса, лет. Царит покой, и что ни пень - Сатурн: Вращающийся возраст, круглый след. Ему б уплыть стихом во тьму времен; Такие клады в дуплах и во рту. А тут носи из лога в лог: ату! Естественный, как листья леса, стон. Век, отчего травить охоты нет? Ответь листвой, стволами, сном ветвей И ветром и травою мне и ей. (стих. является акростихом, нач. буквы к-рого составляют посвящение: "Марине Цветаевой") П926 (I,564.1); МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ Загл. П929 (I,229); М. И. Цветаевой Посв. Ахм940 (245.2); ПАМЯТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Загл. П943 (II,48.1), (II,544)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЦВЕТАЕВА


будет выглядеть так: Что такое ЦВЕТАЕВА