Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЦИЦЕРОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, — 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников (См. Всадники). В политическую жизнь вошёл как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81—80 до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы (См. Сулла); первый большой успех принесло ему участие в 70 в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнёс в 66 в поддержку Г. Помпея (См. Помпей). Вершина успехов Ц. —консульство в 63 (раскрытие им заговора Катилины (См. Катилина), ведущая роль в сенате). С образованием 1-го Триумвирата (60) влияние Ц. падает, в 58—57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря (См. Цезарь) в 56—50; после их разрыва (в 49) Ц. пытался во время гражданской войны 49—47 выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47) отошёл от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 Ц., преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» против М. Антония (См. Антоний). В 43, когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.
         Политический идеал Ц. — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Ц. считал Римскую республику 3 — начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Ц. против заговора Катилины). Человеческий идеал Ц. — «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Ц. считал себя. Философский идеал Ц. — соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Ц. — «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля — высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Ц. стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.
         Из сочинений Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 речей — политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве». «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
         Соч. в рус. пер.: Избр. соч., М., 1975; Речи, пер. В. Горенштейна, т. 1—2, М., 1962; Полное собрание речей, пер. под ред. Ф. Зелинского, т. 1, СПБ, 1901; Диалоги. О государстве. О законах, М., 1966; О старости. О дружбе. Об обязанностях, пер. В. Горенштейна, М., 1975; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, т. 1—3, М.—Л., 1949—1951; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972.
         Лит.: Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Zielinski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz. — B., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wspolczesni, [Warsz.], 1959; Maffii М., Ciceron et son drame politique, P., 1961; Smith R. Е., Cicero the statesman, Camb., 1966.
         М. Л. Гаспаров.
        Цицерон.
Мультимедийная энциклопедия
МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.), римский оратор и философ. ЖИЗНЬ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника. Он приходился не только земляком, но даже дальним родственником знаменитому Марию, впервые избранному консулом на 107 до н.э. Цицерон получил превосходное образование и к началу 80-х уже имел на своем счету трактат по ораторскому искусству и несколько выступлений в суде, от которых до нас дошли две речи. В первой из них, В защиту Квинкция (81 до н.э.), Цицерон противостоял ведущему римскому адвокату Квинту Гортензию. Второй речью, В защиту Росция Америнского, Цицерон нанес поражение приближенному диктатора Суллы. В 79-77 до н.э. оратор путешествовал и продолжить свое образование в Афинах, на Родосе и в Малой Азии. По возвращении в Рим женился на богатой и властной Теренции и начал политическую карьеру. В 75 до н.э. Цицерон был избран квестором, т.е. младшим чиновником провинциальной администрации, служил помощником римского магистрата Луция Педуцея в Лилибее на западе Сицилии, надзирая за вывозом зерна и участвуя в местном управлении. Хотя в Риме его успехи не произвели особого впечатления, жители Сицилии помнили о Цицероне, и в 70 до н.э., подавая против своего печально известного проконсула Гая Верреса иск о вымогательстве, они обратились к нему за помощью. Обвиняемый подкупал судей и магистратов, а также нанял в качестве адвоката знаменитого Гортензия, однако Цицерон столь искусно представил все доказательства, полагаясь в основном на показания свидетелей, а не на красноречие, что его выступление решило дело. Веррес отказался от тяжбы и отправился в изгнание. В следующем году Цицерон при поддержке сицилийцев стал курульным эдилом, т.е. чиновником, ответственным за общественные работы и снабжение хлебом. Чтобы подняться на две верхние ступени карьеры, к должности претора и консула, Цицерон нуждался в союзе с какой-либо могущественной партией в сенате и предложил свои услуги Помпею. Среди прочего Цицерон в угоду Помпею защищал (69 до н.э.) его приверженца Марка Фонтея, обвиненного в том, что, будучи проконсулом Трансальпийской Галлии (ныне южная Франция), он занимался вымогательством. В 66 до н.э. Цицерон был избран претором. Консульство оставалось главной целью политических амбиций Цицерона, однако мало кто из римлян мог припомнить, чтобы homo novus (лат. "новый человек"), т.е. человек, первым в роду вошедший в состав правящей аристократии, достиг этого высшего поста. Цицерон надеялся быть избранным при поддержке Помпея, но, быть может, еще важнее оказались для него выходки соперника, Луция Сергия Катилины. Во время двух предыдущих предвыборных кампаний Катилина был лишен возможности выдвинуть свою кандидатуру, поскольку находился под судом по обвинению в вымогательстве в период управления Африкой. После первой неудачи Катилина организовал заговор с целью убийства консулов в день их вступления в должность (65 до н.э.). Замысел этот был столь мало популярен, а тайна соблюдалась столь небрежно, что Катилине пришлось вовсе отказаться от своей идеи, хотя, как это ни поразительно, никаких мер к заговорщикам так и не было принято. За месяц до выборов 64 до н.э. Катилина открыто заговорил о своей готовности к революционным преобразованиям, если ему удастся добиться должности консула, и это в высшей степени обеспокоило римлян, так что предпочтение было в итоге отдано Цицерону. Катилина обратился к насилию, в котором он чувствовал себя увереннее, и стал готовить реванш. В ходе стремительно развивавшихся событий с октября 64 по январь 63 до н.э. Цицерону специальным постановлением сената были предоставлены особые полномочия. Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима и присоединиться к мятежникам в Этрурии, а тех заговорщиков, которые остались в Риме, арестовал и казнил без суда. Решительные действия в момент кризиса доставили Цицерону звание "отца отечества". Для Цицерона эти события послужили доказательством того, что вдохновенное руководство в сочетании с concordia ordinum, т.е. согласием всех сословий, может стать непреодолимой преградой на пути замыслов всех, кто рвется к диктаторской власти. По итогам своего консульства Цицерон надеялся достичь гармонии интересов аристократов- сенаторов и их противников, популяров, сохранив при этом верховенство сената. В 62 до н.э. Помпей вернулся из триумфального восточного похода и предъявил умеренные требования, добиваясь земельных пожалований для своих воинов и утверждения тех мероприятий, которые были им проведены на Востоке. Однако сенат, подстрекаемый противниками Помпея, Метеллом и Лукуллом, ответил отказом. Нанесенная Помпею обида подтолкнула его к вступлению в 60 до н.э. в союз с Марком Лицинием Крассом и Юлием Цезарем. Цезарь был избран консулом (59 до н.э.), Красс располагал огромным богатством, на стороне Помпея были слава и армия недовольных ветеранов. Этот триумвират имел достаточно силы для того, чтобы поставить сенат на колени. Некоторые источники сообщают, что Цезарь предложил войти в этот союз и Цицерону. Но Цицерон чувствовал себя обманутым Помпеем, его тревожило свойственное Цезарю пренебрежение к установленным обычаям, и потому он принял сторону сенатской партии. Однако упования на сенат, как выяснилось, оказались напрасными. Сенат позволил опасному демагогу Публию Клодию Пульхру, приверженцу Цезаря и Красса, против которого Цицерон как свидетель выступал в 61 до н.э. по делу о святотатстве, провести закон, связанный с делом Катилины и явно направленный лично против Цицерона. Этот закон требовал изгнания каждого, кто посмел казнить римского гражданина без санкции народного собрания. В результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он получил позволение вернуться в сентябре 57 до н.э., когда Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию. Прежние надежды Цицерона на то, что Помпей выйдет из триумвирата и активными самостоятельными действиями поддержит сенат, потерпели крушение, когда Цезарь занял гибкую позицию на переговорах в Луке 56 до н.э. Теперь Цицерону приходилось прислушиваться к тому, чего желают триумвиры, он был вынужден щадить своих врагов, а порой даже выступать в их защиту. Чувствуя себя униженным, он удалился из политики и в 54-51 до н.э. находил утешение в работе над диалогом О государстве. После смерти в 54 до н.э. Юлии, дочери Цезаря и жены Помпея, а затем в 53 до н.э. - также и Красса и с нараставшим напряжением между двумя оставшимися триумвирами шансы на сохранение республиканского строя увеличились. В то же время в городе продолжались беспорядки, достигшие кульминации после убийства Клодия в январе 52 до н.э. Цицерон попытался подкрепить свою идею concordia ordinum фигурой rector, своего рода "первого человека", чьи полномочия не препятствовали бы сохранению республиканского строя. Не может быть сомнения в том, что в роли rector Цицерону виделся Помпей, но и здесь его ожидало разочарование. В 51 до н.э., в пору политического кризиса, Цицерон, который полагал, что его место теперь в Риме, был вынужден провести год в качестве проконсула провинции Киликия в Малой Азии. Когда он возвратился в 50 до н.э., выяснилось, что Помпей перешел на сторону сената, отвергавшего притязания Цезаря на должность консула. Цезарь проигнорировал угрозы сената и Помпея и в январе 49 до н.э. вместе с армией перешел Рубикон. Он продвинулся вперед так стремительно, что Помпей, отрезанный от своих сил в Испании, был вынужден оставить Италию и в конце концов потерпел решительное поражение при Фарсале в 48 до н.э. Цицерон, скрепя сердце последовавший за Помпеем в Грецию, был позднее прощен Цезарем. В благодарность за оказанную милость Цицерон составил три речи в честь победителя, но так никогда и не сумел примириться с тем, что Цезарь уничтожил республиканский порядок. Цицерон вновь вышел на политическую сцену после убийства Цезаря (44 до н.э.), он готов был поверить, что последний из могучих тиранов пал и теперь сенат сможет восстановить республику. Полагая, что ему удастся манипулировать юным Октавианом, племянником и наследником Цезаря, Цицерон рассчитывал внести раскол в стан цезарианцев и верил, что сумеет перехитрить не способного к политике Антония, собиравшего вокруг себя ветеранов. В сентябре 44 до н.э. Цицерон произнес первую из четырнадцати направленных против Антония Филиппик (названы так по аналогии с речами афинского оратора Демосфена, с которыми тот в 4 в. до н.э. обрушился на Филиппа Македонского). Эти обличительные речи были рассчитаны на укрепление оппозиции Антонию. Однако Цицерон недооценил Октавиана. В то же время интриги, сплетни, несогласованность решений сводили на нет усилия республиканцев, пока Октавиан не нанес им смертельный удар, заключив сделку с Антонием и третьим претендентом на власть, Марком Эмилием Лепидом. 7 декабря 43 до н.э., через две недели после образования второго триумвирата (22 ноября), Цицерон по настоянию Антония был убит. Отрубленные голова и руки Цицерона были доставлены Антонию и его жене в Рим, а затем выставлены на ораторской трибуне. ТВОРЧЕСТВО Речи и труды по ораторскому искусству. Цицерон опубликовал более сотни речей, из которых сохранились 58. Речи основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге Об ораторе (De oratore, 55 до н.э.) в 3 книгах, где перечисляются основные требования к оратору. Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами. Риторическая техника Цицерона в основном позаимствована у греков. Один интересный раздел в теории красноречия затрагивает ритм речи и рекомендует точность, сдержанность и изящество, избегая при этом многословия. Кроме того, Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: inventio, нахождение подходящего материала; dispositio, его расположение; dictio, стиль; actio, исполнение; и memoria, запоминание. Две другие работы по риторике, Брут (Brutus) и Оратор (Orator), появились в 46 до н.э. Кроме весьма ценного перечня известных римских ораторов той эпохи, эти диалоги содержат обсуждение преимуществ азианского стиля и аттицизма. Азианством называли обильно украшенную прозу, склонную к звучным словосочетаниям, подчеркнутым ритмическим эффектам, пышным метафорам и иным изощренным фигурам. Аттицизм предпочитал простоту, избегал риторических эффектов, превыше всего ценя ясность. Аттицистам, таким, как Цезарь и Брут, Цицерон казался азианцем, верным приверженцем напыщенного "высокого" стиля. Сам Цицерон выступал за компромисс и полагал, что красноречивый человек преследует своей речью три цели: отстоять свою точку зрения, доставить слушателям удовольствие и заставить слушателей присоединиться к своей позиции. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: простота аттицизма для доказательства; средний стиль, гладкий, закругленный, но не слишком искусственный очарует аудиторию, а пышный стиль азианства склонит ее на сторону говорящего. Совершенный оратор, подобный Демосфену, не ограничивается одним лишь простым стилем, как это делают аттицисты, а пользуется всеми стилями в соответствии с меняющейся задачей речи. Идеи Цицерона не получили всеобщего признания вплоть до конца 1 в. н.э., когда преподаватель риторики Квинтилиан написал трактат Воспитание оратора. Будущему адвокату Цицерон рекомендовал делить речи на следующие разделы: exordium (вступление), narratio (изложение существенных фактов), probatio (доказательство), frequentatio (краткое повторение), reprehensio (опровержение доводов оппонента) и peroratio (заключение). Вероятно, чтобы понять все эти подразделения, лучше рассмотреть их на примере одной из речей Цицерона, хотя бы В защиту Милона (Pro Milone, 52 до н.э.). Тит Анний Милон и уже известный нам Клодий возглавляли враждовавшие друг с другом политические группировки, терроризировавшие Рим в бурные времена на исходе 50-х годов. 18 января 52 до н.э. Милон убил Клодия в случайной стычке. Цицерон готовился выступить в его защиту, однако вокруг здания суда и в самом суде скопилось много вооруженных лиц, и он не решился на это. Милон был признан виновным и отправился в изгнание. Цицерон все же придал окончательную форму задуманной речи и послал ее уже осужденному Милону. Речь открывает exordium, вступление, в котором Цицерон пытается развеять предубеждения судей, взывая к их патриотизму: Милон убил представлявшего собой угрозу обществу Клодия исключительно из патриотических побуждений. Более того, Цицерон намерен доказать, что Милон действовал в рамках самозащиты. Цицерону пришлось расширить этот раздел речи, чтобы опровергнуть мнение, будто к судебной процедуре можно отнестись как к формальности. Он напоминает, что ни сенат, ни Помпей (бывший в это время консулом) не уверены однозначно в вине Милона, что явствует и из того факта, что сам Помпей назначил судебное разбирательство. Покончив со вступлением, Цицерон избирает в качестве narratio, изложения, тон безыскусного изложения фактов, но факты подобраны таким образом, что свидетельствуют против Клодия. Клодий надеялся на должность претора, в то время как Милону уже было обеспечено консульство. Если бы Клодию удалось занять низшую должность, Милон сделался бы главной помехой его планам, следовательно, Клодию требовалось устранить Милона. Клодий знал, что на праздники Милон поедет в свой родной город Ланувий, и устроил ему засаду. Рабы Милона, опасаясь за жизнь хозяина, совершили правое дело. В следующей части речи, probatio (доказательство), Цицерон продолжает излагать мотивы действующих лиц. Клодий стремился развязать себе руки на время исполнения должности претора, он опасался выдвинутого против него Милоном обвинения в организации беспорядков. У Милона не было никаких мотивов для убийства. Цицерон переходит к разбору характеров того и другого. В своей политической деятельности Клодий был неизменно склонен к насилию, в то время как Милон всегда выказывал умеренность. Неужели он способен на неспровоцированное убийство? Затем Цицерон пускает в ход "улики и доводы". Двое из состава суда могут подтвердить, что Клодий предсказывал: Милону осталось жить не более трех дней. Обсуждаемое событие произошло на четвертый день после этого разговора. И наконец, если бы Милон и планировал в тот день убить Клодия, ему бы это не удалось, потому что Клодий внезапно изменил свои планы. В frequentatio Цицерон повторяет все аргументы, рассчитывая на их совокупное воздействие. По отдельности все эти совпадения могут показаться случайными. Но вместе они превращаются во вполне убедительное доказательство. От положительных доказательств Цицерон обращается к reprehensio, опровержению. Милона не в чем обвинять, поскольку нападение, подготовленное Клодием, его же самого и погубило. После этого события Милон не сделал своих рабов свободными с тем, чтобы их невозможно было допросить под пыткой и вынудить к даче показаний против хозяина: им просто нечего сказать. Все дальнейшее поведение Милона также свидетельствует о его невиновности. Цицерон постоянно пытается пробудить внимание своих слушателей, пуская в ход риторические вопросы и как бы бросая им вызов: пусть попытаются оспорить его выводы, если это возможно. Речь Цицерона завершает peroratio. Здесь Цицерон отважно отбрасывает всю свою прежнюю аргументацию и утверждает, что, если бы даже Милон спланировал убийство Клодия, это было бы патриотическим поступком, заслуживающим благодарности соотечественников, ибо беззакония Клодия давно перешли всякие границы. Цицерон умоляет суд пощадить Милона, который слишком горд и уверен в своей невиновности, чтобы самому просить о снисхождении. Адвокат заверяет судей, что Помпей одобрит их оправдательный приговор, и смолкает: "слезы мешают говорить". Для риторического стиля Цицерона характерны частые обращения к истории, религии и философии. Прибегает он и к язвительной насмешке, которая подчас опирается на каламбур; так, магистрата Верреса Цицерон именует кабаном (лат. verris), т.е. явно обыгрывает его имя. Цицерон часто переходит к жестоким личным нападкам на своих противников (ср. во 2-й Филиппике изображение Антония, которого прямо на народном собрании рвет после перепоя). Однако наиболее сильная черта стиля Цицерона - это сама его проза, нагнетание точно сбалансированных периодов, приходящих к ритмической кульминации. Приведем один пример из 4-й речи против Катилины. Quae cum ita sint, pro imperio, pro exercitu, pro provincia quam neglexi, pro triumpho ceterisque laudis insignibus quae sunt a me propter urbis vestraeque salutis custodiam repudiata, pro clientelis hospitiisque provincialibus quae tamen urbanis opibus non minore labore tueor quam comparo, pro his igitur omnibus rebus, - pro meis in vos singularibus studiis proque hac quam perspicitis ad conservandam rem publicam diligentia - a vobis nisi huius temporis totiusque mei consulatus memoriam postulo: quae dum erit in vestra fixa mentibus, tutissimo me muro saeptum esse arbitrabor. "И все-таки я требую от вас не власти, не войска, не провинции, от которой уже отказался, требую не триумфа и прочих знаков отличия, которые отверг, чтобы оставаться на страже благополучия Рима и вашего, требую не клиентуры и уз гостеприимства, которые мог бы завязать в провинциях и которые я все же средствами, находящимися в моем распоряжении здесь, с равным тщанием оберегаю и приобретаю. Но взамен всего перечисленного, в воздаяние за мое исключительное в отношении вас рвение, за мою ведомую вам всем бдительность, направленную на спасение государства, я не требую от вас ничего, кроме памяти как об этом дне, так и обо всем моем консульстве; и пока эта память будет неизгладима в ваших сердцах, я буду считать себя в полной безопасности". Вглядываясь в латинский текст, мы видим, что он открывается перечислением трех существительных, которые все имеют разные окончания, но равное количество слогов (четыре). К ним Цицерон присоединяет краткое относительное придаточное предложение (quam neglexi), далее следуют еще два оборота с распространенными сочетаниями существительных в начале, и каждое из них в свою очередь сопровождается длинным придаточным. Затем следуют еще три фразы, начинающиеся с pro, подводящие итог всему вышесказанному, причем каждая следующая часть предложения оказывается длиннее и сложнее предыдущей, пока долг сограждан Цицерону не представится поистине безмерным; "кульминацией" становится неожиданный спад, скромное заключение, скрепленное намеком на аллитерацию m и t. Мы можем сопоставить с этим текстом следующий период из Размышлений оратора 18 в. Э.Берка: "Нас наставляют время, события и побуждения. Мудрые примут решение, судя по важности дела ; гневливыми будет двигать возмущение против угнетения ; сильными и смелыми - любовь к славной опасности во имя правого дела, однако, по праву или без него, революция окажется последним средством, к которому прибегнут мыслящие и добросовестные люди". Короткое вступление содержит три существительных, каждое следующее длиннее предыдущего. То же соблюдение пропорций сохраняется и во втором предложении. Три типа людей (каждый последующий занимает в тексте больше места, чем предыдущий) соответствуют трем различным основаниям их действий (описанным согласно тому же правилу). Наконец, как и у Цицерона, следует длинное придаточное предложение, завершающееся ритмическим исходом. Два процитированных нами текста разделяют более 18 столетий, однако структура фразы Берка и его пафос вполне могли бы принадлежать Цицерону - столь велико влияние римского автора. Письма. Обширная корреспонденция Цицерона, включающая почти 1000 писем, разделяется на 16 книг посланий к Аттику, 16 книг писем к друзьям и родственникам (иногда даются и их ответы), 3 книги писем брату Квинту и 1 - Бруту. Письма, первоначально не предназначавшиеся для публикации (хотя позднее Цицерон решил издать сделанную им самим выборку), чрезвычайно искренни и безыскусны (в отличие от продуманных и осмотрительных речей). В них свободно обсуждаются все темы, представлявшие тогда всеобщий интерес. Очень мало писем относится к годам, предшествующим достижению Цицероном консульской должности (64 до н.э.), а от этого года - и вовсе ни одного письма. Поток посланий нарастает в 62 до н.э., в год, когда Помпей вернулся из восточного похода, и вскоре перерастает в настоящую лавину. Читатель проникает за политические кулисы. Он оказывается посвящен в попытки Цицерона добиться благосклонности Помпея, становится свидетелем его отчаяния от равнодушия и бездеятельности этого политика. Мы видим Цезаря, снисходительно обращающегося в 49 до н.э., еще до Фарсальского триумфа, к Цицерону за поддержкой, и слышим ответ Цицерона, дипломатичный, но все же говорящий о том, что он остается с Помпеем. Мы видим и юного Октавиана, который усердно обхаживает Цицерона на закате дней, а затем меняет курс и обрекает его на гибель. Несмотря на политическую проницательность Цицерона, письма привлекают и тем, что порой дальнейший ход событий обнаруживает его заблуждения. Письма дают историкам множество биографических сведений о самом Цицероне: распад почти 30-летнего брака с Теренцией, недолговечный союз Цицерона с его подопечной Публилией, постоянные денежные заботы. В то же время письма обнаруживают отношение Цицерона к важнейшим событиям в жизни, его отчаяние в изгнании, не знающее удержу тщеславие, когда он бывал "при исполнении". Скорбь, вызванная смертью любимой дочери Туллии (45 до н.э.), красноречиво передана в письме Аттику: "В этой пустыне я избегаю всякого общества. Я похоронил себя в диком глухом лесу, откуда выхожу лишь в сумерках. Ближайшим моим другом - после тебя - стало одиночество. Здесь я общаюсь только с книгами, и даже эту беседу прерывают слезы". Разумеется, наряду с таким изобилием подробностей из жизни частного человека письма Цицерона содержат больше ценной информации о римском обществе конца республики, чем любой другой источник. Между делом мелькают сообщения, проливающие свет на независимость и достаточную самостоятельность женщин (к примеру, Теренция, жена Цицерона, продавала и покупала недвижимость, а Сервилия, мать Брута, оказала влияние на постановление сената по снабжению города хлебом). Перед нашими глазами предстает непомерное богатство отдельных лиц (сам Цицерон владел в Италии 15 домами и усадьбами); мы видим отношение римлян к рабам (о смерти своего чтеца Сосифея Цицерон сожалел "едва ли не больше, чем принято скорбеть о смерти раба"). Письма, написанные раскованно и остроумно, с часто мелькающими в них прозвищами, греческими фразами, расхожими выражениями, многие считают самой ценной частью наследия Цицерона. Философия. Цицерон не был оригинальным мыслителем. В письме Аттику он характеризует свои философские труды как apographa, т.е. "списки". И все же его трактаты полезны как раз потому, что они представляют, в основном без всяких пристрастных искажений, учения ведущих школ его времени, т.е. стоиков, академиков и эпикурейцев. Так, к примеру, первые две книги О долге (De officiis, традиционный перевод Об обязанностях) излагают теорию Панэтия, стоика 2 в. до н.э. Эклектизм Цицерона перестанет удивлять нас, если мы вспомним, что он вообще был склонен к компромиссам, и его философия в целом совпадает с его политическими принципами. Так, в трех его "политических" произведениях, О государстве (De republica, 54-51 до н.э.), О законах (De legibus, не завершен) и О долге (44 до н.э.), приверженность Цицерона доктрине естественного права легла в основу его политических лозунгов concordia ordinum (согласие сословий) и consensus Italiae (сплочение Италии). Внимание Цицерона неизменно привлекали прежде всего проблемы этики, главный его труд в этой области - О разграничении добра и зла (De finibus bonorum et malorum, 45 до н.э.), диалог в 5 книгах, представляющий отношение стоиков, академиков и эпикурейцев к учению о высшем благе. Горести, постигшие Цицерона к концу жизни, побудили его написать книги о судьбе и провидении, о старости и о дружбе. Главное место среди них занимает диалог О природе богов (De natura deorum), где опять-таки представлены воззрения трех философских школ. Поэзия. Как поэт Цицерон подвергался осмеянию многих критиков, в частности Ювенала, однако греческий историк Плутарх в биографии Цицерона отмечает, что при жизни Цицерон добился в этой области такой же репутации, как и в риторике. В поэзии он преимущественно оставался консерватором, и, судя по всему, не одобрял таких новаторов, как Катулл. Сохранились довольно обширные фрагменты поэмы Цицерона О моем консулате (De consulato suo), а также немало отрывков из его переводов греческих авторов. ЛИТЕРАТУРА Плутарх. Цицерон. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Цицерон. Диалоги. М., 1966 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986 Грималь П. Цицерон. М., 1991 Цицерон. Речи, тт. 1-2. М., 1993 Цицерон. Письма, тт. 1-3. М., 1993 Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЦИЦЕРОН, Марк Туллий (3.01.106 — 7.12.43 до н.э.) — др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81 — 80 до н.э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 — квестор; в 70 — победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 — претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 — консул). Политич. Идеал Ц. — «смешанное гос. устройство» (госуд., сочетаю-щее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 — нач. 2 вв. до н.э.), поддерживаемое в эпохи кризиса «первыми людьми», «правителями», «умиротворителями», «блюстителями и попечителями» госуд., сочетающ. в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных», т.е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредств. опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58 — 57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем, против воли, поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51 — 50 он — проконсул в Киликии. В гражд. войне 49 — 47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но переубежд. своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипц. списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохран. (не считая отрывков) 58 суд. и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.), политике («О государстве», «О законах»), практич. философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), по теоретич. философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.) и более 800 писем («К Аттику», «К близким» и др.), явл. ценнейшими источ. сведений об эпохе гражд. войн в Риме.
Орфографический словарь Лопатина
Цицер`он, Цицер`он, -а
Словарь синонимов Абрамова
см. оратор
Античные писатели
I.
    Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106-43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий Цицерон) получил всестороннее образование. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Элия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получал от таких знатоков гражданского права, как Муций Сцевола Авгур, а позднее - Муций Сцевола Понтифекс. Его учителями были также столь известные тогда ораторы, как Марк Антоний и Луций Красс. С философией его познакомили Филон из Лариссы, стоик Диодот, живший в доме Цицерона, и другие. Юность Ц. пришлась на период войны с союзниками, а также на время внутренних политических смут. После первых выступлений и ораторских успехов между 81 и 79 гг., в 79-77 гг., Ц. уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию . Во время полугодового пребывания в Афинах он слушал Антиоха Аскалонского и уже известных в Риме эпикурейцев: Зенона и Федра. Затем он посетил Азиатскую провинцию, оттуда поехал на Родос, где познакомился с Посидонием из Апамеи. На Родосе он изучал риторику в школе создателя так называемого умеренного стиля речи Аполлония Молона, который решительным образом повлиял на формирование собственного стиля речи Ц. По возвращении в Рим Ц. активно занялся ораторской деятельностью, настойчиво пытаясь добиться известности, необходимой для начала политической карьеры, которую начал в 75 г. в качестве homo novus, в 69 г. стал эдилом, в 66 г. - претором, в 63 г. - консулом. В том же 63 г. Ц. раскрыл и сорвал заговор Катилины. При новом политическом укладе, после заключения I Триумвирата в 60 г. (Цезарь, Помпей, Красс) и в консульство Цезаря в 59 г. влияние Ц. уменьшилось. Обвиненный в незаконном вынесении смертных приговоров участникам заговора Катилины, Ц. вынужден был отправиться в изгнание. Вскоре, однако, он вернулся в Рим и проявил большую активность в стремлении отсудить конфискованное имущество, а также выступая с речами в других судебных делах. В 51-50 гг. стал наместником провинции Киликия в Малой Азии. Эту должность исполнял добросовестно, одержав даже военную победу над парфами. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Ц. выступал на стороне Помпея, считая его защитником республиканских идеалов, и последовал за ним в Грецию. После поражения Помпея в 48 г. под Фарсалией в 47 г. возвратился в Италию, примирился с Цезарем, который проявил к нему благосклонность. Ц. предоставил доказательства своей лояльности в некоторых речах (Pro Marcello, Pro rege Deiotaro). В это непростое время Ц. переживал также семейный кризис: в 46 г. он развелся с первой женой Теренцией и вступил в неудавшуюся связь с юной Публией. В 45 г. он пережил смерть любимой дочери от первого брака Туллии. Он уединился в своем доме, вновь ища утешения в философии и литературном труде. Однако, ему не удалось остаться наблюдателем развернувшихся событий. В 44 г., после убийства Цезаря, в 14 речах, названных самим Ц. филиппиками (см. <<Демосфен>>), он напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике - юном Октавиане (см. <<Август>>). По заключении так называемого II Триумвирата в 43 г. между Антонием, Октавианом и Лепидом, Антоний добился у Октавиана смерти для своего врага. Ц. был убит 7 декабря 43 г. неподалеку от своей виллы в Формии. - Литературное наследие Ц. включает в себя речи, сочинения по риторике, философские трактаты и письма. Речи иллюстрируют 30 лет его чрезвычайно деятельной жизни (81-43 гг.). Они были тщательно подготовлены к публикации. Часто в своей окончательной литературной форме они отличались от фактически произнесенных. Стиль отчетливо эволюционирует: от используемого в первых выступлениях азиатского стиля, возвышенного, насыщенного метафорами, риторическими украшениями, с характерными длинными периодами, через «средний» стиль - более умеренный, тоже с украшениями, однако менее патетический, Ц. пришел к совершенно простому и лишенному украшений «аттическому» стилю. Но ему удавалось в зависимости от характера речи и от аудитории использовать их все. Речи Ц. отличали эрудиция, полет и юмор. Их воздействие основывалось на искусстве периодизации и ритмизации гармонично построенной фразы, изобилующей старательно подобранными стилистическими средствами. Из ораторского наследия Ц. сохранилось 58 речей целиком или большей частью и 20 фрагментов. Исходя из характера этих речей их можно было бы разделить в самом общем виде на судебные и политические. Наиболее известные из первых - В защиту Квинкция (Pro P. Quinctio; 81 г.), первая опубликованная речь на гражданском процессе, отмеченная чертами азиатской манеры, и речи на процессе против Верра (70 г.), наместника Сицилии в 73-71 гг., который допустил там великие злоупотребления. Процесс против Верра включает: Речь против Квинта Цецилия (In Q. Caecilium), подставленного Верром на роль обвинителя; Первая речь против Верра (In Verrem actio I), после которой Верр был осужден на изгнание, и Вторая речь против Верра (In Verrem actio II) в 5 частях. Эта последняя никогда не произнесенная, мастерски обработана литературно и представляет важный документ для установления методов эксплуатации, используемых администрацией провинций. Ее четвертая часть под заглавием О статуях (De signis) приводит обзор произведений искусства на Сицилии. В защиту Мурены (Pro Murena; 63 г.), шутливая, весьма удачная в стилистическом отношении. В защиту поэта Архия (Pro Archia poeta; 62 г.) содержит среди прочего восхваление поэзии и науки. Из речей политического характера первая - это О предводительстве Помпея (De imperio Gn. Pompei; 66 г.) в войне с царем Понтийским Митридатом. Речи против Катилины (In Catilinam orationes IV; 63 г.), разоблачающая разорившегося аристократа, предводителя готовившегося в Риме переворота. Этих речей было четыре. Из них наиболее известна первая. Она отличается совершенным владением так называемым средним стилем. Речи против Антония (In Marcum Antonium orationes Philippicae; 44 г.), которых было четырнадцать, произнесенные в Сенате и перед народом с целью спасения погибающей республики, страстные и полные оскорблений, вновь становятся патетическими. Сочинения по риторике касаются теории красноречия: подбора материала, манеры произнесения, стиля, языка и интеллектуальной подготовки оратора. Он развивает взгляды греков, дополняя их собственными наблюдениями из судебной и юридической практики, что позволило актуализировать содержание и придать произведению римский характер. Так, юношеское произведение Ц. Риторические сочинения (Libri rhetorici) в 2 книгах, от которых сохранилась только часть О содержании (De inventione; 81 г.), носит следы знакомства автора с греческим пособием по риторике Гермагора и анонимным сочинением Rhetorica ad Herennium. Лучшее же произведение на эту тему Оратор (De oratore; 55 г.), выстроенное в форме диалога, направлено на разрешение давнего спора о характерных особенностях красноречия: лежат они в области философии (Аристотель) или риторики (Изократ). Ц. соединяет эти два взгляда в утверждении, что идеальный оратор, кроме навыков в своем ремесле должен иметь основательное философское образование. Дополнением к этому диалогу является Оратор (Orator; 46 г.), в котором Ц. нарисовал образ идеального оратора, опираясь на пример Демосфена, свободно владевшего тремя стилями. Собственные убеждения Ц. изложил в сочинении Брут, где представил историю римского красноречия и дал указания, как следует произносить речь. Он критикует сторонников так называемого аттицистического стиля, простого, берущего за образец греческого оратора Лисия. Эту тему он поднимает также в небольшой работе О лучшем ораторе (De optimo genere oratorum). В двух произведениях из области риторической техники Ц. возвращается к тематике, затронутой в Риторических сочинениях. Это Категории риторики (Partitiones oratoriae; 46 г.), разновидность учебного пособия в форме диалога с философской окраской, Топика (44 г.), философско-риторическое произведение, исходным пунктом рассуждений в котором был трактат Аристотеля того же названия. Ц. излагает здесь квинтэссенцию риторической теории, иллюстрируя ее примерами из области римского права. Все свои философские произведения Ц. написал в 54-51 и 46-44 гг. В соответствии с духом времени, Ц. был эклектиком, то есть черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем. Из стоической философии, представленной в Риме Паэцием, он популяризировал прежде всего этику; познакомил Рим с философскими взглядами Новой Академии (Антиох Аскалонский), теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством, выступая, однако, против свободы нравов, которую порой незаслуженно приписывали последователям этой школы. Наилучшей формой изложения философии Ц. признал диалог, известный из сочинений Платона, а в особенности Аристотеля; он создал также латинскую философскую терминологию. Из обширного творчества Ц. внимания заслуживает Республика (De republica; 54-51) в 6 книгах, сохранилось только окончание произведения, известное как Сон Сципиона (Somnium Scipionis). С. развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. О правах (De legibus; 51 г.) представляет собой дополнение к трактату Республика. Из 5 книг сохранились целиком первые три, чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. Идеи создания обоих вышеназванных произведений созрели под влиянием Платона. О природе богов (De natura deorum; 45 г.) в 3 книгах содержит обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ. Наивысшее благо и наибольшее зло (De finibus bonorum et malorum; 45 г.) в 5 книгах обозревает взгляды различных школ на проблему добра и зла. Это произведение обладает значительными литературными достоинствами. Тускуланские диспуты (Tusculanae disputationes; 45 г.) в 5 книгах заключает в себе рассуждеения о счастье и необходимых условиях его достижения. Катон о старости (Cato Maior de senectute; 45 г.), великолепный трактат, посвященный Аттику, в котором Ц. оспаривает недостатки, приписываемые старости, выдвигая на первый план преимущества этого возраста. Об обязанностях (De officiis; 45 г.) в 3 книгах, последнее философское произведение Ц., посвященное сыну Марку, исполнено заботы об общем благе. Ц поднимает вопрос выбора между тем, что достойно (honestum), и тем, что полезно (utile). Заслуга Ц. состоит не только в том, что он познакомил Рим с греческой философией, но и в том, что в своих произведениях он сопоставлял греческую философскую мысль с римской традицией и римской действительностью, среди прочего посредством иллюстрирования тезисов римскими примерами. Из корреспонденции Ц. нам известна почти 1000 писем, составленных в 4 сборника. Письма к знакомым (Epistulae ad familiares) в 16 книгах (название происходит от гуманистов) включает в себя переписку Ц. с различными знакомыми ему людьми, а также их письма к Ц. Среди прочих мы находим письма Катона, Марка Лепида, Азиния Полиона. Письма к Аттику (Epistulae ad Atticum; 68-44 гг.) в 16 книгах. Сборник содержит почти исключительно письма Ц. к его другу Помпонию Аттику. Это наиболее личные и искренние письма, представляющие собой источник познания личности автора, а прежде всего - возможность исследовать окружение писателя. Письма к брату Квинту (Epistulae ad Quintum fratrem; 60-54 гг.), малый сборник в 3 книгах, содержит письма Ц. к брату Квинту и среди них - первый подробнейший трактат об управлении провинцией, написанное в ответ на письмо брата для Ц., когда последний хлопотал о консульстве. Письма к Марку Бруту (Epistulae ad M. Brutum; 43 г.) в 2 книгах содержит корреспонденцию Ц. с Брутом, одним из убийц Цезаря, а также Брута с Ц; среди этих писем находится и письмо Брута Аттику. Письма Ц. отражают общественную жизнь Рима в период упадка республики на протяжении четверти века, представляя собой ценный документ эпохи, выявляя как человеческие слабости, так и благородство Ц. В письмах Ц. предстает прекрасным стилистом, а их язык позволяет нам судить о повседневной латыни образованных сословий. Лишь короткие отрывки дошли до нас от поэтического творчества Ц. Несколько более крупные фрагменты сохранились от поэмы Аратея, представлявшей перевод греческого произведения Арата под название Феномены, расширенного Ц. за счет данных, почерпнутых у комментаторов Арата. О своем консульстве (De consulatu suo), поэма, описывающая деяния Ц. во время его консульства, в 3 песнях стала причиной его столкновения с Помпеем и недовольства последнего. Из нее сохранилось 3 стиха. Разделение наследия Ц. на речи и риторические и философские трактаты было введено исключительно для упрощения, ибо в действительности эти три стороны его творчества тесно связаны между собой. Проза в произведениях Ц. достигает вершин мастерства, обеспечивая ему первое место среди латинских стилистов. Весь период, в который творил Ц., называется в истории литературы веком Цицерона. Произведения Ц. и его личность оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.
II.
    Цицерон, Квинт Туллий; Cicero, Quintus Tullius, 102 - 43 гг. до н. э., римский политик, брат Марка Туллия Цицерона, вместе с которым он учился в Афинах. В 61 - 58 гг. был пропретором в Азиатской провинции. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем выступал на стороне Помпея. После поражения последнего перешел к Цезарю. Погиб в 43 г. - В 64 г. написал для брата Commentariolum petitionis - памятную записку о консульстве, наставляя того, каким образом ему следует поступать, чтобы получить максимальное количество голосов избирателей. Из переписки братьев в 60-54 гг. сохранились три книги писем Марка к Квинту, и среди них только четыре письма написанные Квинтом. Квинт Ц. был также автором несохранившихся трагедий, в том числе пьесы Электра.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Марк Туллий Ц. (106-43 до н. э.) - др.-рим. политический деятель, оратор, писатель) Он (аббат Флобера и Золя) Цицерона, на перине, Читает, отходя ко сну: Так птицы на своей латыни Молились Богу в старину. ОМ915 (102.2)
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Позиция Цицерона
    Цицерон родился в 106 г. до н.э. и в 43 г. до н.э. был убит солдатами Антония. Множество философских сочинений, дошедших до нас, были написаны им в последний период жизни. В 46 г. до н.э. среди прочих были написаны: "De officiis" ("Об обязанностям), "Tusculanae" ("Тускуланские беседы") и др. Цицерон был типичным представителем эклектицизма в Риме. Если воспользоваться современными метафорами, Антиох был правым по отношению к Филону, Цицерон же был эклектиком более догматичным, чем Филон, ничего не добавив ни к антискептической критике, ни к позитивному пробабилизму. О Цицероне можно говорить, скорее, как о культурном явлении, чем как о научном. Он был своего рода мостом, соединившим греческую культуру с римской, а затем с западной в целом. Не отнимешь у Цицерона известные удачные интуиции по моральным проблемам, но это были интуиции и только. Он, как и многие представители римской философии, не был особенно богат оригинальными идеями. В молодости он слушал эпикурейца Федра, потом Зенона, стоика Диодора, Панеция, дружил с Посидонием, испытал влияние Филона из Лариссы, Антиоха из Аскалоны, читал Платона, Ксенофонта, Аристотеля, полемизировал с эпикурейцами. По оценке Маркези "Цицерон не дал новых идей миру... Его собственный внутренний мир небогат, ибо в нем много других голосов". Но его роль в популяризации греческой культуры необычайна. В этой оживляющей и распространяющей силе и заключался латинский гений - в триумфе греческой мысли по всему миру.
История философии. Энциклопедия
ЦИЦЕРОН, (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве" (54-51), "О законах" (52), "О границах добра и зла" (45), "Катон Старший, или О старости" (44), "Лелий, или О дружбе" (44), "Об обязанностях" (43) и др. Ц. познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) - "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio - восхождение). В этике и теологии - сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Ц., - единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Ц., через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Ц. искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Ц., основанная на достижениях греческой культуры философская глубина - атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи - неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Ц., может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(Cicero) Марк Туллий (106—43 до н.э.) — римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: ‘Тускуланские беседы’ в 5 книгах, ‘О государстве’ (54—51), ‘О законах’ (52), ‘О границах добра и зла’ (45), ‘Катон Старший, или О старости’ (44), ‘Лелий, или О дружбе’ (44), ‘Об обязанностях’ (43) и др. Ц. познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия ‘определение’ (definitio) — ‘дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить’, а также ‘прогресс’ (progressio — восхождение). В этике и теологии — сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Ц., — единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Ц., через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Ц. искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Ц., основанная на достижениях греческой культуры философская глубина — атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи — неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Ц., может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
Новый философский словарь
(Cicero)
Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве" (54-51), "О законах" (52), "О границах добра и зла" (45), "Катон Старший, или О старости" (44), "Лелий, или О дружбе" (44), "Об обязанностях" (43) и др. Ц. познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) - "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio - восхождение). В этике и теологии - сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Ц., - единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Ц., через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Ц. искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Ц., основанная на достижениях греческой культуры философская глубина - атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи - неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Ц., может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
А.А. Грицанов
Философский словарь
Марк Туллий (106 — 43 до н. э.) — древнеримский оратор, философ и политический деятель. Его философские соч., написанные гл. обр. в форме диалога, эклектичны. В теории познания Ц. склонялся к скептицизму, считая, что нет критерия для отличения реальных представлений от нереальных. Гл. внимание Ц. уделяет проблемам этики, изложенным в соч.: “О границах добра и зла” (45), “Катон Старший, или О старости”, “Лелий, или О дружбе” (44), “Об обязанностях” (43) и др. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, о противоречии нравственного долга и личной пользы, пытаясь дать практические рекомендации. Ц. призывает следовать заложенной в человеке природе, истинную сущность к-рой, по его мнению, раскрывает только практическая философия. При этом необходимо стремиться к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. В политических соч. (“О государстве”, 54 — 51, “О законах”, 52) Ц. склонялся к выводу о необходимости слияния монархического, аристократического и демократического начал в деятельности государства и считал, что этому требованию отвечает римская конституция.
Философский энциклопедический словарь
ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (род. 3 янв. 106, Арпинум – ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) – рим. политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греч. философией, по-своему интерпретировав ее; причислял себя к новоакадемической школе. Как скептик, он избегал аподиктических суждений. В этике и теологии был сторонником учения Стой (Посидония). Его работы оказали сильное влияние на представителей Возрождения и Гуманизма (Петрарку, Эразма). Осн. соч. включены в «Избр. соч.». М, 1975.
Философский энциклопедический словарь 2
        Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1. 106 до н. э., Арпинум,— 7.12.43 до н. в., близ Кайеты, совр. Гаэта), рим. оратор и Гос. деятель, теоретик риторики, классик лат. художеств. и филос. прозы. Как философ Сформировался под воздействием идей синкре-тич. философии эллинизма, испытав влияние практически всех её Школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, Стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскало-на. Сделав гл. своей целью филос. просвещение римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изЛожейии собств. взглядов («Тускуланские беседы» I 1—8), что способствовало утверждению дальнейшего представления о нём как об эклектике. В действиТеЛьНости филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой Своеобразное претворение — на рим. социально-культурной основе — наиболее гу-манистич. и реалистич. идей греков. Ц. обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение филос. деятельности, отстаивает принцип единства филос. теории и практич. гражд. жизни («Об ораторе» 51—53). Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял осн. внимание вопросам этики и политич. теорий («О пределах добра и зла», «О Судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Ц. стремился примирить стойч. принцип самодостаточности добродетели С перипатетич. принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внеш. блага» «желательными» для человеч. счастья. Стоич. фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Ц,: разработал оригинальное учение о нравств. и гражд. обязанностях. В политич. теории Ц. был близок к идее естеств. права; вслед за Полибием считал наилучшей формой гос. правления «смешанную», края соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя её прообраз в гос. устройстве респ. Рима (нар. собрание, сенат, консулат). Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в ср. века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения. Scripta quae manserunt omnia, fasc. 2—47, Lipsiae, 1915— 1917 (новое изд. 1961—1964—); в рус. пер.—Диалоги. О государстве.— О законах, М., 1966; Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Избр. соч., М., 1975; О старости.— О дружбе.— Об обязанностях, М., 1975.
        Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Буассье Г., Ц. и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Ц. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzеl В., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Bd 1—3, Lpz. (877—83; Ruegg W., Cicero und der Humanismus, Z., 1946; Seel O., Cicero. Wort, Staat, Welt, Stutt., 1903; Valente M., L'ethique sto'icienne chez Ciceron, P., 1956; Hunt H. A. K., The humanism of Cicero, Carlton, 1954; DOuglas A., Cicero, Oxf., 1968; Gor l er W., Untersuchungen zu Ciceros Philosophie, Hdlb., 1974; Heu? A., Cieefos Theorie vom remischen Staat, Gott., 1975.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЦИЦЕРОН


будет выглядеть так: Что такое ЦИЦЕРОН