Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЦЕЗАРЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Цезарь
        Гай Юлий (Gaius Julius Caesar) (102 или 100, Рим, — 15.3.44 до н. э., там же), древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Из патрицианского рода Юлиев. Связанный родством с Г. Марием (См. Марий) и Цинной (См. Цинна), при Сулле (См. Сулла) вынужден был уехать из Рима в Малую Азию. После смерти Суллы (78) вернулся в Рим и включился в политическую борьбу (выступил с речами против сторонников Суллы Г. Долабеллы и П. Антония, обвинявшихся в вымогательствах в провинциях). В 73 — военный трибун. Активно участвовал в борьбе за восстановление прав народных трибунов, урезанных Суллой, за реабилитацию марианцев, подвергавшихся преследованиям в период диктатуры Суллы, и имени самого Г. Мария. В 68 — квестор. Избранный эдилом на 65, Ц. устраивал дорогостоящие зрелища, пышные театральные представления, гладиаторские бои, общественные обеды, завоёвывая популярность в широких кругах римского гражданства. В 62 — претор, затем в течение 2 лет наместник в римской провинции Испании Дальней, где проявил незаурядные административные и военные способности. Чтобы укрепить своё политическое положение и обеспечить избрание в консулы на 59, Ц. вступил в 60 в союз (частное соглашение) с наиболее влиятельными политическими деятелями того времени Г. Помпеем (См. Помпей) и М. Крассом (т. н. 1-й Триумвират). Будучи консулом, в 59 провёл ряд законов с целью укрепления государственного устройства и решения некоторых социальных проблем (около 20 тыс. граждан — ветераны Помпея и отцы не менее трёх детей — получили земельные участки в Кампании; в интересах публиканов (См. Публиканы) снизил откупную сумму налогов на одну треть и др.). После окончания срока консульства Ц. добился назначения в качестве наместника в Цизальпинскую, а затем и Нарбонскую Галлию с правом набирать легионы и вести войну. В ходе галльских походов 58—51 он завоевал всю заальпийскую Галлию от Белгики до Аквитании. Численность армии Ц. была доведена до 10 легионов. Находясь в провинции, Ц. искусно вмешивался в политическую борьбу в Риме. Гибель Красса в 53 привела к распаду триумвирата, этому способствовало также обострение отношений между стремившимися к единоличной власти Ц. и Помпеем. Вражда между ними осложнялась острой политической борьбой сторонников традиционного сенатского республиканского правления и приверженцев монархического порядка. Помпей возглавил сторонников сенатской республики, в то время как Ц. — её противников. Разгромив войска Помпея и его политических союзников под Илердой (49), Фарсалом (48), Тапсом (46) и Мундой (45), Ц. оказался во главе римского государства. Его власть выражалась в традиционных республиканских формах: он обладал полномочиями диктатора (в 49, 48—46, 45, с 44 — пожизненно), консульской властью (с 47 — на пять лет, с 44 — на десять), постоянной властью трибуна (с 48), префекта нравов (с 46) и др. полномочиями. В 44 он получил пожизненную цензуру, и все его распоряжения были заранее одобрены сенатом и народным собранием. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Ц. стал фактически монархом, сохранив, однако, римские республиканские формы правления. Ему были декретированы и внешние признаки монархической власти: золочёное кресло, почётная колесница, особая одежда и обувь, резиденция на Палатине; в его честь была воздвигнута статуя с надписью «Полубогу», дни его побед объявлялись общественными празднествами и т.д. Монархические устремления Ц. вызвали сильную оппозицию представителей республикански настроенной знати и даже части его бывших сторонников. Против него был организован заговор (более 80 чел.) во главе с Г. Кассием (См. Кассий) и М. Ю. Брутом. В Мартовские иды 44, во время заседания сената, он был убит.
         Ц. был крупнейшим римским писателем. Его перу принадлежат 2 дошедших до нас произведения: «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне», для которых характерна продуманная ясная композиция, простой, непринужденный рассказ, точный язык, конкретность образов и тонкая характеристика как отдельных лиц, так и целых народов (особенно галлов). Известны сборники речей и писем Ц., 2 памфлета, ряд стихотворных работ, трактат по грамматике (не дошли).
         Ц. — один из выдающихся полководцев. Его полководческий талант ярко проявился при завоевании Галлии (58—51) и в гражданской войне (49—45). Вплоть до 19 в. военачальники учились у Ц. военному искусству. А. В. Суворов и Наполеон считали знание трудов Ц. обязательным для каждого офицера.
         Для стратегии Ц. были характерны: умение правильно определить направление главного удара; использование разногласий в лагере противников и разгром их по частям (в 58 — гельветов и свевов, в 57 — белгов, в 56 — венетов, в 52 — треверов, в 51 — арвернов); осуществление смелого стратегического маневра в целях последовательного решения стратегических задач (разгром противника в гражданской войне сначала в Испании, затем в Греции, позднее в Африке и Азии и снова в Испании); искусная организация быстрых маршей (например, в Галлии, действуя против свевов, войско Ц. за 7 дней прошло около 200 км); умелое маневрирование на коммуникациях противника (в 49 в Испании Ц. одержал победу при Илерде, не вступая в сражение, одним превосходством в маневрировании); организация совместных действий армии и флота (морские десанты в Британию в 55—54). Характерными чертами тактики Ц. являлись: детальное изучение противников, психологий и способностей их полководцев, тщательная разработка замысла сражения; использование принципа внезапности; учёт особенностей рельефа местности и др. Ц. принадлежит заслуга в создании резерва и разработке принципов его использования. «Цезарь для боя строил армию обыкновенно в три линии: четыре когорты каждого легиона стояли в первой линии и по три когорты во второй и третьей линиях... Третья линия составляла общий резерв для решительных маневров против фронта или фланга противника и для отражения его решительного удара» (Энгельс Ф., Избранные военные произведения, 1956, с. 153). В сражении при Фарсале (48) против превосходящих сил Помпея Ц,, кроме главных резерва, создал специальный частный резерв из 6 когорт, который расположил за правым флангом перпендикулярно к третьей линии фронта в сторону фланга и использовал для отражения конницы противника, а затем для контрудара и добился полного разгрома врага. Ц. широко применял и совершенствовал фортификацию (строительство дорог, мостов, укрепленных лагерей, систем сооружений при осаде крепостей). При осаде Алезии (52) Ц. за 40 дней возвёл вокруг города две мощные укрепленные линии, а затем осадой вынудил противника сдаться.
         Соч.: Bellum Gallicum. Lpz., 1968; Commentarii belli civilis, Lipsiae, 1969; в рус. пер.— Записки..., 2 изд., М., 1962.
         Лит.: Машкин Н. А., Принципат Августа, М. — Л., 1949; Утченко С. Л., Кризис и падение римской республики, М., 1965; его же, Юлий Цезарь, М., 1976 (лит.); Моммзен Т.. История Рима, рус. пер., т. 3, М., 1941; Ферреро Г., Величие и падение Рима, рус. пер., т. 1—2, М., 1915—16; Meyer Ed,, Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 2 Aufl., Stuttg. — B., 1919; Fuller J., Julius Caesar, man, soldier and tyrant, L., 1965: Baisdon J., Julius Caesar. A political biography, N. Y., 1967.
         В. И. Кузищин, Р. А. Савушкин (полководческое искусство).
        Ю. Цезарь.
II
Цезарь
        кесарь (лат. Caesar), в Древнем Риме первоначально имя одной из ветвей патрицианского рода Юлиев, к которой принадлежал Гай Юлий Цезарь; в период империи титул самого императора и его наследника.
Мультимедийная энциклопедия
(титул). Это имя (когномен, фамильное имя Caesar), ставшее самым прославленным среди всех римских имен, принадлежало одной ветви рода Юлиев. Свершения Юлия Цезаря настолько возвысили его (вплоть до обожествления), что усыновленный им внучатый племянник Октавиан не только с удовольствием принял имя своего приемного отца, как и полагалось при усыновлении, но продолжал пользоваться им после того, как получил новое имя Август и сделался первым римским императором. Преемники Августа, независимо от того, состояли они в родстве с Цезарем или нет, неизменно следовали его примеру, нарекая себя Цезарями (за исключением, вероятно, лишь Вителлия в 69). Кроме самого императора, это имя получали только члены его семьи (а с 135 - еще и наследник императора). Так имя Цезарь превратилось в титул. В официальном именовании императора он обычно помещался на втором месте, сразу после титула Император, и предшествовал всем личным именам (например, Император Цезарь Веспасиан). В поздней империи звание цезаря означало статус младшего императора, который состоял при старшем, именовавшемся августом, и должен был со временем его сменить (например, цезари Галерий и Констанций Хлор при соответствующих августах Диоклетиане и Максимиане). От слова "цезарь" происходят славянский и немецкий титулы "царь" и "кайзер".
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    I.     ЦЕЗАРЬ, Гай Юлий (13.07.100 — 15.03.44 до н.э.) — рим. политич. деятель и полководец. Ц. женился по политич. соображениям в 84 на дочери Цинны, противника Суллы. В 82, только благодаря настоят. просьбам влият. родни, Сулла согласился не подвергать Ц. неизбежно грозившей ему опале, ввиду его отказа изгнать свою неугод. диктатору супругу. После смерти Суллы в 78 началась его политич. карьера. Он старался привлечь к себе внимание обвинениями сулланцев в деспотизме, участвовал в 74 в войне против Митридата и был избран в 68 квестором. В 65 Ц. женился на племяннице Суллы Помпее. В том же году, будучи уже эдилом, завоевал расположение народа устройством пышных зрелищ и обновлением памятников Марию. В 63 Ц. стал верхов. жрецом (понтификом). После неудавш. гос. переворота, предпринят. Катилиной, он старался при разбирательстве в сенате отклонить смертный приговор его участникам. После претуры в 62 Ц. управлял пров. Испания, где составил состояние и выплатил свои долги. В 59 был избран консулом. Ц. вместе с Помпеем и Крассом заключил первый триумвират. В должности консула ему удалось вопреки упорному противодействию сената провести в жизнь два аграрных закона в пользу ветеранов и неимущих граждан. В третий раз Ц. женился на Кальпурнии, дочери Пизона, консула в 58. Свою дочь Юлию выдал замуж за Помпея. Как проконсулу народ назначил Ц. на срок до 54 Цизальпинскую Галлию вместе с Иллириком, к к-рым сенат добавил еще Трансальпинскую Галлию (Юж. Франция); затем этот срок был продлен на последующие 5 лет. В 58 — 51 Ц. захватил всю Галлию, два раза переправлялся через Рейн и также два раза высаживался в Британии. Во время встречи в Лукке был возобновлен союз между Ц., Помпеем и Крассом. Гибель Красса в 53 возле Карр и смерть Юлии ослабили узы дружбы между Ц. и Помпеем, к-рый снова сблизился с оптиматами и предпринял попытку лишить Ц. власти. После объявл. в Риме воен. положения Ц. был поставлен перед выбором: либо сложить с себя власть, либо утвердиться с помощью воен. силы. 10.01.49 он начал войну переходом через Рубикон, составлявший границу между Цизальпинской Галлией и Италией. 9.08.48 нанес Помпею решит. удар при Фарсале. Помпей бежал и был убит в Египте. Несмотря на отчаян. положение своих войск, Ц. сумел одержать победу в Александрийской войне и сделал Клеопатру властительницей Египта. От Ц. у Клеопатры, покорившей его своей красотой, родился сын Цезарион. Только в июне 47 Ц. покинул Египет. 2.08.47 им была одержана победа над боспорским царем Фарнаком (знаменитое выражение — «Пришел, увидел, победил»). 6.08.48 он разбил при Тапсе собравш. в Африке помпеянцев во главе с сыном Помпея Секстом, Катоном и др.     Возвратившись в Рим, Ц. отпраздновал блестящие триумфы. В 45 победой при Мунде ему удалось положить кон. вооруж. сопротивлению сыновей Помпея. Теперь Ц. явл. неогранич. властителем рим. госуд. Стремясь привлечь на свою сторону как можно большее число представителей высших слоев общества, Ц. проявил снисхождение в отношении побежденных. После победы при Фарсале он был объявлен пожизненно диктатором; ему были даны цензорские полномочия, трибунская власть. К осн. мероприятиям, провед. в этот период Ц., можно отнести реформу гос. строя, улучшение политич. и соц. порядков, реформу календаря, содействие романизации в пров., наделение правами рим. граждан покорен. народов, поддержку ветеранов и поощрение самоуправл. в провинциях. Сенат даровал Ц. титул «императора» с правом передачи его потомкам и титул «отца отечества». От титула rex (царь) Ц. отказался, но не исключено, что он таил намерение возложить на себя диадему и последовать примеру эллинистич. монархов. Однако против него был составлен заговор большинством его бывших приверженцев во главе с Брутом и Кассием. Во время созыва сената на мартовские иды 15.03.44 заговорщики осуществили свое намерение; Ц. был убит.     Ц. пал жертвой заговора сенатской аристократии, к-рую он так и не смог отстранить от управления госуд. Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единолич. властью. В обл. внутр. политики его целью явл. укрепление положения средних и мелких рабовладельцев и расширение тем самым базы империи и рабовлад. строя.     Жизнеописание Ц. сделано Светонием. Имя Ц. стало отожд. с понятием «императора» и «царя», позднее все рим. императоры сами принимали титул «цезарь» и присваивали его своим сыновьям. Из лит. наследия Ц. до нас дошли «Записки о галльской войне» в 7 кн., к к-рым позднее Гирцием была добавлена 8-я кн. Надгробная речь Ц. на похоронах его тетки Юлии, вдовы Мария, была утрачена. Сохран. «Записки о гражданской войне» в 3 кн.     Дошедшие до нас небольшие соч. об Александрийской, Африканской и Испанской войнах принадлежат, очевидно, перу др. автора. Произв. Ц. отличала ясность изложения и классич. стиль. Месяц рожд. Ц. был переименован в «июль».     II.     ЦЕЗАРЬ, кесарь — в 44 до н.э. Гай Юлий Цезарь усыновил своего внучатого племянника Гая Октавия, и тот стал именоваться Гай Юлий Цезарь Октавиан, позднее — имп. Цезарь, а после того, как сенат в 27 присвоил ему титул «август» — имп. Цезарь Август. С тех пор эти три имени составляют прочную основу титулатуры верхов. властителей рим. державы. В основе императ. могущества лежало не только право распоряжаться большей частью гос. финансов и обширные земельные владения, но и ряд гос.-политич. функций принцепса и его роль в гос. религии. Во-первых, он носил высокий жреч. сан понтифика, во-вторых, существовал культ императора, начало к-рому было положено 1.01.42 до н.э., когда был обожествлен Цезарь, а его преемник стал именоваться «сын бога». Впослед. большинство императоров обожествл. после смерти, однако нек-рые из них (напр., Калигула, Домициан, Коммод) и при жизни почитались как божества. Истоки упорядоч. культа императоров с храмами и жрецами (августалами лежат в вост. культах властителей; с Востока они и пришли в зап. пров. Рим. империи. Под влиянием христианства, к-рое с одной стороны, не могло согласиться с такой формой культа, хотя, с другой, было заинтересовано в сакрализации императ. величия, сформировалась идея божеств. милости (4 в.). Наряду с императорами из рода Юлиев-Клавдиев (Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон) и Флавиев (Веспасиан, Тит, Домициан) а также имп. Нервой в период до 98 н.э. императ. трон занимали выходцы из др.-рим. и италийских сенаторских семей. Начиная с Нервы вплоть до Марка Аврелия, преемниками императора становились через усыновл., при этом титул «Ц.» переходил от правящего императора к предполаг. преемнику. В этот период наряду с Траяном, Адрианом, Антонином Пием и Марком Аврелием трона достигали и сенаторы — выходцы из зап. рим. пров. За сыном Марка Аврелия, Коммодом, императ. трон заняли т.н. «солдатские императоры»: сначала это были выходцы из африк. сенаторских семей, имевших родовые связи с Сирией (Септимий Север, Каракалла, Элагабал, Александр Север), потом, вплоть до 284, армейские выдвиженцы различ. происхожд. В результате гос. реформ Диоклетиана власть разделилась между двумя августами и двумя Ц. После это-го было предпринято неск. попыток династич. правл. (Константин I, Валентиниан I, Феодосий I и их потомки). После падения Зап. Рим. империи традиция императ. правл. сохраняется только вост.-рим., а позже визант. правителями вплоть до того времени, когда арл Великий 25.12.800 получил от папы Льва III корону императора, имея намерение восстановить и продолжить традиции Зап. Рим. империи; в 962 императ. короной был увенчан Оттон I. С кон. 9 в. н.э. титул «царь», произвед. от лат. носят верхов. правители Болгарского царства, а с 15 в. — московские великие князья.
Орфографический словарь Лопатина
Ц`езарь, Ц`езарь, -я (родовое имя первых римских императоров: дин`астия Ц`езарей; жен`а Ц`езаря вн`е подозр`ений) и ц`езарь, -я (титул римских и византийских императоров)
Толковый словарь Ефремовой
[цезарь]
м.
1) Титул римских и византийских императоров.
2) Лицо, имевшее такой титул.
Античные писатели
    Цезарь, Гай Юлий, Gaius Iulius, 100-44 гг. до н. э., римский государственный деятель, писатель. Происходил из знатного, хотя и пришедшего к тому времени в упадок рода Юлиев. Его личность тесно связана с важнейшими событиями в древнем мире в середине I в. н. э. Получивший хорошее образование, он прекрасно знал греческую и римскую литературу, интересовался также языком и грамматикой. Учился на Родосе (76 г. до н. э.). В начале своей политической карьеры он был связан с группировкой популяров. Ему удалось обратить себе на пользу тот факт, что его тетка была женой Мария (на ее погребении в 68 г. Ц. произнес речь, прославлявшую род Юлиев; эта речь привлекла к нему внимание римской общественности). В 68 г. до н. э. был квестором Испании, в 65 г. до н. э. - эдилом. Уже тогда он соперничал с Крассом, выдающимся политиком и одновременно одним из самых богатых людей в Риме. До некоторой (точно неизвестной) степени был причастен к заговору Катилины, однако ему удалось избежать репрессий, которым подверглись заговорщики. В 63 г. до н. э. получил звание верховного жреца (pontifex maximus). В 62 г. исполнял обязанности претора, затем уехал в Испанию, где занял должность наместника. По возвращении (60 г. до н. э.) заключил тайное соглашение с Помпеем и Крассом, названное Первым Триумвиратом. Совместные действия триумвиров принесли Ц. консульство в 59 г. В 58 г. Ц. принял наместничество в Галлии. В течение ближайших 9 лет покорил галлов, бельгов, гельветов, германцев, а также предпринял поход на Британские острова. Его победы возбудили беспокойство сената и Помпея. Смерть Красса ускорила разрыв связей между участниками триумвирата. Вызванный в Рим постановлением сената, без своих легионов, Ц. не подчинился приказу и во главе своего войска перешел реку Рубикон, представлявшую собой границу Италии (тогда он и произнес знаменитые слова: «Alea iacta est» - Жребий брошен). Это привело к гражданской войне. Италию, оставленная Помпеем, который бежал на восток к своим легионам, Ц. занял без борьбы. До решающего сражения дело дошло в Греции под Фарсалией в 48 г. до н. э. Помпей был разбит и бежал в Египет, где и был убит. После его смерти Ц. повел дальнейшую борьбу со своими противниками на территории Египта, Африки, Испании и Малой Азии (о победе над царем Понтийским он уведомил сенат тремя словами; «Veni, vidi, vici» - Пришел, увидел, победил). После одержанных на войне побед основной задачей Ц. стало укрепление в различных формах своей неограниченной власти, невзирая на существование республиканских институтов. Ц., как некогда Сулла, объявил себя диктатором. Он занимал эту должность до ближайших консульских выборов в 49 г., затем - в 48 г. В 45 г. пребывание в должности было ему продлено на 10 лет, а в феврале 44 г. он был утвержден в ней пожизненно. Политика Ц., направленная на преобразование Рима в монархию эллинистического типа, выбивала почву из-под ног многих римских общественных группировок, особенно сената. Именно в кругу сенаторов сложился заговор, во главе которого встали Марк Брут и Гай Кассий. Ц. погиб от рук заговорщиков 15 марта 44 г. до н. э. - Ц. развил в Риме активную строительную деятельность. Ему мы также обязаны реформой календаря. В своей необычайно насыщенной жизни Ц. находил также место для литературного творчества. Его собственной политической карьере должны были послужить два произведения, названные Записки (греческое hypomnemata, лат. commentarii). В таких записках государственные деятели в доступной форме описывали события, очевидцами и участниками которых они были, чтобы навязать читателям собственную точку зрения. От других исторических произведений такие hypomnemata отличаются избеганием прямого цитирования известных высказываний (у Ц. они встречаются лишь в форме косвенной речи), отсутствием драматических описаний и упрощенным стилем. Авторы говорят о себе всегда в третьем лице. Записки о Галльской войне (Commentarii de bello gallico) в 7 книгах, описывавшие сражения Ц. в Галлии в 58-52 гг. до н. э., должны были сформировать общественное мнение Рима об успехах и намерениях Ц. Несомненная тенденциозность этого произведения находит свое выражение в приукрашивании фактов и их отборе, однако не приводит к искажению событий. Произведение это ценно для нас как источник сведений о галлах и германцах, ибо Ц. включил в него множество сведений об обычаях этих народов. Записки о Галльской войне являются также выдающимся литературным произведением, их язык, чрезвычайно простой, есть результат тщательного подбора слов и неуклонной заботы о форме. Они получили высокую оценку Цицерона. Дополнением к Запискам представляется VIII книга, написанная Авлом Гиртием, одним из командиров Ц., рисующая заключительный этап Галльской кампании в 52-50 гг. до н. э. Другое сохранившееся произведение Ц., Записки о гражданской войне (Commentarii de bello civili) в 3 книгах, изданные уже после смерти автора, описывают события 49 и 48 гг. до н. э. Этих записок, задуманных как история всей гражданской войны, Ц. не успел закончить. Повествование обрывается в начале так называемой Александрийской войны (пребывание Ц. в Египте). Его продолжает сочинение под заглавием Александрийская война (Bellum Alexandrinum), представляющее дальнейшие события войны, начиная с 47 г., которое, возможно, принадлежит перу Авла Гиртия. Мы не знаем автора ни одной из двух других аналогичных работ: Войны в Африке (Bellum Africanum), описания войны между Ц. и сторонниками Помпея в 47-46 гг., закончившейся победой Ц. под Тапсом в Африке, а также Войны в Испании (Bellum Hispaniense), охватывающей события с 45 г. и победу Ц. под Мундом. Все эти сочинения были объединены с Записками Ц. в так называемый Corpus Caesarianum, известный в таком виде уже Светонию. Другие произведения Ц. пропали. Мы, однако, знаем, что он писал стихи (по-латыни и по-гречески), драмы, речи. Был среди прочего автором двух язвительных политических памфлетов, направленных против Катона Младшего (Антикатоны, нап. В 45 г.), а также грамматического труда Об аналогии (De analogia) в 2 книгах, созданного в пятидесятые годы и адресованного Цицерону, где Ц. включился в спор об аналогии и аномалии, защищая языковые закономерности. Произведениями Ц. пользовались Ливий, Николай Дамасский, Тацит, Дион Кассий, Орозий.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
1. (Гай Юлий Ц. (100-44 до н. э.) - др.-рим. государственный и политический деятель, полководец, писатель; тж в знач. нариц.) "<...> Ты (Клеопатра) видишь ли теперь из гроба, Что Русь, как Рим, пьяна тобой? Что я и Цезарь - будем оба В веках равны перед судьбой?" АБ906 (II,207); Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта Гусиное перо направил Меттерних, - Впервые за сто лет и на глазах моих Меняется твоя таинственная карта! ОМ914 (98.2); Топча по осени дубовые листы, Что густо стелются пустынною тропинкой, Я вспомню Цезаря прекрасные черты - Сей профиль женственный с коварною горбинкой! ОМ915 (105.2); О Цезарь, Цезарь, слышишь ли блеянье Овечьих стад и смутных волн движенье? Что понапрасну льешь свое сиянье, Луна без Рима, жалкое явленье? ОМ915 (300.1); Народ поднял верховный жезел, Как государь идет по улицам. Народ восстал, как раньше грезил, Дворец, как Цезарь раненый, сутулится. Хл917 (107); Но вот нечаянный звонок: "Мы погибоша аки обре!" Как Цезарь некогда, до ног Закройся занавесью. Добре! Хл(919) (116); Мужайся, корабельщик юный! Вперед в лазоревую рожь! Ты больше нежели Фортуну - Ты сердце Цезаря везешь! (обращ. к И. Г. Эренбургу, везшему письмо М. И. Цветаевой мужу - С. Я. Эфрону) Цв921 (II,34); (Как платок, В час сладостного бесчинства. // Уроненный...) - Битвы сей Вы - Цезарь. (О, выпад наглый Противнику - как трофей, Им отданную же шпагу // Вручать!) - Цв924 (III,36); ...Бюргеры, ей (снятся) - бюргерши. Той - пропавший без вести, Этой - Цезарь рядышком... Женщине ж порядочной Ничего не грезится. Цв925 (III,56); Не был Цезарем бы - Стал бы поваром бы... Цв925 (III,85.2); Гунны - конные, ножки гнуты. В фунте двадцать четыре фута. Плюс на минус выходит - плюс. Цезарь - немец. Цв925 (III,101); Превратили в убийства питомник Вы, коричневой крови наемники, Италийские чернорубашечники, Мертвых цезарей злые щенки... ОМ937 (250); Сами участники грозного пира, Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира Будем читать над свинцовой рекой; (о пьесах У. Шекспира "Гамлет", "Юлий Цезарь", "Король Лир") Ахм940 (196.1); 2. (Гай Юлий Ц. Октавиан Август; см. АВГУСТ) Да будет в старости печаль моя светла: Я в Риме родился, и он ко мне вернулся; Мне осень добрая волчицею была И - месяц Цезаря - мне август улыбнулся. Аллюз. ОМ915 (105.2); 3. (Ц. Борджиа) Где-то, вдоль звезд и шпал, - Настежь, без третьего! - Что по ночам шептал Цезарь - Лукреции. (см. комм. к ЛУКРЕЦИЯ) Цв923 (II,209)
Энциклопедия литературных героев
ЦЕЗАРЬ (лат. Caesar, англ. Caesar)
1.
герой 451 эпоса М.Аннея Лукана «О гражданской войне, либо Фарсалия». При жизни император Нерон запретил Лукану публичное чтение и издание эпоса; последний не мог быть опубликован ранее гибели Нерона (68 г. н.э.). Исторический прототип: Гай Юлий Цезарь (100 - 44 до н.э.), с 49 г. - римский правитель; убит заговорщиками. Личность Цезаря - одного из ведущих лиц интереснейшего периода римской истории, знаменитого политика, полководца и писателя - вполне естественно привлекала внимание как историков, так и поэтов уже в античную эпоху. Свидетельством такого внимания являются прекрасные биографии, созданные Плутархом и Светонием. Эпос Лукана выделяется из этого ряда тем, что автор ставит перед собой не столько исторические, сколько именно художественные задачи (при всей условности такого разделения), и Ц. у него - не предмет изучения, но литературный образ, носящий на себе яркую печать авторских пристрастий. Несмотря на то, что Лукан выказывает желание отнестись к героям беспристрастно, уже в самом начале повествования его ненависть к Ц. проявляется вполне отчетливо. (Ж.-Ф.Лагарп считает это противоречие слабостью образа, не искупаемой республиканскими чувствами автора; эта оценка не представляется достаточно обоснованной.) Когда Ц. приблизился к Рубикону, ему предстал печальный образ отечества, умоляющего не переходить этой последней границы; Ц. после недолгих колебаний приступает к переправе и, почти не встречая сопротивления, идет по Италии: «Ц., яростно ждущий сражения, радуется своим путям, если он не залил их кровью, и не стал бы идти, не встретив врага, в геспе-рийские пределы...» Даже милосердие Ц., беспрецедентное в ту эпоху (хотя нет сомнений, что оно было выбрано по соображениям целесообразности), Лукан изображает с отвращением: «Ц. знает, что он <Гн. Домиций> стремится к наказанию и страшится прощения. «Хочешь не хочешь - живи! - по милости нашей сказал он. - Смотри на солнечный свет!.. Но если хочешь, снова испытай оружие - и если ты сам меня победишь, ты мне ничем не обязан»«. К свирепости и кровожадности, еще более циничным, когда он прощает защитников закона - своих врагов, добавляется нечестие: при осаде Массилии, где вокруг не было ни одного дерева для осадных работ, кроме священной рощи, Ц. сам подает пример и, выхватив у оробевшего воина топор, начинает ее рубить: «Пусть весь грех падет на меня!» (Ц. изображен в этой сцене, как известный нечестивец Эрисихтон, погубивший дуб Деметры и наказанный за это вечным голодом (Каллимах и Овидий)). В своей ярости он готов отказаться от того, без чего древние вообще не мыслили финала своей жизни. Застигнутый бурей в Адриатическом море, Ц. говорит: «Пусть у меня не будет погребального костра, лишь бы только меня всегда боялись и ожидали в любой части земли». Венцом этой циничной жестокости является Фарсальская битва; после решительной победы Ц., приказав щадить рядовых (перед сражением: «кто убежит, пусть будет гражданином»), направляет удары своих воинов против Сената и запрещает погребать трупы врагов. Безусловно, мрачная жестокость Ц. (которому Лукан не может отказать в доблести) неотделима от стилистики нероновой эпохи (многие подобные мотивы встречаются и в творчестве Сенеки, дяди Лукана). Тем не менее было бы неоправданным преувеличением усматривать (как это часто бывает) в образе Ц. тираноборческий и республиканский пафос.
Лит.: Буассье Г. Оппозиция при Цезарях
//Собр. соч. СПб., 1993. Т. 2; Петровский Ф.А. Марк Анней Лукан и его поэма о гражданской войне
//Лукан М. Фарсалия. М., 1951.
А.И.Любжин
2.
Герой трагедии У.Шекспира «Юлий Цезарь» (1599). Несмотря на то, что трагедия Шекспира названа его именем, Ц. является не главным действующим лицом, а скорее пружиной действия. Именно вокруг него (поначалу живого, а в еще большей степени - мертвого, убитого заговорщиками-республиканцами) разворачиваются все события ее сюжета, а также раскрываются характеры остальных действующих лиц: Брута, Марка Антония, Кассия и других. Сюжет пьесы почерпнут Шекспиром из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, однако Шекспир, как и всегда, существенно спрессовал реальные исторические события, придав действию пьесы несравнимо больший динамизм и стремительность. Он сознательно (что часто ставилось ему в упрек) оставляет за рамками трагедии знаменитые победы Цезаря-полководца, изображая его как государственного человека, как гражданина города Рима, как римлянина. При всем величии Ц. в трагедии показан суеверным, слабым физически и одряхлевшим; Шекспир неоднократно подчеркивает, что он глуховат. Однако теперь, когда он уже немолод и устал от жизни, отданной служению Риму, он жаждет, чтобы Рим и римляне склонились к его ногам, признав его неограниченную авторитарную власть. У Ц. в пьесе по сути очень мало текста, и, хотя убийство его в Капитолии происходит в начале третьего акта, в предыдущих действиях он появляется всего несколько раз. В одно из таких его явлений к нему выходит Прорицатель, произносящий зловещее пророчество: «Остерегись ид марта». Но даже того немногого, что слышим мы из уст Ц., достаточно, чтобы в полной мере понять, кто перед нами. Шекспир вывел на сцену в своей «римской трагедии», представляющей собой чистейшей воды «политическую пьесу», прожженного политика и политикана, умного, хитрого, познавшего все тонкости закулисья власти. Вот, к примеру, что говорит он Антонию о Кассии: «Он много думает, такой опасен». Опасен тем, что «читает много
//И любит наблюдать, насквозь он видит
//Дела людские».
Сцену, в которой Антоний трижды подносит Ц. корону, а тот трижды от нее отказывается, мы «видим» лишь в пересказе Каски - пересказе, однако, вполне красноречивом, из которого понятны и лицемерие Ц., и его жажда власти, и его склонность к лицедейству, и его умение «подогревать» толпу. Однако перед выходом Ц. в Сенат Шекспир вкладывает в его уста слова, в которых соединились бесстрашие и чувство обреченности. А дальше в Капитолии происходит его убийство, и Ц. произносит свое знаменитое «И ты, о Брут!» (слова, написанные Шекспиром по-латыни, не встречаются у Плутарха, очевидно, они дошли до Шекспира через устные предания). После смерти начинается истинная жизнь Ц. в рассказанной Шекспиром истории. Как говорит Антоний, «дух Цезаря в погоне за отмщеньем,
//С Гекатою из преисподней выйдя,
//На всю страну монаршьим криком грянет:
//«Пощады нет!» - и спустит плот войны...»
В отличие от большинства пьес Шекспира «Юлий Цезарь» никогда не подвергался существенным переделкам. Значительными событиями в истории мирового театра стали постановки трагедии, осуществленные за пределами Англии: в Германии - Мейнингенской труппой (1874). Первым исполнителем роли Ц. стал молодой актер И.Неспер, во время гастролей в России (1885) его играл П.Рихард. Под влиянием увиденного спектакля, одновременно и в полемике с ним, в 1903 году появилась постановка Художественного театра (режиссеры К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко, в роли Ц. - В.И.Качалов). В спектакле Малого театра (1924) роль Ц. исполнил М.Ф.Ленин.
На английской сцене пьеса приобрела особую популярность во второй половине XX столетия - будучи интерпретируемой именно как пьеса с отчетливым политическим подтекстом. Таковы были спектакли Королевского Шекспировского театра 1973 года - часть цикла «Римляне», поставленного Т.Нанном (в роли Ц. - Марк Дигнэм) и 1996 года (постановка А.Ноубла, Ц. - К.Бенджамин).
Ю.Г.Фридштейн
3.
Герой «истории» Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра» (1898). Пьеса, названная автором историей, действительно рассказывает о реальных событиях, происходивших в Египте, - о вступлении войск Ц., о его победе над египетской армией и о признании шестнадцатилетней Клеопатры царицей. Однако историческое повествование само по себе не привлекает Шоу, оно лишь фон, помогающий ярче осветить две ключевые фигуры - Ц. и Клеопатры. В образе Ц. он представляет читателям и зрителям идеального государственного деятеля, полководца и философа. Главное, что отличает Ц. в пьесе Шоу, - умение быть реалистом, т.е. видеть и принимать жизнь такой, какая она есть, не уходя в бесплодные мечтания, не поддаваясь иллюзиям, не строя несбыточные проекты. Ц. приводит свои легионы в Египет, вовсе не желая бессмысленного кровопролития, он готов убеждать и договариваться, хотя и ему не чужд азарт воина-победителя. Он удачно сочетает в себе солдата, политика и мудреца, который способен понимать окружающих и готов их выслушивать. Гениальность Ц. в том и состоит, что он отлично знает, когда надо проявлять каждое из этих качеств. Сцены пьесы (где событий, как всегда у Шоу, совсем немного) одна за другой раскрывают разные стороны характера героя: Ц. пытается сделать из непослушной девочки Клеопатры царицу и со знанием дела говорит о тех достоинствах, которыми она должна обладать; Ц. беседует с предводителем мятежников Потином и показывает себя первоклассным дипломатом; он же готов вместе со своими солдатами захватить александрийский маяк и удерживать его, чтобы он не попал в руки повстанцев, испытывая удовольствие от занятий воинским ремеслом.
Ц. создан Шоу поистине великим человеком - разумным, твердым, лишенным эгоизма и тщеславия - и при этом необыкновенно обаятельным. Секрет его обаяния заключается в естественности поведения и в тех небольших слабостях, которые Ц. не в силах скрыть. Он тщательно прилаживает на голове венок, чтобы скрыть лысину, ему неприятны упоминания о его возрасте, особенно в устах Клеопатры, но, главное, Цезарь способен шутить над самим собой, он остроумен и весел. Именно эта особенность героя Шоу выделяет пьесу из длинного ряда исторической драматургии: юмор и жизнерадостность не покидают драматурга даже тогда, когда речь идет о серьезных событиях.
Пьеса Шоу впервые была поставлена в Германии М.Рейнгардтом в 1906 г. Ц. стал одной из лучших ролей Р.Я.Плятга (1965).
Е.В.Кочетова
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЦЕЗАРЬ


будет выглядеть так: Что такое ЦЕЗАРЬ