Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЦЕЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        один из элементов поведения и сознательной деятельности (См. Деятельность) человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия.
         Наиболее значительное в античной философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология).
         В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Ц. со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Ц. (относящиеся к умению), прагматические Ц. (относящиеся к благу, содержанию поступков) и Категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Ц. носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире «абсолютного духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц., средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).
         Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации расхождения между Ц. и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (Прагматизм, Бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве (См. Неокантианство)). Противопоставление причинности и Ц. привело буржуазную философию к Индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности Ц. человеческой деятельности (что особенно характерно для Экзистенциализма).
         Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: «... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... « (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Ц. как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Ц. как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определённый механизм интеграции различных действий в систему Ц., средство и результат. Ц. — это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — как сложный процесс осуществления Ц., выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определённая типология Ц. — индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Ц. и идеала.
         Марксизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает средства». Исторический опыт показывает, что применение антигуманных средств для достижения человечной Ц. приводит к обесчеловечиванию самой Ц., к подмене её ложной целью. Маркс писал: «... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (там же, т. 1 с. 65).
         В современной науке интерес к понятию Ц. характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи (См. Обратная связь)), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремлённых систем). См. также ст. Целесообразность.
        
         Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же. Экономическо-философские рукописи 1844 г., там же, т. 42; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968; Акофф Р. Л., Эмери Ф. И., О целеустремленных системах, пер. с англ., М., 1974; Методологические проблемы исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. института технической эстетики. Эргономика», 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Luhimann N., Zweckbegriff und Systemrationaitat, Tubingen, 1968; Taylor R., Action and purpose, N. Y., 1973.
         А. П. Огурцов.
Медицинская энциклопедия
в физиологии — нереализованная часть программы функциональной системы (например, наличие мотивации), в соответствии с которой организм мобилизует комплекс реакций, направленных на достижение полезного результата (по П.К. Анохину).
Орфографический словарь Лопатина
цель, цель, -и
Словарь Даля
жен. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень.
Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки по резке, мишени на казеннике, по прицелу.
* Конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее. Целить во что, направлять, наводить, метить, желая попасть; стараться угодить;
Стремиться к чему, хотеть достигнуть чего, намереваться; метить самому куда, на место, в чин и пр. Целиться, страд.
Целить, намеряться чем. В птицу на лету целься на полдлины ее вперед. Прямым выстрелом вернее целиться, чем навесным. И нацелился, да промахнулся. Прицелься повернее. Целенье ср. цельба жен. действие по гл. Цельный выстрел, с прицелу, ·т.е. куда-нибудь наведенный. Целкий стрелок, меткий, верно попадающий; целкость жен. уменье это. Целесообразный, отвечающий цели, намеренью, хотению; удовлетворяющий последствиями своими видам.
Словарь Ожегова
ЦЕЛЬ, -и, жен.
1. Место, в к-рое надо попасть при стрельбе или метании. Попасть в ц. (также перен.: сказать или сделать что-н. точно, верно, именно так, как надо). Самолёты вышли на ц. Воздушная ц. Движущаяся ц. Бить в ц. или мимо цели (также перен.: поступать, говорить точно, верно, именно так, как надо или, напротив, не так, как нужно, без пользы).
2. Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Его ц. учиться. Ставить себе что-н. целью. Благородная ц. Достичь цели. Иметь целью что-н. Ц. оправдывает средства (афоризм).
• В целях чего, предл. с род. имея целью, задачей что-н., для чего-н. Эксперимент в целях проверки.
В целях каких для выполнения каких-н. дел, задач. В каких-то важных целях собрали всех учеников.
С целью чего, предл. с род. для чего-н., в целях чего-н. Визит с целью переговоров. Пришёл с целью поговорить.
С той целью чтобы, союз для того чтобы, затем чтобы. Явился раньше всех, с той целью чтобы первым узнать подробности.
прил. целевой, -ая, -ое. Целевая установка работы.
Словарь синонимов Абрамова
мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. "Намерение, Чтобы". || достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью
Словарь Ушакова
ЦЕЛЬ, цели, род. мн. целей (целей ·прост.), ·жен.
1. Предмет, место, в которое стреляют или должны попасть при стрельбе, мишень. Попасть в цель. Бить мимо цели. Бить в цель (·срн. бить). Стрельба по закрытым целям.
2. Тоже, что мушка2 (·устар. ).
3. перен. То, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. «- Конечная цель партии - свержение капитализм и установление социализма. Ближайшая цель - свержение царизма и установление демократических порядков.» История ·ВКП(б). «Работая, мелочи соразмеряй с огромной поставленной целью.» Маяковский. «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей.» Гончаров. «В новый путь... пошел без цели я тогда.» Некрасов. Ставить что-нибудь своей целью. Преследовать какую-нибудь цель. Иметь своею целью что-нибудь. Достигнуть цели. С практической целью. Для практических целей.
• С целью чего и с ·инф. или (неол.) в целях чего - для; для того, чтобы. Поехать с целью осмотра местности или с целью осмотреть местность.
II. ЦЕЛЬ, цели, ·жен. (·обл. ). Целина, целик.
Словарь эпитетов
То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; поставленная задача, определенное намерение.
О важности цели, степени ее осознанности, интенсивности стремления к ней; о близости, возможности ее достижения.
Абсурдная, авантюристическая, близкая, боевая, важная, великая, величественная, верная, вожделенная (устар.), выполнимая, главная, глубокая, глупая, грандиозная, далекая, дерзкая, дерзновенная, долгожданная, достижимая, доступная, единая, жалкая, желанная, жизненная, заветная, завлекательная, заманчивая, заповедная, здравая, истинная, конечная, конкретная, ложная, лучезарная (устар. поэт.), манящая, намеченная, нарочитая, неведомая, невозможная, невыполнимая, недостижимая, неизвестная, неизъяснимая, нелепая, неопределенная, непосредственная, нереальная, несбыточная, неясная, обдуманная, обширная (устар.). общая, ограниченная, окончательная, определенная, основная, осознанная, отдаленная, отчетливая, ощутимая, положительная (устар.), практическая, привлекательная, призрачная, прямая, пустая, реальная, революционная, решительная, секретная, серьезная, скрытая, сокровенная, специальная, существенная, тайная, твердая, творческая, туманная, увлекательная, умственная (устар.), утопическая, фантастическая, частная, четкая, широкая, ясная.
О благородной, честной цели.
Бескорыстная, благая, благодарная, благодетельная, благородная, благотворительная (устар.), благотворная (устар.), великодушная (устар.), возвышенная, высокая, добрая, достохвальная (устар.), завидная, моральная (устар.), нравственная (устар.), полезная, похвальная, прекрасная, светлая, святая, священная, славная, хорошая, честная, чистая.
О нечестной, низкой цели.
Аморальная, безнравственная, гнусная, грязная, дурная, злая, карьеристская, корыстная, корыстолюбивая, мелкая, нечестная, низкая, низменная, отвратительная, пакостная, подлая, пошлая, предвзятая, презренная, своекорыстная, темная, эгоистическая. Блаженная, выспренняя, капитальная, обаятельная, фискальная. Автономная, военная, государственная, историческая, классовая, мирная, общая, общенародная, освободительная, политическая, промышленная, техническая, технологическая, финансовая, экономическая и т. п.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1)
а) Предмет, место, в которое направляют выстрел, бросок, удар.
б) Мишень.
2)
а) перен. То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть.
б) Намеченный пункт, предел.
в) Поставленная задача, определенное намерение.
г) Назначение, смысл чего-л. предпринятого.
Большой психологический словарь
(англ. purpose, mental goal) — см. Воля, Деятельность, Интенция.
Краткий психологический словарь
— осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению к-рых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного будущего» по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма. Представления о Ц. как предвосхищаемом полезном результате используются при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов. Понятие о Ц. как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (см. акцептор результатов действия). Основой формирования Ц. у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.
Словарь практического психолога
— осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель — всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:
1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;
2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма.
Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (см. <<целеобразование>>). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.
Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное — разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.
Словарь управления
с целью чего и в целях чего. Убийство с целью грабежа. Ударил в целях самозащиты. С инфинитивом употребляется первое сочетание; ср.: с целью осуществить... — в целях осуществления...
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ЦЕЛЬ - англ. aim/goal/purpose; нем. Ziel. 1. Один из основных элементов поведения и сознательной деятельности индивида, характеризующий мысленное предвосхищение результата деятельности. 2. Результат поведения функционирующей системы, достигаемый с помощью обратных связей.
Философский словарь
предвосхищение в сознании результата, на достижение к-рого направлены действий. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, к-рому человек подчиняет свою волю. Ц., выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъекта. В целенаправленной деятельности людей находит свое проявление диалектическое взаимоотношение между свободой ч необходимостью. Ц. может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации. Различаются отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные Ц. В условном смысле термином “Ц.” в науке (биология, кибернетика) обозначается вообще состояние системы, достигаемое путем обратной связи (Целесообразность).
Философский энциклопедический словарь
ЦЕЛЬ – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно-обусловленные явления природы (см. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ), что считается невозможным, напр., в детерминизме и материализме. Вопрос о том, имеется ли в области биологического субстанция, полагающая цель, является спорным (см. ЭНТЕЛЕХИЯ, ВИРТУАЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА). Кант в своей «Критике способности суждения» называл понятие цели «чужаком в естествознании». Объяснение явлений природы при помощи целей называется телеологией. см. также ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ.
Философский энциклопедический словарь 2
        один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некрую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия.
        Наиболее значительное в антич. философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеч. деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В ср.-век. философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божеств. разума; преобладала телеологич. трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология).
        В новое время сложилась рационалистич. трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. Кант связывал Ц. со сферой практич. разума, свободной нравств. деятельности человека; он различал технич. Ц. (относящиеся к умению), прагматич. Ц. (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязат. принципу поступков человека). В философии Шеллинга и Гегеля учение о Ц. носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире «абс. духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц., средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности.
        Кризис бурж. идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как рационалистич. трактовки человеч. бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для бурж. философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации расхождения между Ц. и результатами (Вундт); признание исходной схемой изучения человеч. поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеч. деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и Ц. привело бурж. философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности Ц. человеч. деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).
        Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм-ленинизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: «...цели человека порождены объективным миром и предполагают его..:» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 171). Понимая Ц. как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «...идеальный, внутренне побуждающий мотив производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 717). Ц. как закон определяет способ и характер действия человека (см. К. Маркс, там же, т.23, с. 188). Она выступает как определ. механизм интеграции различных действий в систему Ц., средство и результат. Ц.— это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — как сложный процесс осуществления Ц,, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определ. типология Ц. — индивидуальных и социальных, стратегич. и тактич., конкретных Ц. и идеала,
        Марксизм-ленинизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает средства». Применение антигуманных средств для осуществления человечной Ц. приводит к обесчеловечиванию самой Ц., к подмене её ложной Ц. Так, напр., Маркс писал:«...цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (Маркс К., там же, т. 1, с. 65).
        В совр. науке интерес к понятию Ц. характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремлённых систем).
        см. также Идеал, Целесообразность.
        Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42; его же. Нищета философии, т. 4; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Трубников Н. Н., О категориях «Ц»., «средство», «результат», М., 1988; Акофф Р. Л., ЭмеРИ ?. И., О целеустремленных системах, пер. о англ., М., 1974; Методологич. проблемы исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. института технич. эстетики. Эргономика», 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория «Ц. »в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Ропаков Н. И., Категория «Ц.»: проблемы исследования, М., 1980; Luh-mann N., Zweckbegriff und Systemrationalitat, Tub., 1968; Taylor R., Action and purpose, N. ?., 1973,
        А. П. Огурцов.
Энциклопедия афоризмов

см.также ПЛАНЫ, ПРОГРАММЫ, ПУТЬ
Легче идти вперед, чем в нужном направлении.
•Михаил Генин
Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее.
•Франсуа Ларошфуко
Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.
•Сенека
Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда.
•Лоренс Питер
Цель - ничто, движение - все.
•Эдуард Бернштейн
Любую цель люди понимают иначе, чем человек, ее указующий.
•Фрэнсис Чизхолм
Бывает и так: добежав до финиша, замечаешь, что бежал не в ту сторону.
•Юзеф Булатович
Марширующие в одной колонне не обязательно направляются к одной цели.
•Веслав Тшаскальский
После того как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили наши усилия.
•Возможно, перефразированный Джордж Сантаяна
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЦЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ЦЕЛЬ