Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БУНИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бунин
        Андрей Владимирович [р. 15(28).3.1905, Воронеж], советский историк архитектуры, доктор искусствоведения (1958), профессор Московского архитектурного института (с 1942). Член КПСС с 1958. Исследователь истории отечеств, и зарубежного градостроительства. Награжден 2 орденами, а также медалями.
         Соч.: Архитектура городских ансамблей. Ренессанс, М., 1935 (совм. с М. Г. Кругловой); История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953; Geschichte des russischen Stadtebaues bis zum 19. Jahrhundert, B., 1961.
II
Бунин
        Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж, — 8.11.1953, Париж], русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детство провёл на хуторе Бутырки Орловской губернии. В молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром. В печати выступил в 1887. В 1891 в Орле вышел сборник «Стихотворения». Сборники «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) — пример совершенствования стиха в его «старых» классических формах, продолжающих традиции А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. К. Толстого. Поэзия Б. — песнь о родине, её «бедных селеньях» и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаны ранние рассказы Б. о голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. К декабрю 1895 относится знакомство Б. с А. П. Чеховым, к 1899 — с М. Горьким, который привлек Б. к сотрудничеству в издательстве «Знание», содействуя становлению демократических взглядов молодого писателя. В лучших рассказах этой поры — «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Новая дорога» (1901), «Чернозём» (1904) — наряду с обобщёнными раздумьями о судьбе России, ещё ощутима социальная индифферентность Б. Начиная с повести «Деревня» (1910), Б. обращается к широкой общественной тематике. Судьбу России он воспринимает как судьбу крестьянства (рассказы «Древний человек», «Ночной разговор», «Весёлый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава»). Не сумев увидеть в деревне ничего нового, Б. своим реалистическим изображением крестьянской жизни после Революции 1905—07 дал, однако, по выражению В. В. Воровского, «... своего рода исследование о причинах памятных неудач» (Литературно-критические статьи, 1956, с. 334). Хроникой вырождения усадебного дворянства явилась повесть «Суходол» (1911).
         В 1909 Академия наук избрала Б. почётным академиком.
         Б. много путешествовал; итогом его поездок по Востоку был цикл очерков «Храм Солнца» (1907—11). В 1910-е гг. в творчестве Б. возникает новая тематика: удушливый быт мещанства («Хорошая жизнь»), городское дно («Петлистые уши»), проникновение в «тёмные аллеи» человеческой страсти («Сны Чанга»). Проза Б. пронизана враждебным отношением к капиталистической цивилизации («Господин из Сан-Франциско», 1915), колониализму («Братья», 1914). Мастер «малых» форм — повести, рассказа, новеллы, Б. был выдающимся стилистом, создавшим особый «парчовый» (плотный, узорчатый) язык. Живописность и строгость, музыкальность и ритмическая выразительность характерны для бунинской прозы. Среди поэтических переводов Б. — «Песня о Гайавате» (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло.
         Враждебно встретив Октябрьскую революцию, Б. в 1920 эмигрировал во Францию. Здесь он обратился к интимным, лирическим воспоминаниям молодости. Роман «Жизнь Арсеньева» (отдельное издание 1930, Париж) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Б. занимает тема роковой любви-страсти («Митина любовь», 1925; «Дело корнета Елагина», 1927; цикл новелл «Тёмные аллеи», Нью-Йорк, 1943). В эмиграции Б. создал также философско-литературный трактат о Л. Н. Толстом («Освобождение Толстого», Париж, 1937), написал «Воспоминания» (Париж, 1950), в которых содержатся выпады против М. Горького, А. Блока, В. Брюсова, А. Н. Толстого. Автор книг об А. П. Чехове (Нью-Йорк, 1955). В 1933 Б. присуждена Нобелевская премия. Во многом противоречивое творческое наследие Б. обладает большой эстетической и познавательной ценностью. Преемник традиций классической русской литературы, он явился одним из крупных представителей критического реализма в России. Творчество Б. высоко ценится и всесторонне изучается в СССР. Сочинения его широко издаются.
         Соч.: Под открытым небом. Стихотворения, М.. 1898: Собр. соч., т. 1—5, СПБ. 1902—09; Полн. собр. соч., т. 1—6, П., 1915; Собр. соч., т. 1—12, [Берлин], 1934—39; Темные аллеи. 2 изд., Париж, 1946; Весной в Иудее. Роза Иерихона, Нью-Йорк, 1953; Собр. соч., т. 1—5, М., 1956; Повести. Рассказы. Воспоминания. [Вступ. ст. К. Паустовского], М., 1961; Собр. соч., т. 1—9. [Вступ. ст. А. Твардовского], М., 1965—67.
         Лит.: Боровский В. В., Бунин, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Айхенвальд Ю. Н., Силуэты русских писателей, в. 3, 3 изд., М., 1917; Батюшков Ф. Д., И. А. Бунин, в кн.:. Русская литература XX века. 1890—1910. под ред. С. А. Венгерова, [кн. 7], М., [б. г.]; Горбов Д., У нас и за рубежом, [М.], 1928; Муромцева-Бунина В. Н., Жизнь Бунина. 1870—1906, Париж, 1958; Никулин Л. В., Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты, М., 1960; Стерлина И. Д., Иван Алексеевич Бунин, Липецк, 1960: Афанасьев В. Н., И. А. Бунин. Очерк творчества, М., 1966; Михайлов О. Н., Иван Алексеевич Бунин. Очерки творчества, М., 1967; Бабореко А. К., И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917), М., 1967; Волков А., Проза Ивана Бунина, М., 1969.
         О. Н. Михайлов.
        И. А. Бунин. «Полевые цветы» (Москва, 1901). Илл. М. Демьянова.
III
Бунин
        Леонтий, русский гравёр конца 17 — начале 18 вв. Работал в Оружейной палате в Москве. Основная работа — 43 листа букваря Кариона Истомина, гравированные резцом на меди (1692—94). На каждом листе букваря, созданного для Алексея, сына Петра I, — буква, составленная из человеческих фигур, предметы, названия которых начинаются с этой буквы, а также её славянское, греческое и латинское написания.
         Лит.: Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951.
        Леонтий Бунин. Страница из букваря, составленного Карионом Истоминым. Резцовая гравюра на меди. 1692—94.
Современная Энциклопедия
БУНИН Иван Алексеевич (1870 - 1953), русский писатель. В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб (рассказ "Антоновские яблоки", 1900), жестокий лик деревни (повести "Деревня", 1910, "Суходол", 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). Яростное неприятие Октябрьской революции и ее последствий в дневниковой книге "Окаянные дни" (1918, опубликована 1925). В автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева" (1930) - воссоздание прошлого России, детства, юности и творческого становления писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; книга "Темные аллеи", 1943). Мемуары. Перевел "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
Ономастикон
• Отчество от прозвища Буня из диалектного глагола бунить - "гудеть, мычать, реветь". В.И.Даль привел рязанско-тамбовское слово буня - "спесивый, чванный", но отметил это значение знаком вопроса. • Буня - спесивый, гордый человек. Было и выражение «Буня-дутик» (Ф). Отчество от прозвища Буня из диалектного глагола бунить - «гудеть, мычать, реветь». В.И.Даль привел рязанско-тамбовское слово буня - «спесивый, чванный», но отметил это значение знаком вопроса. (Н) Бунилин из Бунила, вероятно, от той же основы.
Русская цивилизация
Иван Алексеевич (10/22.10.1870-8.11.1953), русский писатель и переводчик. Из древнего дворянского рода. Получил хорошее домашнее образование (курс гимназии и курс университета проходил под руководством приглашенных преподавателей). Начал писать стихи с 7 лет. Первые выступления Бунина в печати были в 1888 (стихи «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий»). В 1889 Бунин переехал в Харьков к брату Юлию. Здесь он познакомился с народниками. В конце 1889 принял предложение издательницы Н. А. Семеновой о сотрудничестве в «Орловском вестнике» и переехал в Орел.
В 1891 вышла первая книга Бунина — «Стихотворения 1887-1891». С августа 1892 Бунин служил в городской управе Полтавы и сотрудничал в «Полтавских губернских ведомостях». В н. 1890-х Бунин был уже известным поэтом и прозаиком, публикуя стихи и рассказы в популярных в то время литературно-политических журналах: «Русское богатство», «Северный вестник», «Вестник Европы». В 1895 Бунин оставил службу в Полтаве, уехал в Петербург, затем в Москву, сблизился с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Н. Н. Златовратским, Л. П. Чеховым, Ф. К. Сологубом, а в 1896 — 97 — с В. Г. Короленко и А. И. Куприным. В 1896 вышел перевод Бунина поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», ставший большим событием в русской поэзии к. XIX в. В 1898-1900 Бунин в Одессе и Ялте входит в круг «Товарищества южных художников», знакомится с ведущими актерами Московского художественного театра, с С. В. Рахманиновым и А. П. Чеховым. Своеобразной данью символизму явился сборник стихов Бунина «Листопад», вышедший в начале 1901.
С начала 1900-х Бунин публиковал стихи и прозу в сборнике «Знание» (ред. М. Горький); в издательстве «Знание» в 1902 — 09 вышли 5 томов его первого собрания сочинений. В 1900 — 04 Бунин находился в Западной Европе (Германии, Франции, Италии). В 1907 совершил путешествие в Египет, Сирию, Палестину, зимой 1909 жил на о. Капри, где встречался с М. Горьким. В 1910 была опубликована большая повесть Бунина «Деревня», принесшая ему широкую известность. В 1912 Бунин был избран почетным членом Общества любителей Российской словесности, в 1912-14 принимал участие в «Книгоиздательстве писателей в Москве». В 1915 вышло Полное собрание сочинений Бунина в 6 томах. Вершиной творчества Бунина дореволюционной поры считаются его сборник «Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912-1913», «Чаша жизни. Рассказы 1913-1914» (1915), «Господин из Сан-Франциско», «Произведения 1915-1916 гг.» (1916).
Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию Бунин воспринял как предзнаменование страшного всероссийского крушения. Октябрьские события рассматривал как «кровавое безумие». В 1918 — 20 Бунин находился в Одессе, в январе 1920 уехал в Константинополь. Эмигрантская жизнь Бунина была связана главным образом с Францией, где им были написаны 10 новых книг прозы. В 1927 — 33 Бунин работал над самым крупным своим произведением — романом «Жизнь Арсеньева» (полностью издан в Нью-Йорке, 1952). В 1950 в Париже вышли «Воспоминания» Бунина. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе — «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
В. А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
1.
БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сб. "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб ("Антоновские яблоки", 1900), жестокий лик деревни ("Деревня", 1910; "Суходол", 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге "Окаянные дни" (1918, опубл. 1925). В автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева" (1930) - воссоздание прошлого России. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; кн. "Тёмные аллеи", 1943). Мемуары. Перевёл "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
И.А. Бунин
2.
БУНИН Павел Львович (род. 1927), график. Динамичные, островыразительные иллюстрации к произведениям Данте, У. Шекспира, М. Ю. Лермонтова, Ш. де Костера и др., основанные на драматическом контрасте чёрного и белого.
3.
БУНИН Павел Григорьевич (род. 1929), экономист, член-корреспондент РАН (1970). Президент Союза арендаторов и предпринимателей СССР (с 1990), сопрезидент (1991-1993), президент (с 1993) Союза предпринимателей и арендаторов России. Труды по проблемам управления экономикой, хозяйственному расчёту, финансам.
Литературная энциклопедия
Иван Алексеевич [1877–] — один из крупнейших мастеров новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт. Р. в Воронеже, в семье мелкопоместного, но принадлежащего к старинному роду дворянина. Выступил в печати в 1888. В 1910–1911 Б. создает повесть «Деревня», закрепившую его положение в первых рядах
616 художников слова. С тех пор мастерство Б.-новеллиста идет по восходящей линии. Художественная и общественная фигура Б. отличается исключительной цельностью. Принадлежность писателя к некогда господствовавшему, а в момент его рождения угасающему дворянскому сословию, оказавшемуся не в состоянии примениться к капиталистической обстановке России конца XIX и первых десятилетий XX в., а тем более к революционной, пооктябрьской обстановке, определила и все особенности творчества Б. и его общественное поведение. По своему художественному направлению Б. не может быть отнесен целиком ни к одному из господствовавших перед революцией лит-ых направлений. От символистов его отделяет резко выраженная установка на реалистическую деталь, на быт и психологию изображаемой среды, от реалистов-общественников — крайний индивидуализм в подходе к описываемым явлениям и подчеркнутый эстетизм в трактовке реалистических образов. Сочетание этих особенностей заставляет отнести Б. к направлению так наз. «неореализма», литературной школы, возникшей в 1910-х гг. и стремившейся не только продолжать традиции классического русского реализма, но и перестроить их под новым, приближающимся к символизму, углом зрения. В наиболее зрелых своих произведениях (начиная с повести «Деревня», «Суходол» и кончая новеллами, созданными в последние годы, — «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» — и романом «Жизнь Арсеньева») Б. ясно выдает свою литературную генеалогию: мотивы Тургенева, Толстого, Лермонтова-прозаика, отчасти Салтыкова-Щедрина («Пошехонская старина») и С. Аксакова (см.) (особенно в яз. и описательном элементе) слышны у Б. очень отчетливо. Однако направленность их другая. У Б. очень ясно обнаруживается связь с родственной ему дворянской культурой, породившей те классические лит-ые образцы, от к-рых он исходит. Ощущение гибели своего класса и связанная с этим напряженная тоска по его уходящей культуре приводят к тому, что под пером Б. указанные элементы выглядят отнюдь не простым повторением того, что дал классический период русского реализма, но самостоятельным их воспроизведением, оживленным и обостренным новой, глубоко интимной трактовкой. Развитие художественной манеры Бунина-новеллиста шло как раз в направлении подчеркивания мотива гибели, с одной стороны, и в направлении постепенной разгрузки новеллы от реалистических, бытовых признаков — с другой. Если в ранних новеллах Б. (напр. «Антоновские яблоки», 1901) картина оскудения дворянства дана в объективных, лирически спокойных тонах, то в «Деревне» мотив гибели этого класса и связанного с ним крестьянского патриархального мира звучит трагически, а в «Суходоле» он уж предстает
617 окрашенным в полумистические тона. Дальнейшим шагом в этом направлении являются такие новеллы Бунина, как «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Братья» [1914–1917], где тот же мотив неизбежной гибели и связанный с ним мотив тщетности и бессмысленности бытия переносится в план личного существования (причем классовое происхождение этих идей часто затушевано тем, что облику действующих лиц искусно приданы внешние черты представителей иных классов). Наконец в произведениях Б. эмигрантского периода («Митина любовь», «Дело корнета Елагина», «Преображение») мотив смерти предстает в наиболее оголенном виде, и художник как бы склоняется перед неизбежным концом, открыто провозглашая ценностное превосходство смерти над жизнью и ее «грубой животностью». Этой тематической направленности строго соответствует композиционное, образное и стилистическое осуществление новелл Б. Если произведения Б. кануна 1905 даны в виде колоритно окрашенных, описательно психологических очерков и этюдов, то в дальнейшем все больший упор делается на углубление внутреннего драматизма положений и характеров, подчеркивание цельности настроения путем все более щедрого включения в новеллу скорбных лирических мышлений от лица героев или самого автора. В эмигрантский период этот процесс завершается тем, что показ быта и психологии определенной, четко ограниченной социальной среды окончательно уступает место скорбной лирике на тему о жизни и смерти, причем в тех случаях, когда действующие лица все же введены, автор явно преследует цель не столько драматического развития их характеров, сколько превращения этих лиц в носителей заранее заданной лирико-философской темы. В целом ряде случаев этому сопутствует предельное уменьшение числа действующих лиц, исключительное концентрирование внимания на двух героях — участниках трагически-любовной интриги, смысл к-рой в обреченности подлинного человеческого чувства трагическому концу («Митина любовь», «Дело корнета Елагина», «Солнечный удар», «Ида»). В ряде других новелл Б. выступает как чистый лирик, превращает новеллу в стихотворение в прозе на ту же лирико-философскую тему о красоте человеческого чувства и его обреченности в земных условиях. Мысля эту тему как общечеловеческую, Б. все более и более разгружает свои образы от черт быта, ищет вдохновения в образах прошлого, черпая их из религиозно-литературных памятников древности (Библия, Веды), а также из воспоминаний о прошлом быте русского дворянства, к-рый в последних произведениях писателя предстает все более и более идеализированным. Особенно полное выражение эта идеализация «геральдических» воспоминаний получила в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», где материал прежней хроники «Суходола» получает
618 новую интимно-лирическую разработку. В какой мере это постепенное продвижение творчества Б. в указанном направлении во всех своих этапах определено ходом развития классовых отношений революционной эпохи? В данный момент можно с определенностью констатировать факт этой зависимости в грубых чертах. Так, неоспоримым является влияние революции 1905 и ее разгрома на творчество Б.: победа реакции, вместо того чтобы внести бодрость в сознание дворянства, к-рое находилось под непосредственным ударом революции, в действительности еще резче оттенило обреченность этого класса в его собственных глазах, поскольку эта победа не могла не ощущаться лучшими представителями дворянства как временная; кроме того она была одержана не дворянством, растерявшим свои творческие силы задолго до борьбы, а бюрократическим государством, опиравшимся на крупную буржуазию, т. е. общественную силу, к к-рой дворянские слои, представляемые Б., были в более или менее резкой, хотя и бессильной оппозиции. Все это подчеркивало в глазах Б. полную бесплодность победы и определило то углубление пессимизма, которое наблюдается в его межреволюционных новеллах. Далее, революция 1917 и ее победоносное завершение послужили очевидным и окончательным толчком для Б. к полному отрыву от современности и к отходу его на те мистические позиции, к-рые он занимает в произведениях эпохи эмиграции. С этой точки зрения самый переход Б. в эмиграцию, его резко озлобленное отношение к Советской России, выразившееся в газетных фельетонах, речах, некоторых новеллах (напр. «Несрочная весна», «Красный генерал») и выделяющее Б. даже среди писателей-эмигрантов, представляются лишь практическим выводом, к-рый с фанатической последовательностью был сделан Б. из всего его мироощущения. Место Б. в истории русской лит-ры очень значительно. Резко выраженная реакционная идеология Б. приобретает значение характеристических черт дворянского класса, нашедших под пером Б. законченное выражение. С другой стороны, выдающаяся даже для классического периода русской прозы чистота языка, отчетливость внутреннего рисунка в образах и совершенная цельность настроения — все эти черты высокого мастерства, присущие Б. как завершителю классического периода русского дворянского реализма, делают новеллы Б. законченными литературными образцами. В области стиха значение Б. меньшее. Принадлежа к типу пластических поэтов (лучшая книга стихов Б. — поэма «Листопад», получившая пушкинскую премию Академии наук, целиком принадлежит к пейзажной поэзии), Б. в области стихотворной формы явился консерватором. Исходя из лирики Пушкина (см.) и Ал. Толстого (см.), Б. не пытался внести в русский стих что-либо новое и чуждался
619 новых достижений, сделанных другими. Свойственная Б. четкость штриха, составляющая оригинальность новеллы Б., в поэзии превратилась в некоторую сухость, нарушающую глубину лирического чувства. Однако отдельные стихотворения Бунина (поэма «Листопад» и некоторые стихотворения последнего времени) должны быть признаны выдающимися образцами живописной лирики. Б. перевел на русский язык некоторые образцы мировой лит-ры. Среди них — поэмы Байрона (см.) «Каин» и «Манфред». Ему принадлежит также единственный в русской лит-ре стихотворный перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Последнее полное собрание сочинений Б. в шести томах издано Марксом в 1915 (прилож. к журн. «Нива»). Гизом издан сборник дореволюционных рассказов Б. под заглавием «Сны Чанга» (М. — Л., 1928), а ЗИФом в 1928 — такой же сборник под заглавием «Худая трава» (содержание обоих сборников различно). «Книжные новинки» в 1927 переиздали лучшие новеллы Бунина эмигрантского периода: «Митина любовь» (отд. изд.) и сборник «Дело корнета Елагина» (где, кроме новеллы этого названия, даны также «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан» и др.). Библиография: Айхенвальд Ю., Силуэты русск. писателей, т. III, М., 1910; Коган П., Очерки по истории новейшей русск. лит-ры, т. III, в. II, М., 1910; Брюсов В. Далекие и близкие, М., 1912; Батюшков Ф., Русск. лит-ра XX в., ред. С. Венгерова, вып. VII, М., 1918, там же автобиографич. заметка; Воровский В., Лит-ые очерки, М., 1923; Горбов Д., У нас и за рубежом, М., 1928 (ст. «Мертвая красота и живучее безобразие» и «Десять лет лит-ры за рубежом»); Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924, Его же, Лит-ра великого десятилетия, т. I, М., 1928. Д. Горбов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БУНИН


будет выглядеть так: Что такое БУНИН