Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БРАНДЕС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Brandes)
        Георг (4.2.1842, Копенгаген, — 12.2.1927, там же), датский литературный критик, публицист. Начал литературную деятельность в 1860-е гг. В основных своих работах Б. следовал принципам позитивистской эстетики, отчасти сравнительно-исторического метода, сочетая их с психолого-биографическими характеристиками писателей и литературных героев. С 1871 читал лекции в Копенгагенском университете, положившие начало его основному труду «Главные течения в европейской литературе 19 в.» (т. 1—6, 1872—90). В нём дана характеристика литературы 1-й половины 19 в. и впервые сделана попытка изучения западноевропейских литератур в их взаимосвязи. Б. опубликовал работы: «Сэрен Кьеркегор» (1877), «Вениамин Дизраэли» (1878), «Людвиг Хольберг» (1884), монографии о героях, «Вильям Шекспир» (т. 1—3, 1895—96), «Вольфганг Гёте» (т. 1—2, 1914—15) и др., носившие идеалистический характер. Публицистические выступления Б. 1870—80-х гг. сыграли значительную роль в борьбе с политической и религиозной реакцией. Книги Б. «Польские впечатления» (1888) и «Русские впечатления» (1888), написанные после путешествия в Польшу (1886) и Россию (1887), а также очерки об А. С. Пушкине, И. С. Тургеневе, А. И. Герцене, Н. Г. Чернышевском, Л. Н. Толстом, М. Горьком и др. способствовали популяризации славянских, и особенно русской, литератур в Западной Европе. В 1912 Б. отметил возникновение пролетарской литературы в Дании в связи с выходом романа М. Андерсена-Нексё «Пелле — завоеватель». Выступал против 1-й мировой войны, в 1920 подписал манифест «Кларте». Высказывался в защиту Советской республики.
        
         Соч.: Samlede skrifter, bd 1-18, Kbh., 1899-1910; Levned, [bd] 1-3, [Kbh.], 1905-1908; в рус. пер.— Собр. сочинений, 2 изд., т. 1—20, СПБ, [1906—14]; Из автобиографии Георга Брандеса, «Русская мысль», 1907, № 8.
         Лит.: Державин Н., Георг Брандес, «Жизнь искусства», 1927, № 10; Нусинов И., К столетию со дня рождения Георга Брандеса, «Интернациональная литература», 1942, №2; Александров Д. Б., Георг Брандес в оценке современного датского литературоведения, «Скандинавский сборник», 1964, в. 9; Rubow P. V., Georg Brandes og den kritiske tradition i det nittende aarhundrede, Kbh., 1931: Fenger H., Georg Brandes' lrtar. 1857-1872, [Kbh.], 1955; его же, Den unge Brandes, [Kbh.], 1957; Rue H., Georg Brandes og socialismen, Skjern, 1957.
         Д. Б. Александров.
        Г. Брандес.
1000 кратких биографических данных
Георг (1842-?) - датский критик и историк литературы. Начал свою литературную деятельность выступлением в защиту свободного научного исследования против господствовавшей в Дании школы Нильсена, стремившейся примирить ортодоксальный протестантизм с новыми идеями. После нескольких лет пребывания за границей Брандес стал читать в Копенгагенском университете курс "О главных течениях европейской литературы XIX века". Этот курс лег в основу его главного шеститомного труда под тем же заглавием, доставившего ему европейскую известность и оказавшего большое влияние на его соотечественников. Как позитивист и радикал, Брандес должен был выдержать упорную борьбу со своими реакционными противниками, препятствовавшими распространению его влияния. Кроме "Главных течений в европейской литературе XIX века" Брандесом написано большое количество литературных характеристик. Важнейшие из них: "Шекспир", "Датские поэты", "Фердинанд Лассаль", "Бьернсон и Ибсен", "Аристократический радикализм" (о философии Ницше). Как литературный критик Брандес принадлежит к исторической школе. В своем главном труде он дает широкую картину общественных движений, на почве которых возникали литературные течения.
Литературная энциклопедия
1. Георг [Georg Brandes, 1842–1927] — датский критик, историк лит-ры и публицист. Р. в Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала право, потом «посвятил свои силы исключительно философии и эстетике» (из автобиографии Б.), изучал Гегеля, потом Фейербаха, дальше к-рого в своих философских взглядах не пошел. С 1870 получил звание доктора за сочинение по эстетике, путешествовал по Европе, где познакомился с Миллем (сочинение к-рого «О подчинении женщины» до этого перевел на датский яз.) и с Тэном (см.), последователем к-рого он себя считал; в 1871 читал в Копенгагенском университете курс лекций, потом изданный в 4 тт. под названием «Главнейшие течения европейской лит-ры XIX в.» (точнее, первой половины XIX в.), переведенный на немецкий и русский яз. Лекции имели шумный успех; направленные косвенно против датской реакции, они вызвали со стороны правых обвинение против него в потрясении «основ семейных и государственных». Агитация против Б. реакционных партий имела своим последствием, что в 1876 он был забаллотирован как профессор лит-ры при Копенгагенском университете. Бросив в лицо своим противникам памфлет «Моим врагам», Б. уехал в Германию, где написал 5-й т. своих «Главнейших течений». Вернувшись в конце 80-х гг. в Копенгаген, Б. открыл частный курс о датской лит-ре, чтение к-рого превратилось в его триумф. К этому времени относится поворот Б. от либерализма к философии
575 Ницше, к-рого он пропагандировал в своих лекциях [повлияв между прочим на Стриндберга (см.) как автора «Чандала» и «На шхерах»]. Своими статьями и публичными выступлениями Б. оказывал значительное влияние на новейшую скандинавскую литературу. Считая себя учеником Тэна, Б., поняв, что последовательный тэнизм приводит к построению истории лит-ры без авторов, вернулся назад к Сент-Бёву (см.). Описывая метод последнего, Б. характеризует свой собственный литературоведческий метод: «Сент-Бёв доходил при разборе произведений до самого их возникновения (!): за лоскутком бумаги он открывает человека. Он научал современников и последующие поколения сознавать, что мы еще не знаем ни одного произведения прошлого, пока нам не удалось уяснить себе душевное состояние, из к-рого оно возникло, и составить себе представление о личности, оставившей нам его». Таков и метод Б., портретно-биографический, с привлечением историко-культурных фактов как фона для психо-биографической конструкции писателя. Один из его критиков правильно отмечает: «Более всего Б. интересуется личностью того или иного деятеля, а на общий характер и условия эпохи обращает внимание лишь настолько, насколько они нужны ему для объяснения психических особенностей этой личности. Для него лит-ру составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а их авторы». В таком психологически-портретном стиле выдержаны не только его монографии о Шекспире, Гёте, Дизраэли, Киркегоре, Вольтере и др., но даже в конечном счете и его «Главнейшие течения». В особенности характерен в этом отношении его труд о Шекспире, написанный с целью дать на основании произведений картину психической жизни и развития поэта, к-рым он считает актера из Стрэтфорда, внешняя и внутренняя жизнь к-рого по иным документам нам совершенно неизвестна. Портретно-био-психологический метод Б. переплетается у него с публицистическим подходом к толкованию писательского творчества, в особенности в «Главнейших течениях», где он выступал убежденным ратоборцем за идеалы либерализма, слегка окрашенные в радикальный цвет. Портретист, публицист, Б. вместе с тем по своим приемам изложения и письма — художник больше, чем ученый: блестящий словесный стиль, склонность к сравнениям, к лирическим отступлениям, к автобиографическим экскурсам и т. д. — таковы характерные черты его письма. Кроме указанных выше капитальных трудов, Б. написал множество статей о всех почти скандинавских авторах, а также о многих французских, немецких и русских писателях (о Тургеневе, Достоевском, Толстом, Горьком). В конце 80-х гг. Б. — почетный член Общества любителей российской словесности —
576 был в Петербурге и в Москве, где читал лекции (между прочим о Тэне). Против русского царизма с его погромной политикой Б. направил книгу, в царской России не допущенную. На исходе войны 1914–1918 Б. подписал известный манифест «Clarte». В послевоенную эпоху выступил критиком версальского договора и защитником Советской России. Библиография: I. На русск. яз. собр. сочин. Б. в 20 тт. было предпринято в 1906–1914 в Петербурге; издание его сочин., предпринятое Фуксом в 1902, в 12 тт., (ред. Лучицкой) искажено цензурой. Автобиография Б. (в сокращенном виде) — в «Русской мысли», № 8, 1907. II. Соловьев Е. (Андреевич), Предисловие к «Лит-ре XIX в. в ее главнейших течениях», изд. Павленкова, СПБ., 1895; Hansson O., Das junge Skandinavien, Dresden, 1891. В. Фриче
2. Карл-Эдвард-Коген [Karl Edward Cohen Brandes, 1847–] — датский писатель, младший брат знаменитого Георга Брандеса. Известен драмами: «Gyngende Grund» [1882]; «Et Besog» [1882] и др. Б. — натуралист.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БРАНДЕС


будет выглядеть так: Что такое БРАНДЕС