БОЗАНКЕТ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Bosanquet)
Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд, — 8.2.1923, Лондон), английский философ-неогегельянец. Продолжил линию абсолютного идеализма Ф. Г. Брэдли, подчёркивая личностный характер «абсолюта», источника всех ценностей. В «Философской теории государства» развил социально-политическую концепцию, в которой «государство» понимается как воплощение общей воли, вырастающей из кооперации индивидов, и «единственно признанное и оправданное насилие» (указ. соч., L., 1899, р. 152), направленное на подчинение личности «целому» и подавление её «эгоизма», вытекающего из «животной природы» человека. Б. критиковал формальную логику, понимая логическое мышление как переход от фрагментарного частного опыта к «конкретной универсалии», т. е. «истине как целому».
Соч.: Essentials of logic, L., 1895; A history of aesthetics, 2 ed., L.-N. Y., 1904; The principle of individuality and value, L., 1912; The philosophical theory of the state, L., 1920; The meeting of extremes in contemporary philosophy, L., 1921; в рус. пер.— Основания логики, М., 1914.
Лит.: Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 5; Houang F., Le neo-hegelianisme en Angleterre. La philosophie de Bernard Bosanquet. 1848—1923, р., 1954.
А. С. Богомолов.
|
Философский энциклопедический словарь |
БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (род. 14 июня 1848, Рокк-Хол, Нортумберленд – ум. 8 февр. 1923, Лондон) – англ, философ. Опираясь на Гегеля, подчеркивает (в «Knowledge and reality», 1885) целостность действительности, которая в чувственном созерцании выступает в форме отдельных содержаний, в системе познания – как целое. Известность Бозанкету принесли его учение о государстве («The philos. theory of the state», 1889) и история эстетики («А history of aesthetics», 1892). |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(Bosanquet) Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд,— 8.2.1923, Лондон), англ. философ, представитель абс. идеализма. Трактовал формальную логику как вспомогат. дисциплину, подчинённую уни-верс. логике, совпадающей с гносеологией и идеалистич. метафизикой. Б. придал иррационалистич. черты гегелевскому учению о гибкости и подвижности осн. форм суждений. Рассматривал познание как переход от изолированных опытных данных к постижению конкретновсеобщего единства — «Абсолюта». Используя понятие «Абсолюта» для обоснования теории государства, рассматривал последнее как наивысшую ценность. Социально-политич. учение Б. обосновывало правомерность насилия государства над личностью и превозносило подчинение индивидов «целому». Автор работ по этике, эстетике и религии.
Logic, v. 1—2, Oxf., 1911; The principle of individuality and value, L., 1912; The philosophical theory of the state ,L., 1920; A history of aesthetics, N. Y., 1957; в рус. пер.— Основания логики, M., 1914.
Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 3; Bosanquet H., B. Bosanquet, a short account of his life, L., 1924; Pfannenstill В., В. Bosan-quet's philosophy of the state, Lund, 1936. |
|
|