Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОХЕНЬСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Bochenski)
        Юзеф Мария (р. 30.8.1902, г. Чушув, Польша), швейцарский философ-неотомист. По национальности поляк. Один из теоретических лидеров Антикоммунизма; член ордена доминиканцев. Профессор истории философии (с 1945), ректор (1964—66) Фрейбургского университета. Б. — организатор и директор (с 1957) Института восточноевропейских исследований при Фрейбургском университете, основатель и издатель (с 1961) журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959). Будучи противником коммунизма, Б. выступил с утверждениями о «тоталитарном и антигуманном» характере советского строя и философской несостоятельности марксизма-ленинизма. В последние годы перешёл от полного отрицания научной значимости советской философии к более дифференцированным формам «критики»: Б. признает её успехи в разработке проблем естествознания, формальной логики, быстрый рост продукции и др.
         Б. — автор работ по истории философии и современной, в частности математической, логики.
         Соч.: Europaische Philosophie der Gegenwart, 2 Aufl., Bern, 1951; Formale Logik, Munch., 1956; Wege zum philosophischen Denken, 2 Aufl., Basel—W., 1960; Logic of religion, N. Y., 1965; Diamat, Stuttg., 1968.
         Лит.: Алексеев М. Н., Исследование о проблемах мышления, «Вестник истории мировой культуры», 1959, № 1; «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, №16, 21; Ситковский Е. П., Против философского антикоммунизма, в кн.: Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Быховский Б., Партии в философии и философский камуфляж, «Коммунист», 1967, № 1.
         А. А. Алтухов.
Новый философский словарь
(Bochenski)
Юзеф Мария (1902-1995) - польско-швейцарский философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов), политэкономию (Познань), философию (Фрейбург, Швейцария), теологию (Рим). С 1931 - доктор философии, с 1935 - доктор теологии, с 1966 - почетный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (США). Работал в Италии, Польше, потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957-1972), декан философского факультета, профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81 году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала "Studies in Soviet Thought" (1961) и серии "Sovietica" (1959). Основные сочинения: "Логика Теофраста" (1939), "Диамат" (1950), "Формальная логика" (1956), "Современная западная философия" (1957), "Методы современного мышления" (1965), "Марксизм-ленинизм" (1976) и др. Б. исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии. В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функция метафизики. "Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта", - подчеркивал Б. Основная проблема онтологии - соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Б. выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух томистских принципов: "интелли-гибельности" (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что возможен обратный путь восхождения к идее) и "соучастия" (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога). Акт сознания - это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Б., - вера, лишенная научного обоснования, с явно выраженной детерминантой тотального атеизма. Согласно Б., Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс у Б. ставил перед собой задачу чисто теоретическую - создание "научного социализма" и социологии (одним из основателей которой он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание не выдержавшие испытания временем концепты: "класс", "прогресс", "диалектический материализм" и т.д. Кроме того, с точки зрения Б., организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах полемики ортодоксальных марксистов с их демократическими оппонентами, особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения.
А.А. Грицанов
Современная западная философия
БОХЕНЬСКИЙ, (Bochenski) Юзеф Мария (1902-1995) - польско-швейц. философ. В 1920-26 изучал экономику и право в ун-тах Львова и Познани. В 1927 стал членом ордена доминиканцев. В 1935-40 преподавал в ун-те Ангеликум в Риме и в Ягеллонском ун-те в Кракове. Во время второй мировой войны служил капелланом в Польской армии в Великобритании и Италии. После войны был проф., деканом философского факультета, ректором Фрибургского ун-та в Швейцарии. Основатель журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica». B 1957-72 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском ун-те. Б. - автор работ по истории философии, методологии и логике, философии религии, советологии. Он стремился найти новые пути укрепления позиций <<неотомизма>>. По его мнению, отдельные положения <<феноменологии>>, <<неопозитивизма>>, <<лингвистической философии>> могут и должны быть использованы теоретиками неотомизма как для защиты собственной мировоззренческой программы, так и для создания «синтетического» метода философствования.
Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. М., 1993; Europaische Philosophie der Gegenwart, 1947; Diamat, 1950; Logic of Religion, 1965; The Methods of Contemporary Thought. Dordrecht, 1965; Marxismus-Leninismus. Munchen, 1976.
Философский энциклопедический словарь
БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (род. 30 авг. 1902, Чушув, Польша) – швейц. философ-неотомист, профессор современной философии во Фрейбурге (Швейцария). Занимался исследованием современной логики и советско-марксистской философии. Один из теоретических лидеров антикоммунизма. Осн. произв.: «La logique de Theophraste», 1939; «Europдische Philosophie der Jegenwart», 1947; «Diamat», 1950; «Formale Logik», 1956.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц. фллософнеотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма. Член ордена доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследований при Фрейбургском университете, основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая ему «экспансионизм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ. верой. Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и усиление её междунар. роли, Б. выступает в духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по истории и методологии философии, логики и теологии.
        Europaische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of religion, N. ?., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum philosophischen Denken, Basel —W., 197311; Was ist Autoritat?, Basel —W., 1974; Marxismus-Leninismus, Munch., 19742.
        «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; Ситковский Е. П., Против филос. антикоммунизма, в кн.. Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные признания одного из наших «критиков» (О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы ? о в-с к и й Б. Э., Партии в философии и филос. камуфляж, «Коммунист», 1967, № 1.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОХЕНЬСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое БОХЕНЬСКИЙ